Дело № 2-1439/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Урюпинск 10 ноября 2016г.
Судья Урюпинского городского суда Волгоградской области Миронов А.В.,
при секретаре судебного заседания Молокановой О.С.
с участием:
представителя истца Хомяковой Т.И.,
представителя ответчика Сухоруковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и возобновлении выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца
УСТАНОВИЛ:
Мельникова В.А. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Урюпинску и Урюпинскому району о признании решения незаконным и возобновлении выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ответчиком ему выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца. С сентября 2016г. выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращена в связи с достижением истцом возраста 18 лет, несмотря на то, что ответчику представлено подтверждение обучения Мельниковой В.А. по очной форме обучения в ГКП «Костанайский медицинский колледж», являющемся организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Причиной прекращения выплаты пенсии явилось то обстоятельство, что обучение истца в иностранном образовательном учреждении осуществляется по личной инициативе без направления на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации. По мнению истца, прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца является незаконным.
Мельникова В.А. просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и возобновить ей выплату социальной пенсии по случаю потери кормильца.
Истец Мельникова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Посредством электронной почты направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Хомякова Т.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Урюпинску и Урюпинскому району Сухорукова Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, ссылаясь на законность и обоснованность прекращения выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
При рассмотрении дела установлено, что истцу – Мельниковой В.А. родившейся ДД.ММ.ГГГГг. была назначена пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., т.е до достижения ей совершеннолетнего возраста.
Факт того, что Мельниковой В.А. правомерно назначена пенсия по случаю потери кормильца, не оспаривался сторонами.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по г.Урюпинску и Урюпинскому району от ДД.ММ.ГГГГг.
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГг. №, с ДД.ММ.ГГГГг. ответчик прекратил выплату Мельниковой В.А. пенсии по случаю потери кормильца в связи с достижением истцом возраста 18 лет.
Причиной прекращения выплаты пенсии явилось то обстоятельство, что обучение истца в иностранном образовательном учреждении осуществляется по личной инициативе без направления на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Суд не может согласиться с решением ответчика по следующим основаниям.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГг., Мельникова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время обучается в <данные изъяты> специальности <данные изъяты> очной формы обучения, на договорной основе в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> о зачислении от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Данными паспорта истца № выданного отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГг., подтверждается, что Мельникова В.А. является гражданином Российской Федерации и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в ч.1 ст.7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает, и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Законодательство Российской Федерации в области образования не ограничивает возможность реализации права выбора образовательного учреждения только российскими образовательными учреждениями, что в полной мере соответствует требованиям международно-правовых актов, в частности Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, из статьи 13 которого вытекает запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения.
Кроме того, Конституция РФ, закрепляя право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27), не содержит каких-либо ограничений в отношении выбора страны выезда и времени пребывания за границей, а также целей выезда, в числе которых может быть и получение образования (включая профессиональное).
Одним из основных принципов, гарантированных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Таким образом, реализация гражданином Российской Федерации права выбора образовательного учреждения предполагает возможность обучения, как в российском, так и в иностранном учебном заведении.
Пенсионное обеспечение членов семьи умершего кормильца в настоящее время осуществляется как в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях", так и другими законами РФ, которые, предусматривая право членов семьи умершего кормильца и приравненных к ним лиц на получение пенсии по случаю потери кормильца, определяют круг лиц, имеющих право на эту пенсию, условия её назначения, а также размеры и порядок выплаты.
К таким лицам, в частности, и относятся совершеннолетние дети, обучающиеся в образовательных учреждениях. Такое отнесение обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства: специфика организации учебного процесса в рамках очной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения данной категорией лиц постоянного источника средств к существованию за счёт самостоятельной трудовой деятельности.
Такая правовая позиция приведена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.С. Лаппы". Вместе с тем, суд полагает, что она в целом может быть применима и к настоящему спору, поскольку не могут быть дискриминированы в правах дети, самостоятельно поступившие в иностранное учебное заведение, получающие пенсию по случаю потери кормильца за умершего родителя, и такие же дети, но если им пенсия выплачивается за погибшего родителя (кормильца) на основании Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Довод ответчика о том, что истец не имеет права на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения возраста 23 лет, так как у него отсутствует направление на учёбу в соответствии с международным договором Российской Федерации со стороны российского учебного заведения, неконституционен.
Лишение тех детей, кто поступил самостоятельно в иностранное образовательное учреждение и получает в нем образование в очной форме в отличие от лиц, направленных на учёбу в такие учреждения в соответствии с международным договором, права на получение пенсии по случаю потери кормильца до окончания обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет, означало бы установление необоснованных различий в условиях приобретения прав на получение пенсии по случаю потери кормильца лицами, относящимися к одной и той же категории исключительно в зависимости от способа поступления в иностранное образовательное учреждение. Такого рода различия не имеют объективного и разумного оправдания и несовместимы с требованиями статей 19 и 39 Конституции РФ.
С учётом всего вышесказанного, следует признать незаконным решение ответчика об отказе в продлении выплаты пенсии истцу и обязать его возобновить с момента отмены выплату Мельниковой В.А. пенсии по случаю потери кормильца с учётом последующих её перерасчётов в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельниковой В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, незаконным и обязать назначить пенсию, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Урюпинске и Урюпинском районе Волгоградской назначить (возобновить) Мельниковой В.А. пенсию по случаю потери кормильца с 01 сентября 2016г. до окончания образования, но не дольше чем до достижения возраста 23 лет.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Урюпинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Миронов А.В.