Дело № 2-749-2015
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2015 года г.Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Дармаевой Б.Д., единолично
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Тудупдоржиевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Сараевой О,В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мироновой Е.П. о понуждении устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
у с т а н о в и л:
Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав инвалидов на доступное пользование объектами социальной инфраструктуры.
По результатам проверки установлено, что вход в помещение магазина «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес> не оборудован пандусом, с поручнем, отвечающим требованиям «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605.
Так, вход в магазин «<данные изъяты>» расположен со стороны <адрес>, у входной двери имеется лестница, состоящая из трех ступеней, пандус или иные устройства, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, отсутствуют.
Магазин «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит Мироновой Е.П., о чем свидетельствует выписка из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ Миронова Е.П. является единственным учредителем и директором ООО «<данные изъяты>», осуществляющего реализацию алкогольной продукции в указанном магазине.
Невыполнение требований законодательства является существенным препятствием для осуществления гражданами с ограниченными возможностями своих прав в полном объеме.
Просит обязать Миронову Е.П. оборудовать лестницу у входа магазина «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> специальными приспособлениями, позволяющими маломобильным группам населения беспрепятственно осуществлять доступ в помещение путем устройства пандуса с поручнями согласно требованиям «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городско поселения «Шерловогорское».
Представитель третьего лица Замешаева В.С, действующая на основании доверенности, в зал суда не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Ответчик Миронова Е.П. в зал суда не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, с учетом мнения сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании помощник Борзинского межрайонного прокурора Тудупдоржиева Д.С., поддержав исковые требования, пояснила вышеизложенное.
Выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации установлена гарантия каждого на получение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях.
Конвенцией о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована в мае 2012г.) провозглашен принцип доступности - чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 года целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно абз. 1, 4 ст. 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 года Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 12 Федерального закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 №384-ФЗ жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что Мироновой Е.П. принадлежит на праве собственности нежилое помещение магазина, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Указанное здание арендуется ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «<данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности общества является розничная продажа алкогольной продукции. Единоличным учредителем ООО «<данные изъяты>» является Миронова Е.П.
Из Акта осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ проведенного комиссией на основании распоряжения руководителя администрации городского поселения «Шерловогорское» от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии собственника Мироновой Е.П., и фототаблицы к нему следует, что у крыльца входа в магазин «<данные изъяты>», расположенного по адресу: ДД.ММ.ГГГГ отсутствует пандус.
По результатам осмотра здания Мироновой Е.П. даны рекомендации об устранении выявленных нарушений.
В судебном заседании установлено, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
С 01.01.2013 введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 (далее - Свод Правил).
Действующий Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет требования к помещениям и их элементам.
В частности, установлено, что пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске. Поручень: компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении (Б.21, Б.32 Приложения Б к Своду правил 59.13330.2012).
Согласно п. 4.1.14 Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9х1,0м.
Согласно п. 4.1.15 Свода правил длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5х1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1х2,1м. Свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9-1,0м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.
Согласно п. 5.1.4 Свода правил наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
Согласно п. 5.2.4 Свода правил дверные проемы в помещениях, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,014м.
Как установлено в судебном заседании, отсутствие пандуса у входа в магазин «<данные изъяты>», расположенные в здании по адресу: <адрес> противоречит требованиям «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605, что ограничивает свободный доступ к ним маломобильных групп населения, следовательно, является нарушением требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Поскольку невыполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов является существенным препятствием для осуществления гражданами с ограниченными возможностями свои прав в полном объеме, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению и полагает обоснованным обращение прокурора в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Борзинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Миронову Е.П. оборудовать лестницу у входа в магазин «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> специальными приспособлениями, позволяющими маломобильным группам населения беспрепятственно осуществлять доступ в помещение путем устройства пандуса с поручнями согласно требований «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605.
Взыскать с Мироновой Е.П. в местный бюджет госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Борзинский городской суд.
Председательствующий судья Б.Д. Дармаева