Судья Г.Н. Магомедова
Дело № 33-1798\2015г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Шихгеоеева Х.И.,
судей Сидоренко М.И. и Гомленко Н.К.,
при секретаре Абдулгапуровой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкала 22 апреля 2015 года апелляционную жалобу представителя администрации ГО «город Каспийск» Магомедова Р.А. на решение Каспийского городского суда РД от 17 февраля 2015 года, которым постановлено: «Исковое заявление Магомедовой П. К. к Администрации городского округа «город Каспийск» и Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации городского округа «город Каспийск» в пользу Магомедовой П. К. задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на февраль 2015 года включительно в размере 63861 (шестьдесят три тысяч восемьсот шестьдесят один) рублей 16 (шестнадцать) копеек из денежных средств, перечисляемых Министерством Финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В удовлетворении исковых требований Магомедовой П. К. к Муниципальному автономном учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «город Каспийск» - отказать»
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сидоренко М.И., объяснение истца Магомедовой П.К., и в ее интересах Шанавазова М., просивших решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а :
Магомедова П.К. обратилась в суд с иском к Администрации ГО «город Каспийск» и МАУ «МФЦ ГО «город Каспийск» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на ноябрь 2014года в сумме 61784 рубля 29 копеек.
Иск мотивировала тем, что она является получателем субсидий, что в свою очередь подтверждается справкой МАУ «МФЦ». В нарушение Правил финансирования расходов на предоставление субсидий, постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761, Постановления Правительства РД от 26.08.2011 г. за № 294, Порядка перечисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в РД, ответчиком не производятся начисления субсидий, в связи с чем, образовалась задолженность перед ней по выплате субсидий в размере 61784 рубля 29 копеек.
Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является муниципальное автономное учреждение «МФЦ». Данное учреждение приняло решение о назначении, рассчитывает и начисляет ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Получателем субвенций в городском округе «город Каспийск» является администрация городского округа «город Каспийск», которая на основании произведенных МАУ «МФЦ» начислений должна перечислять полученные денежные средства на открытые получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг банковские счета.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации ГО «город Каспийск» по доверенности Магомедов Р.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске Магомедовой П.
В соответствии со статьей 5 Закона РД от 24 декабря 2007 года № 68 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона РД от 24 декабря 2007 года № 68 органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан (далее - местные бюджеты) субвенции на осуществление государственных полномочий;
В соответствии с п. 10 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан утвержденного Постановлением Правительства РД от 26.08.2011 № 294 Министерство финансов Республики Дагестан:
перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходов по предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ "РЦС" предложений, составленных на основании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан;
осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах.
Уполномоченный орган по выплате субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг МАУ «МФЦ по г.Каспийск» представил документы, подтверждающие о неполном финансировании Министерством финансов РД переданных полномочий. Это и явилось причиной возникновения задолженности по субсидиям.
По смыслу вышеупомянутых норм обязанность по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лежит на Министерстве финансов РД. В материалах дела нет документов, подтверждающих о том, что задолженность по оплате коммунальных услуг образовалось в результате незаконного осуществления переданных государственных полномочий Республики Дагестан и судом такое обстоятельство не было установлено.
Администрация городского округа «город Каспийск» свои обязательства по оплате субсидий исполняет в полном объеме. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий Республики Дагестан Администрация городского округа «город Каспийск» и ее должностные лица были бы привлечены к ответственности.
В возражении на апелляционную жалобу Магомедова П. просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебное заседание не явились представитель администрации ГО «город Каспийск», представитель МФЦ ГО «город Каспийск», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Магомедова П.К., являющаяся собственником кв. № 16 по ул. Халилова, 6, г. Каспийск в установленном порядке признана получателем субсидий для оплаты коммунальных услуг.
Согласно справке-расчету, подтверждающей право истца на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданной 23 декабря 2014 года МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», размер задолженности перед Магомедовой П.К., проживающей по адресу: Республика Дагестан, <адрес>, за период с ноября 2010 года по ноябрь 2014 года включительно, составляет 61784 рубля 29 копеек. Эти средства истцу не выплачены.
Эти обстоятельства подтверждаются исследованной судом справкой расчета МФЦ ГО «город Каспийск». Доказательств компенсации расходов, понесенных истицей, ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования к ответчику документально подтверждены и подлежат удовлетворению в размере 61 784 руб. 29 копеек.
Судом установлено, что МАУ "МФЦ" г. Каспийск занимается лишь начислением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг и соответствующие сведения сообщает Администрации ГО "город Каспийск", а перечисление указанных сумм субсидий на лицевые счета их получателей является обязанностью администрации ГО "город Каспийск".
Одной из мер по реализации гарантий социальной защиты при осуществлении гражданами права на жилище (статья 40 Конституции РФ) является предусмотренная Жилищным кодексом РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 8 указанной статьи финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов РФ.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан установлены в Правилах предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761.
В соответствии с частью 5 статьи 159 Жилищного кодекса РФ, пунктом 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно п.66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, (п.71 Правил)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительством Республики Дагестан постановлением от 26.08.2011г. № 294 утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан. Контроль за исполнением настоящего постановления возложено на Министерство финансов Республики Дагестан и на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Согласно п.п.6, 10, 11 и 12 Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Республике Дагестан средства на предоставление субсидий предусматриваются в республиканском фонде компенсаций, образуемом в составе республиканского бюджета Республики Дагестан, с распределением их по городам и районам и перечисляются на финансирование указанных расходов бюджетам муниципальных образований целевым назначением в виде субвенций. Министерство финансов Республики Дагестан перечисляет бюджетам муниципальных образований средства на финансирование расходовпо предоставлению субсидий получателям с учетом ежемесячно представляемых ГУ "РЦС" предложений, составленных наосновании представленных уполномоченными органами отчетов по установленной форме, согласованных с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан; осуществляет финансирование расходов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов на предоставление субсидий получателям с учетом расходов на содержание служб субсидий администраций муниципальных районов и городских округов и в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах; ежемесячно представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и ГУ "РЦС" сведения о перечисленных бюджетам муниципальных образований средствах на финансирование расходов по предоставлению субсидий. Финансирование расходов, связанных с доставкой и пересылкой субсидий гражданам, проживающим на территории Республики Дагестан, через кредитные организации, организации связи и кассы уполномоченных органов, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете Республики Дагестан на обеспечение предоставления гражданам субсидий. Ответственность за целевое использование денежных средств, предусмотренных для выплаты субсидий, несет Администрация соответствующего муниципального образования.
В соответствии со ст.5 Закона РД от 24.12.2007г. № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского фонда компенсаций, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Согласно п.п.111, 112 Приказа Минрегиона РФ № 58, Минздравсоцразвития № 403 от 26.05.2006г. финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
При изложенных обстоятельствах, по мнению судебной, коллегии, несостоятельными являются доводы жалобы о том, что причиной не выплаты субсидий истцу является недостаточность финансовых средств, перечисляемых для этих целей из бюджета Республики Дагестан.
Судом установлено, что Магомедова П. имеет право на получение указанных субсидий, обязанность по их выплате согласно приведенным нормативным актам возложена на органы местного самоуправления.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствие финансирования указанных расходов и недостаточное выделение Республикой Дагестан администрации ГО "город Каспийск" субвенций на эти цели не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Магомедовой П.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таковых условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По изложенным выше основаниям доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
По мнению судебной, коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Каспийского городского суда от 17 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: