Решение по делу № 2-1040/2014 от 26.08.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2014 года город Ивантеевка

Ивантеевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колчиной М.В.,

при секретаре Кирилловой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1040/2014 по иску Мухиной В.А. к Министерству образования Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мухина В.А. обратилась в суд с требованиями к Министерству образования Московской области в лице отдела опеки и попечительства по городскому округу Ивантеевка о признании права на обеспечение жилым помещением и обязании включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В обоснование своих требований истец указала, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. До совершеннолетия она воспитывалась в детском доме, затем продолжила обучение в техникуме, которое не закончила. В 2002 году за истцом было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где она зарегистрирована по месту жительства. Однако проживать в закреплённом жилом помещении истец возможности не имеет, так как жилищные условия стеснены. Жилое помещение состоит из двух смежных комнат, в котором зарегистрированы и проживают 5 человек. Средств на приобретение жилья истец не имеет, то есть является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ответчик отказал во включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая, что истец не имеет объективной возможности проживать в закреплённом жилом помещении, истец просит признать за ней право на однократное обеспечение вне очереди жилым помещением на территории города Ивантеевки общей площадью не менее 27 кв.м. за счёт средств бюджета Московской области.

В судебном заседании истец требования поддержала.

Представитель ответчика в лице отдела опеки и попечительства по городскому округу Ивантеевка в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил, возражений не представил.

Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела усматривается, что Мухина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, Советский проспект, <адрес>, с 20 августа 1998 года.

Мать Мухиной В.А., Ж., была лишена родительских прав и умерла 17 декабря 2001 года. Отец, М., решением Ивантеевского городского суда Московской области от 20 декабря 2011 года признан безвестно отсутствующим.

18 мая 2002 года постановлением главы города Ивантеевка № 1054 Мухина В.А. была устроена в муниципальный детский дом «Опекунский дом». При этом за Мухиной В.А. была закреплена жилая площадь по месту её регистрации.

С ноября 2012 года Мухина В.А. была выведена из состава воспитанников детского дома и поставлена на полное государственное обеспечение в Королевский государственный техникум технологии и дизайна одежды.

Совместно с истцом по указанному адресу зарегистрированы и проживают наниматель Г. (сестра Мухиной В.А.) и члены семьи Г., Л., П.

29 августа 2014 года отделом опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Ивантеевка Мухиной В.А. было отказано во включении в число лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, так как на момент совершеннолетия у неё отсутствовало право на меры социальной поддержки виде обеспечения жилым помещением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В силу пункта 4 указанной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

…3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичные нормы также содержатся в статье 8 Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Также указанной статьёй предусмотрено, что центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области (далее - список).

Оценив представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности и правовой связи, руководствуясь принципом состязательности сторон, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд учитывает, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также суд приходит к выводу о том, что, несмотря на закрепление за истцом жилого помещения, в котором она зарегистрирована, проживание в данном жилом помещении следует признать невозможным. Так, исходя из общей площади жилого помещения (44,2 кв.м.) и количества зарегистрированных лиц (5 человек) на каждое лицо приходится по 8,84 кв.м.

В силу Решения Ивантеевского городского Совета депутатов Московской области от 26 сентября 2005 года № 183/18 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы жилого помещения» учётную норма площади жилого помещения установлена в размере не более 10 кв. м общей площади жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что поскольку на каждого из проживающих в жилом помещении приходится размер общей площади менее учётной нормы, постольку это является основанием для распространения на истца меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда.

То обстоятельство, что на момент совершеннолетия действовала редакция указанных выше законодательных актов, по которым истец не относилась к числу лиц, на которых распространяется мера социальной поддержки, в части признания её нуждающейся в жилом помещении, не может быть единственным основанием для отказа в предоставлении данной меры.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом суд учитывает, что в Российской Федерации, как правовом социальном государстве, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием - обязанность государства (статьи 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации). Политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, на установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). При соблюдении и исполнении указанных обязательств со стороны государства должно гарантироваться равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации перечисленных конституционных принципов в части предоставления органами государственной власти полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Московской области действует Закон, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением указанного обеспечения и гарантий. То есть указанный Закон имеет своей целью закрепить порядок предоставления мер социальной поддержки, но не может ограничивать права соответствующей категории граждан на получение таких мер.

Поскольку суд нашёл установленным то обстоятельство, что на момент обращения истца в орган опеки и попечительства она обладает правом на получение меры социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, постольку данное право не может быть обусловлено какими-либо иными обстоятельствами. В противном случае, истец становится в неравное положение с указанной категории лиц, оставшихся без попечения родителей, иных лиц, также оставшихся без попечения родителей, которым с 01 января 2013 года предоставлена данная мера социальной поддержки.

То обстоятельство, что истец может быть поставлена на учёт нуждающихся в жилом помещении с предоставлением в общем порядке жилого помещения по договору социального найма, с учётом правоприменительной практики и острой нехватки жилых помещений, которые могут быть предоставлены органами муниципальной власти нуждающимся, по мнению суда не должно препятствовать реализации её права на первоочередное предоставление жилья по договору найма специализированного жилищного фонда, так как в противном случае её право на меры социальной поддержки, предусмотренное Конституцией Российской Федерации, будет нарушено и не реализовано.

При таких обстоятельствах на ответчика как уполномоченный орган в сфере образования должна быть возложена обязанность включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководствуясь статьями 195-198 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мухиной В.А. к Министерству образования Московской области о признании права на обеспечение жилым помещением удовлетворить.

Обязать Министерство образования Московской области включить Мухиной В.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Ивантеевский городской суд в течение одного месяца со дня его составления в мотивированной форме.

Председательствующий Колчина М.В.

2-1040/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мухина В.А.
Ответчики
отдел опеки и попечительства МИнистерства образования Московской области по г.о.Ивантеевка
Суд
Ивантеевский городской суд Московской области
Дело на странице суда
ivanteevka.mo.sudrf.ru
26.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2014Передача материалов судье
27.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2014Подготовка дела (собеседование)
17.09.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2014Судебное заседание
16.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее