РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 г. <адрес>
Верховный Суд Республики ФИО2 в составе:
председательствующего ФИО2
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 Республики ФИО2 об оспаривании отдельных положений программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в ФИО2 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №
установил:
Постановлением Правительства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ и на сайте интернет-газеты «ФИО2» http://www.gazetaingush.ru, ДД.ММ.ГГГГ, утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в ФИО2 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее – Территориальная программа).
ФИО2 Республики ФИО2 обратился в Верховный Суд Республики ФИО2 с административным исковым заявлением о признании недействующими следующих положений Территориальной программы :
абзац 6 раздела VI и графу 3 строки 10 Приложения № в части установления показателя норматива для специализированной медицинской помощи в условиях дневных стационаров 0,001 случая на 1 жителя;
абзац 7 раздела VI и графу 3 строки 8 Приложения № в части установления показателя норматива для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях 0,0025 случая на 1 жителя;
абзац 10 раздела VI и графу 3 строки 12 Приложения № в части установления показателя норматива для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях 0,006 случая на 1 жителя;
абзац 11 раздела VII и графу 5 строки I приложения 19 в части установления средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), за счет регионального бюджета в 2018 (в расчете на одного жителя) в размере 1324, 3 рублей.
В обоснование заявленных требований ФИО2 сослался на то, что вышеприведенные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, а также средние подушевые нормативы финансирования ниже установленных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее Федеральная программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1492, что существенно снижает уровень правовых гарантий граждан на получение бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Правительства Республики ФИО2 по доверенности – ФИО2 возражал против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на то, что оспариваемые положения приняты в пределах полномочий Правительства Республики ФИО2 и соответствуют действующему законодательству. В то же время низкий уровень финансового обеспечения Программы государственных гарантий обусловлен дефицитом средств республиканского бюджета и отсутствием на территории ФИО2 круглосуточного стационара по профилям «психиатрия» и «наркология», а также ВИЧ-больных. Несмотря на то, что часть показателей Территориальной программы не соответствует Федеральной программе уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики ФИО2 в полной мере обеспечивается население соответствующей медицинской помощью.
Представители заинтересованных лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Республики ФИО2, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики ФИО2 - в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, положений статьи 150 КАС Российской Федерации суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд находит административный иск ФИО2 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 19 названного Федерального закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой (федеральной) программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2); финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.
Обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ); базовая (федеральная) программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8 статьи 3 этого же Федерального закона).
Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования и включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленный базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Указанные в данной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой (федеральной) программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (части 1-3 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В разделе VII Федеральной программы указано, что норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно разделу I названной Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год, и на плановый период 2019 и 2020 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, Правительством Республики ФИО2 принято постановление от 31.01 2018 г. N 32, которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в ФИО2 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в ФИО2 на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, предусматривает целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, а также порядок и условия бесплатного предоставления гражданам в ФИО2 медицинской помощи за счет бюджета Республики ФИО2 и средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики ФИО2.
Разделом VII Территориальной программы предусмотрены объемы медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий её оказания, подушевой норматив финансирования.
Проанализировав оспариваемые положения Федеральной и Территориальной программ, суд приходит к выводу о том, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы установленные Правительством Республики ФИО2 ниже базовых показателей.
Так, в части медицинской помощи, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики ФИО2, нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, а также паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2018 год значительно ниже средних нормативов, установленных Федеральной программой.
Средний федеральный норматив для медицинской помощи в условиях дневных стационаров составляет 0,004 случая лечения на 1 жителя. При применении коэффициента дифференциации 0,700 данный показатель составит 0,0028 на 1 жителя. Утвержденный показатель по Территориальной программе составляет 0,001 (абзац 6 раздела VI, строка 10 графа 3 Приложения №).
Средний федеральный норматив для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях составляет 0,016 случая госпитализации на 1 жителя. При применении коэффициента дифференциации 0,700 данный показатель составит 0,0112 на 1 жителя. Утвержденный показатель по Территориальной программе составляет 0,0025 (абзац 7 раздела VI, строка 8 графа 3 Приложения №).
Средний федеральный норматив для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях составляет 0,092 койко-дня на 1 жителя. При применении коэффициента дифференциации 0,700 данный показатель составит 0, 0644 на 1 жителя. Утвержденный показатель по Территориальной программе составляет 0,006 (абзац 10 раздела VI, строка 12 графа 3 Приложения №).
Не соответствуют Федеральной программе и средние подушевые нормативы финансирования на 2018 год, установленные абзацем 11 раздела VII Территориальной программы, строка 1 графа 5 приложения 19.
Так, согласно Федеральной программе подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) в 2018 году составляют 3488,6 руб.
Вместе с тем, согласно Территориальной программе подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, за счет регионального бюджета в 2018 составляют (в расчете на одного жителя) 1324, 3 рублей.
Таким образом суд находит обоснованными доводы ФИО2 о том, что установленные Правительством Республики ФИО2 нормативы объема медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневных стационаров, а также паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2018 год, средние подушевые нормативы финансирования, существенно снижают уровень правовых гарантий граждан на получение бесплатной медицинской помощи, установленных федеральным законодательством.
Следовательно, суд считает установленным, что в оспариваемой части Территориальная программа, утвержденная постановлением Правительства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 32 противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства, в частности, положениям Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, что, в свою очередь, снижает уровень правовых гарантий граждан Республики ФИО2 на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральным законодательством.
Доводы представителя административного ответчика о том, что низкий уровень финансового обеспечения Программы государственных гарантий обусловлен дефицитом средств республиканского бюджета и отсутствием на территории Республики ФИО2 круглосуточного стационара по профилям «психиатрия» и «наркология», а также ВИЧ-больных не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных ФИО2 требований.
Правительство Республики ФИО2 осуществляет свою деятельность в сфере охраны здоровья в соответствии с федеральным законодательством и федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на последующий плановый период, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также в сфере финансового обеспечения оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных выше законодательных и нормативных правовых актов следует, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в федеральной (базовой) программе.
Федеральная программа, определяя порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности медицинской помощи, не предполагает произвольного занижения средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средних подушевых нормативов финансирования.
При этом реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом вышеизложенного, исходя из того, что оспариваемые положения Территориальной программы противоречат федеральному законодательству, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ФИО2 исковых требований.
Признавая оспоренные положения Территориальной программы недействующими суд приходит к выводу о необходимости их признания таковыми со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, поскольку эти положения применяются субъектами данных правоотношений с момента их принятия до настоящего времени, на основании чего реализуются права граждан и организаций, а также учреждений в сфере здравоохранения, которые получают средства из республиканского бюджета для реализации указанной программы.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2 Республики ФИО2 об оспаривании отдельных положений программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в ФИО2 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Республики ФИО2 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов:
абзац 6 раздела VI и графу 3 строки 10 Приложения № в части установления показателя норматива для специализированной медицинской помощи в условиях дневных стационаров 0,001 случая на 1 жителя;
абзац 7 раздела VI и графу 3 строки 8 Приложения № в части установления показателя норматива для специализированной медицинской помощи в стационарных условиях 0,0025 случая на 1 жителя;
абзац 10 раздела VI и графу 3 строки 12 Приложения № в части установления показателя норматива для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях 0,006 случая на 1 жителя;
абзац 11 раздела VII и графу 5 строки I приложения 19 в части установления средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), за счет регионального бюджета в 2018 (в расчете на одного жителя) в размере 1324, 3 рублей.
Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, и на сайте интернет-газеты «ФИО2» http://www.gazetaingush.ru, в течение одного месяца после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики ФИО2 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий
Подлинное за надлежащей
подписью верно:
Судья ФИО2