Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Золотухино
Курской области «24» декабря 2013 года
Золотухинский райсуд Курской области в составе:
председательствующего: судьи Емельяновой Л.Ф.
с участием прокурора – помощника прокурора Золотухинского района
Курской области Мезенцевой Н.И.
представителя ответчика по доверенности Лыкова А.Г.
при секретаре Мельниковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области, поданному в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Коммунальный» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды,
у с т а н о в и л :
Прокурор Золотухинского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Коммунальный», в котором просит признать незаконным бездействие ООО «Коммунальный», выразившееся в не разработке программы (плана) производственного контроля качества сточных вод и обязать ООО «Коммунальный» разработать программу (план) производственного контроля качества сточных вод в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в результате проверки соблюдения ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды, в деятельности ООО «Коммунальный», расположенного по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства.
ООО «Коммунальный» не осуществляет производственный контроль качества сточных вод, сбрасываемых на поля фильтрации, принадлежащие СПоК «Золотухино молоко», расположенные на территории <адрес>. В ООО «Коммунальный» отсутствует программа (план) производственного контроля качества сточных вод.
В силу положений ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 45 ГПК РФ истец просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании прокурор Мезенцева Н.И. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Дополнительно пояснила, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению также и в силу положений п. 4.5.2 ГОСТ Р 14.13-2007.
Представитель ответчика по доверенности – Лыков А.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку, по мнению последнего, они не основаны на законе.
Не оспаривая, что ООО «Коммунальный» сбрасывает сточные воды на поля фильтрации, принадлежащие СПоК «Золотухино молоко», полагает, что производственный контроль качества сточных вод должен производить собственник полей фильтрации, а ни ООО «Коммунальный», который сбрасывает сточные воды на поля фильтрации на основании заключенного с СПоК «Золотухино молоко» договора на сброс сточных вод.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Курской области надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В представленном в суд письменном объяснении руководитель Управления ФИО6, ссылаясь на п.п. 3.14, 4.5.9, 4.5.2, 4.5.3 ГОСТ Р 14.13-2007, ст. 67 РФ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 39, 55 Водного Кодекса РФ, полагает, что исковые требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В ранее данных суду объяснениях ведущий специалист-эксперт территориального отдела в г. Железногорске, Железногорском, Дмитриевском, Фатежском, Поныровском и Золотухинском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области ФИО7 вопрос о разрешении заявленных исковых требований полагала оставить на усмотрение суда.
Обращает внимание, что Санитарные правила 2.1.5.1059-01, которые указаны истцом в обоснование заявленных исковых требований, распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны, согласно п.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 1 ФЗ РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу положений ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности в силу положений ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; атмосферный воздух.
Согласно ст. 29 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются обязательные требования для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а именно в области охраны окружающей среды к работам, услугами соответствующим методам контроля, ограничения и условия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
ГОСТ Р 14.13-2007 «Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых негативным воздействием в процессе хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду на стадии производственного экологического контроля.
В соответствии с п. 3.14, 4.5.9 ГОСТ Р 14.13-2007 объектами производственного контроля в том числе являются: источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения; системы очистки сточных вод.
В силу пункта 4.5.2. ГОСТ Р 14.13.-2007 производственный экологический контроль должен осуществляться самостоятельно субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельности, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 4.5.3 ГОСТ Р 14.13-2007, хозяйствующие субъекты должны разработать и согласовать с органом в области охраны окружающей среды документ, регламентирующий осуществление производственного экологического контроля.
Согласно ст. 67 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что ООО «Коммунальный» включено в Единый государственный реестр юридических лиц, что согласуется со свидетельством о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28)
Согласно п. 2.1. Уставу ООО «Коммунальный», утвержденного общим собранием участников от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №3), целями деятельности Общества являются оказание жилищно-коммунальных услуг, а также извлечение прибыли.
Пункт 2.2. Устава гласит, что предметом деятельности Общества являются: распределение воды; производство отделочных работ; бытовые услуги; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству. (л.д.15)
Согласно договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ года заключенных между администрацией муниципального образования «посёлок Золотухино» Золотухинского района Курской области, администрацией Золотухинского района Курской области с ООО «Коммунальный», последнее осуществляет вывоз жидких бытовых отходов. (л.д.6-8, 9-11)
На основании договора № на приём сточных вод, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между СПоК «Золотухино молоко» и ООО «Коммунальный», неочищенные сточные воды ООО «Коммунальный» сбрасывает на поля фильтрации, принадлежащие СПоК «Золотухино молоко», расположенные на территории <адрес>. (л.д.12-13)
Кроме того, судом установлено и представителем ответчика не оспаривается, что производственный контроль качества сточных вод ООО «Коммунальный» не осуществляет, программа (план) производственного контроля качества сточных вод в ООО «Коммунальный» отсутствует.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что в целях охраны окружающей среды ООО «Коммунальный» обязано разработать программу (план) производственного контроля качества сточных вод. При этом не имеют правового значения доводы представителя ответчика о том, что ООО «Коммунальный» не является собственником полей фильтрации, сбрасывает сточные воды на поля фильтрации, принадлежащие СПоК «Золотухино молоко».
Суд соглашается с приемлемостью срока для выполнения соответствующих обязанностей - 3 месяца со дня вступления решения в законную силу. С учетом объема работы и возможности обеспечения ее финансирования такой срок является разумным.
Принимая во внимание, что обращение прокурора в суд с иском связано с незаконными действиями ответчика, согласно ст.ст. 88, 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ООО «Коммунальный» в бюджет Золотухинского района Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области, поданные в защиту неопределенного круга лиц, к ООО «Коммунальный» об обязании устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Коммунальный», выразившееся в не разработке программы (плана) производственного контроля качества сточных вод.
Обязать ООО «Коммунальный» разработать программу (план) производственного контроля качества сточных вод в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальный» государственную пошлину в доход бюджета Золотухинского района Курской области в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Реквизиты для оплаты госпошлины в доход бюджета Золотухинского района Курской области: УФК по Курской области (межрайонная ИФНС России №5 по Курской области), ИНН 4632013763, КПП получателя 463201001, ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курск, р/сч 40101810600000010001, БИК 043 807001; КБК 18210803010011000110, ОКАТО 38212000000.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 декабря 2013 года.
Председательствующий: /подпись/ Л.Ф. Емельянова
Копия верна
Судья Л.Ф. Емельянова