Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
25 декабря 2014 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самойловой О.С., с участием истца Салтыкова А.В., при секретаре Сыченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салтыкова Алексея Викторовича, действующего в том числе в интересах несовершеннолетнего С.В.А., Салтыковой Ольги Владимировны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,-
у с т а н о в и л :
Истцы Салтыков А.В., действующий в том числе в интересах несовершеннолетнего С.В.А., Салтыкова О.В. обратились в Электростальский городской суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ о признании за ними права пользования квартирой <адрес> по договору социального найма, и признании за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Исковые требования мотивировали тем, что в период прохождения военной службы по контракту, в 2007 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части № от 13 марта 2007 года (протокол №) Салтыкову А.В. и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, отдельная двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. Квартира была предоставлена сначала по временному договору, а затем был оформлен договор найма служебного жилого помещения. Салтыков и члены его семьи вселились в указанное помещение на основании временного договора. 26.05.2010 с Салтыковым был заключен договор найма служебного помещения №. На момент предоставления и заключения договора найма квартира не была отнесена к категории служебного жилого помещения. Решения об отнесении её к числу служебных уполномоченным органом не принималось. Право собственности и право оперативного управления на квартиру не зарегистрировано. Полагают, что в соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», квартира предоставлялась фактически по договору социального найма. В 2012 году Салтыков и члены его семьи приняли решение о приватизации указанной квартиры. В связи с этим обратились в Минобороны РФ, Департамент жилищного обеспечения МО РФ. Вразумительного ответа до сих пор не получено. Было предложено подготовить пакет документов и направить в ДЖО для решения вопроса. После предоставления пакета документов вопрос так и не решился. В настоящее время Салтыков подлежит увольнению из рядов ВС РФ, но сделать этого не может по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания. Ранее в приватизации жилых помещений никто из истцов не участвовал.
Ссылаясь на ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 217, 309, ч.4 ст.214 и ст.296 ГК РФ, считают, что в данном случае бездействие должностных лиц МО РФ и его структурных подразделений не позволяет Салтыковым реализовать их право на приватизацию жилого помещения, в котором они проживают и которое по факту не является служебным.
Истица Салтыкова О.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не ходатайствовала об отложении судебного заседания.
В судебном заседание истец Салтыков А.В., действующий в том числе в интересах несовершеннолетнего С.В.А., настаивал на удовлетворении исковых требований. Дал объяснения, аналогичные установочной части решения. Дополнил, что в настоящее время он не исключен из списков на предоставление жилья, так как жильем не обеспечен.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах не явки не сообщили. Ранее от представителя Минобороны РФ по доверенности Чуприной О.Н. поступили письменные возражения на иск с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Указали, что считают Минобороны РФ ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п.2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 декабря 2010г. №1888, ДЖО МО РФ наделено полномочиями по обеспечению реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей, в ведении ДЖО МО РФ находится служебный жилой фонд и заключение договоров социального найма. Полагают, что в соответствии со ст.9 ЖК РФ, понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к заключению договора социального найма на служебные жилые помещения недопустимо. Спорное жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного и выдано на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части №. Решения об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда компетентным органом не принималось. Отсутствие факта регистрации в ЕГРП жилого помещения как служебного не может являться самостоятельным основанием, обязывающим собственника жилого помещения заключить договор социального найма, т.к. государственная регистрация – как формальное условие государственной, в том числе судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Кроме того, Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.07.1997 №122-ФЗ не предусмотрена регистрация служебного жилого помещения, т.е. отметка о том, что жилое помещение является служебным, не делается. Просили в иске отказать.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Администрации г.о. Электросталь Московской области в судебное заседание не явился, будучи извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания. Ранее предоставляли ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, где также сообщали, что двухкомнатная квартира <адрес> находится в собственности Российской Федерации. Истцу и членам его семьи в пользование передано служебное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности. Просили принять по делу решение, соответствующее действующему законодательству, основанное на доказательствах, представленных сторонами.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истицы Салтыковой О.В., представителей ответчиков и третьего лица в порядке ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав истца Салтыкова А.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
К жилищным правоотношениям, возникшим после 01.03.2005 года, т.е. после введения в действия ЖК РФ, подлежат применению положения данного закона.
Согласно ч.1 и 2 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда – специализированным жилым помещениям, в том числе относятся и служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается после его отнесения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев установленных федеральным законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений, и исключение жилого помещения из указанного жилого фонда осуществляются на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилой фонд и об исключении их из указанного фонда.
В соответствии со ст.15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением правительства РФ от 26.01.2006г. №42, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с данными Правилами.
По смыслу приведенных нормативно правовых актов, отнесение жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда и вывод из такового, является исключительной компетенцией соответствующего органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а не отнесение в установленном порядке жилого помещения к специализированному жилищному фонду, как на том настаивает представитель истцов.
Спорная двухкомнатная квартира <адрес> на основании протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части № о предоставлении служебного жилого помещения от 13 марта 2007г. и списка распределения жилой площади в г. Электросталь, утвержденного начальником строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования ВВС 03.05.2007, была предоставлена в качестве служебного жилого помещения за плату во временное пользование истцу Салтыкову А.В. и членам его семьи (жене Салтыковой О.В. и сыну С.В.А.) по договору найма служебного жилого помещения № от 26.05.2010 (л.д.8-9).
Как пояснял истец Салтыков А.В., изначально спорная квартира была предоставлена им по другому договору. Данное обстоятельство подтверждается копией финансового лицевого счета №, открытого на имя Салтыкова А.В., из которой видно, что основанием для открытия лицевого счета послужил Договор найма № от 25.12.2007, при этом категория жилья указана как отдельная служебная небронированная (л.д.68).
Согласно представленной суду выписки из карточки регистрации и поквартирной карточки от 04.09.2014, в спорной квартире зарегистрированы – Салтыков А.В., Салтыкова О.В. и несовершеннолетний С.В.А., <дата> г.р. (л.д.11).
Сведения в реестре объектов муниципального имущества г.о. Электросталь московской области на спорную квартиру отсутствуют (ответ из Комитета имущественных отношений Администрации г.о. Электросталь от 06.10.2014 № (л.д.22).
Спорная квартира относится к государственному жилищному фонду Министерства обороны РФ, что следует из ответа Салтыкову А.В. из ДЖО Минобороны РФ от 22.10.2012 № (л.д. 15), письменных возражений ответчика Министерства обороны РФ (л.д.34-35), передаточного акта от 26.08.2011 (л.д.37-38). Данных служебном статусе спорной квартиры в Управлении Росреестра не имеется (уведомление от 28.10.2014 (л.д. 84).
На момент заключения договора найма служебного жилого помещения № от 26.05.2010 истец Салтыков А.В. проходил военную службу в войсковой части № (<адрес>) на должности командира зенитного ракетного дивизиона. С 07.12.2011 по настоящее время Салтыков А.В. находится в распоряжении командира войсковой части № (выписка из личного дела (л.д. 13).
Согласно справки от 18.11.2013 исх. № начальника Отдела кадров командования противовоздушной и противоракетной обороны, Салтыков А.В. будет уволен в 2013 году с военной службы по организационно-штатным мероприятиям после обеспечения жилой площадью по нормам жилищного законодательства. Выслуга лет на 18.11.2013 составляет в календарном исчислении – 22 года 3 мес. (л.д.14).
Из ответа Врио директора ДЖО Минобороны РФ от 22.10.2012 № на обращение Салтыкова А.В. следует, что Салтыков А.В. с семьей проживает в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, которое относится к специализированному жилищному фонду. По данному единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Салтыков А.В. с 21 апреля 2003г. признан нуждающимся в жилом помещении, избранное место жительства- <адрес>, состав семьи- 3 человека. Одновременно сообщается, что в настоящее время жилые помещения, расположенные на территории <адрес>, подлежащие распределению военнослужащим, состоящим в реестре, отсутствуют. (л.д.15).
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, государство гарантирует предоставление военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей жилых помещений за счет жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По условиямзаключенного между ФГУ «Ногинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ и истцом Салтыковым А.В. договора найма служебного жилого помещения, истцу Салтыкову А.В. гарантировалось предоставление служебного жилого помещения для временного проживания в нем, что и было исполнено Министерством обороны РФ.
Возможность предоставления жилого помещения из состава государственного жилищного фонда, предусмотрена ст.49, 57 ЖК РФ. При этом решение соответствующего государственного органа о предоставления жилого помещение должно быть оформлено надлежащим образом.
Стороной истцов не оспаривалось, что каких-либо решений о предоставлении им спорной квартиры на основании договора социального найма не принималось.
Сам по себе факт постоянной регистрации лица в спорной квартире, на основании срочного жилищного договора, не может свидетельствовать о возникновении отношений социального найма, т.к. единственным основанием их возникновения, в силу ст.57 ЖК РФ, является заключенный договор социального найма, во исполнение надлежащего решения соответствующего государственного органа.
Отнесение истца к категории лиц, которым в силу закона возможно предоставление квартиры в порядке социального найма, с учетом заявленного требования о признании права пользования спорной квартирой по договору социального, правового значения не имеет, так как удовлетворение данного требование фактически предрешает решение соответствующего государственного органа, наделенного властными полномочиями относительно определения места положения выделяемой квартиры.
Пункт 1 статьи 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года предусматривает, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Однако, какая именно квартира будет предоставлена истцу надлежит решить компетентному государственному органу.
Рассматривая заявленные исковые требования истцов, суд приходит к выводу, что фактически истцами заявляется о нарушении законодательства при обеспечении их жилым помещением при прохождении военной службы, в виде не обеспечения истцов жилым помещением по договору социального найма, что, по мнению стороны истцов, и обусловливает обязанность для ответчиков трансформировать имеющийся договор найма специализированного жилого помещения в договор социального найма. Выбранный истцами способ защиты права не соответствует нарушению.
Из представленных суду материалов следует, что Министерство обороны РФ, действуя в пределах полномочий предоставленных ему Правительством РФ, установило служебный статус для спорного жилого помещения, который до настоящего времени не изменен.
Поскольку перевод жилья в разряд служебного и исключение его из указанного фонда является компетенцией собственника жилищного фонда, то суд не может входить в обсуждение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в компетенцию соответствующего государственного органа управления по распоряжению имуществом, находящимся в государственной собственности.
В ходе судебного разбирательства истцом не оспаривалось, что он и члены его семьи вселились в спорную квартиру как в служебную, т.е. истцы выразили свое согласие на вселение именно в служебную квартиру. Таким образом, истцы бесспорно были осведомлены о статусе предоставленного жилого помещения, однако каких-либо возражений по данному поводу не имели. Салтыков А.В. заключил договор найма служебного жилого помещения и добровольно с членами семьи вселился в служебную квартиру.
Отсутствия факта регистрации в УФРС служебного статуса жилого помещения не может являться самостоятельным основанием подтверждающим либо обязывающим собственника жилого помещения (государство) заключить с истцом соответствующий договор социального найма. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 154-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе и несовершеннолетних.
В соответствии со ст.4 указанного закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Вышеназванная статья Закона содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым не допускается приватизация жилых помещений.
Истцы не участвовали в приватизации жилых помещений, что подтверждается представленными суду уведомлениями об отсутствии сведений в ЕГРПН (л.д. 27, 28, 29), выписками из домовых книг по прежним местам жительства (л.д.26, 72, 73, 74, 75) и ответами об отсутствии у истцов собственности (л.д.70, 71, 81).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку спорная квартира не предоставлялась истцу и членам его семьи на условиях социального найма, в порядке предусмотренном ЖК РСФСР либо ЖК РФ, решений о предоставлении истцу спорной квартиры на основании договора социального найма не принималось, и доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем суд полагает, что исковые требования истцов не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Салтыкова Алексея Викторовича, действующего в том числе в интересах несовершеннолетнего С.В.А., Салтыковой Ольги Владимировны к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны РФ о признании за ними права пользования квартирой <адрес> по договору социального найма, и признании за ними права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Самойлова О.С.
Полный текст решения изготовлен 5 января 2015 года.
Судья: Самойлова О.С.