Гр.дело № 2-558/2018 Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2018 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области
в составе председательствующего судьи Кулыгиной С.Н.
при секретаре Зориной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г.Владимире Владимирской области к Селяковой Анастасии Павловне о взыскании переплаты пенсии и федеральной доплаты к пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г.Владимире Владимирской области (далее – ГУ – УПФ РФ в г. Владимире) обратилось в суд с иском о взыскании с Селяковой А.П. излишне выплаченной социальной пенсии в размере 35225 рублей 64 копейки, федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 16713 рублей 75 копеек. В обоснование заявленных требований указал, что с 01 октября 2016 года Селякова А.П. являлась получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. При назначении пенсии ответчиком была предоставлена справка об обучении на очном отделении во ... государственном университете им. А.Г. и Н.Г. С. по сроку окончания обучения 30 июня 2020 года. Приказом от 12 апреля 2017 года Селякова А.П. была отчислена из учебного заведения, не сообщив об этом факте органу, осуществляющему выплату пенсии; в результате чего образовалась переплата социальной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии в вышеуказанном размере, которую просит взыскать с ответчика.
Определением Ленинского районного суда г. Владимира от 22 августа 2018 года гражданское дело по иску ГУ – УПФ РФ в г.Владимире Владимирской области к Селяковой А.П. о взыскании переплаты пенсии и федеральной доплаты к пенсии передано по подсудности в Кировский городской суд Мурманской области и определением судьи от 27 сентября 2018 года принято к производству суда.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Ответчик Селякова А.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений относительно заявленных требований не представила.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Лицам, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 вышеуказанного закона, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, исходя из содержания приведенной нормы целью предоставления данной социальной выплаты является создание благоприятных условий для получения образования.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 5 и пункта 8 части 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
Статьей 13 названного закона установлено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 указанного Федерального закона пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным (подпункт 5 пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия (часть 6 статьи 12 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно пункту 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу о возврате неосновательного обогащения, является факт приобретения имущества за счет другого лица при отсутствии к тому правовых оснований.
В силу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возврату сумм пенсии при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности лежит на лице, требующем возврата неосновательного обогащения. При этом добросовестность гражданина-приобретателя предполагается. Обязанность по возмещению Пенсионному фонду выплаченной пенсии возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении в пенсионный орган недостоверных сведений или не предоставлении сведений, которые влекут прекращение выплаты пенсии либо влияют на размер выплаты.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 01 октября 2016 года по 30 июня 2020 года Селяковой А.П. ... года рождения, назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (л.д. 5).
Решением ГУ – УПФР в г. Владимире Владимирской области от 26 декабря 2016 года №... с 01 ноября 2016 года по 30 июня 2020 года Селяковой А.П. установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (л.д. 9).
Согласно справке ФГБОУ ВО ... государственного университета имени А.Г. и Н.Г. С. № 110313 от 02 сентября 2016 года, представленной Селяковой А.П. в ГУ – УПФ РФ в г. Владимире Владимирской области при обращении с заявлением о назначении пенсии, срок обучения ответчика в учреждении по очной форме составляет с 01 сентября 2016 года по 30 июня 2020 года (л.д. 10).
В соответствии с распоряжениями ГУ – УПФР в г. Владимире Владимирской области выплата социальной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии Селяковой А.П. приостановлена с 01 января 2018 года для осуществления контроля выплаты.
Как следует из справки ФГБОУ ВО ВГУ имени А.Г. и Н.Г.С. № 161252 от 15 декабря 2017 года Селякова А.П. с 01 сентября 2016 по 01 мая 2017 года являлась студенткой по очной форме обучения на основании приказа о зачислении №... от 29 июля 2016 года, приказа об отчислении №... от 12 апреля 2017 года (л.д. 13).
Из справки-расчета от 12 января 2017 года на Селякову А.П. следует, что за период с 01 мая 2017 года по 30 ноября 2017 года ответчице выплачена социальная пенсия по случаю потери кормильца в размере 35225 рублей 64 копейки, федеральная социальная доплата к пенсии в размере 16713 рублей 75 копеек с учетом частичного возврата переплаты пенсии в размере 14 рублей 11 копеек (л.д. 14).
24 января и 20 февраля 2018 года ГУ – УПФР в г. Владимире в адрес Селяковой А.П. (по месту временной регистрации в г. Владимире и по адресу регистрации по месту жительства: ...) направило уведомление о выявленной переплате социальной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 51939 рублей 39 копеек и необходимости в добровольном порядке возместить ГУ – УПФР в г. Владимире Владимирской области переплату (л.д. 16, 17).
Как установлено судом, до настоящего времени переплаченные суммы социальной пенсии и федеральной доплаты к пенсии ответчиком истцу не возвращены, доказательств обратного суду не представлено.
Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что переплата пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии образовалась по вине Селяковой А.П., не сообщившей ГУ – УПФ РФ в г. Владимире об отчислении из учебного заведения в нарушение пункта 5 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пункта 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; пункта 31 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2009 года № 805н, действовавших в период возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, поскольку Селякова А.П. отчислена из учебного заведения с 01 мая 2017 года, с указанной даты она утратила право на получение пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты к пенсии, а следовательно, полученные ею денежные средства за период с 01 мая 2017 года по 30 ноября 2017 года являются неосновательным обогащением, подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца в размере, определенном на основании справки-расчета, с учетом того, что данный расчет ответчиком не оспорен и судом признан правильным.
На основании пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета составляет 1758 рублей 18 копеек ((51939,39 – 20000,00) х 3% + 800,00)).
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г.Владимире Владимирской области к Селяковой Анастасии Павловне о взыскании переплаты пенсии и федеральной доплаты к пенсии – удовлетворить.
Взыскать с Селяковой Анастасии Павловны в пользу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда РФ в г.Владимире Владимирской области излишне выплаченную за период с 01 мая 2017 года по 30 ноября 2017 года социальную пенсию по случаю потери кормильца в сумме 35225 рублей 64 копейки, федеральную социальную доплату к пенсии в сумме 16713 рублей 75 копеек, а всего взыскать 51939 (пятьдесят одна тысяча девятьсот тридцать девять) рублей 39 копеек.
Взыскать с Селяковой Анастасии Павловны в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1758 рублей 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья : С.Н. Кулыгина