Дело №2-409/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2016 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска
в составе председательствующего судьи Буторина О.Н.,
при секретаре судебных заседаний Вдовичевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к министерству культуры Архангельской области о возложении обязанности
установил:
Заместитель межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к министерству культуры Архангельской области, сославшись на то, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства о государственной собственности при учете и содержании объектов культурного наследия выявлены нарушения законодательства. В связи с чем просил обязать ответчика организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о восстановлении либо исключении из реестра объектов культурного наследия: Никольская церковь, расположенная в д. Верховодье; церковь Трех Святителей, расположенная в д. Кадь; дом священника, расположенный в д. Куя, д. 5; церковь Рождественская, расположенная в д. Куя; здание бывшей тюрьмы 1918-1920 г.г. и монумент в память жертв интервенции периода гражданской войны 1918-1920 г.г., расположенные на о. Мудьюг Приморского района Архангельской области.
Прокурор Климичнин Т.А. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Матвеева В.В., по доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица МО «Патракеевское» Долгодворова А.В. по доверенности, в письменном отзыве оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области в судебное заседание не явилось, уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Заместитель межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно граждан, в том числе проживающих на территории субъекта, в целях обеспечения охраны объектов культурного наследия, что согласуется с положениями федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», направленного на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры а также гарантий соблюдения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации а равно и права каждого на доступ к объектам культурного наследия.
В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются, в том числе, на объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Положениями ст. 28, ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрено, что в целях обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза, объектами которой являются, в том числе документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра.
На основании п. 3 ст. 31 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 23 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Таким образом, исключение объекта культурного наследия, а также его элементов из Реестра возможно только в соответствии с установленной Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ процедурой.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Утрата историко-культурного значения может быть установлена только по результатам государственной историко-культурной экспертизы, которая в силу ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ проводится, в том числе в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра.
В силу п. 2 ст. 47 федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.
Согласно пп. «д» п. 2, п. 11 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 года № 569, для обоснования принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра экспертиза проводится в обязательном порядке экспертной комиссией.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» церковь Трех Святителей, дом священника, церковь Рождественская являются объектами культурного наследия федерального значения, Постановлением администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года № 207 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области», принятого во исполнение решения исполнительного комитета Архангельской области областного Совета народных депутатов от 22 декабря 1990 года № 137 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры», Никольская церковь, здание бывшей тюрьмы 1918-1920 г.г и монумент в память жертв интервенции периода гражданской войны 1918-1920 г.г. являются объектами культурного наследия регионального и федерального (соответственно) значения, находится в неудовлетворительном (ветхом) состоянии.
В силу п. 4, 6, 7 ст. 6 закона Архангельской области от 15.02.2010 № 132-10-ОЗ к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия относятся: организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти Архангельской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования Архангельской области, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ; осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 4 статьи 7 закона Архангельской области от 15.02.2010 № 132-10-ОЗ в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет проведение историко-культурной экспертизы (за исключением организации и проведения историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия).
В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве культуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 г. № 118-пп, Министерство культуры Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере культуры, в том числе в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) на территории Архангельской области.
Как следует из ч. 2, 5, 14 п. 11 вышеуказанного Положения, в связи с осуществлением полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения министерство культуры Архангельской области осуществляет следующие полномочия: проведение историко-культурной экспертизы, за исключением государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для исполнения полномочий федерального органа охраны объектов культурного наследия, а также иные мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр, проведение которых отнесено Федеральным законом к полномочиям федерального органа охраны объектов культурного наследия, за исключением мероприятий, предусмотренных абзацами вторым - пятым подпункта 1 пункта 10 настоящего Положения.
Кроме того, в силу действия п. 8 Положения, министерство осуществляет следующие полномочия в сфере своего ведения в том числе: в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения подготовка обращения Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия: с предложением об исключении объекта культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр); осуществление регионального государственного надзора в сфере охраны объектов культурного наследия; осуществление в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в ходе проведения изыскательских, проектных, строительных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.
Таким образом, с учетом компетенции органов исполнительной власти Архангельской области, министерство культуры Архангельской области наделено полномочиями по проведению историко-культурной экспертизы и организации разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального и федерального значения.
Поскольку в настоящее время объекты культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии, установленные нарушения приводят к нарушению прав и законных интересов граждан Российской Федерации в сфере сохранения и охраны объектов культурного наследия, в целях обеспечения их защиты суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности подлежат удовлетворению.
С учетом характера и объема работ, которые необходимо выполнить ответчику, специфику и длительность организации их выполнения, а также то обстоятельство, что финансирование министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, принимая во внимание мнение сторон, суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда до 01 января 2018 года.
С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск заместителя межрайонного прокурора Приморской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к министерству культуры Архангельской области о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать министерство культуры Архангельской области организовать историко-культурную экспертизу для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра следующих объектов культурного наследия: Никольская церковь, расположенная в д. Верховодье; церковь Трех Святителей, расположенная в д. Кадь; дом священника, расположенный в д. Куя, д. 5; церковь Рождественская, расположенная в д. Куя; здание бывшей тюрьмы 1918-1920 г.г. и монумент в память жертв интервенции периода гражданской войны 1918-1920 г.г., расположенные на о. Мудьюг Приморского района Архангельской области.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.Н. Буторин
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2016 года:
Судья О.Н. Буторин