Копия УИД: 16RS0050-01-2019-007877-44
Дело № 2а-5612/19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 октября 2019 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Б. Курбановой,
с участием прокурора Б.З. Гараева
при секретаре судебного заседания А.Р. Хайруллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> в Республике Татарстан к <данные изъяты> №, <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения <данные изъяты> № об итогах голосования по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу, признании итогов голосования недействительными, признании сводной таблицы и протокола <данные изъяты> в части содержащейся в ней информации об итогах голосования на <данные изъяты> № незаконными и возложении обязанности внесения соответствующий изменений в протокол и сводную таблицу,
установил:
Административный истец обратился в суд с административным иском к <данные изъяты> №, <данные изъяты> Приволжского района г. Казани о признании незаконным и отмене решения <данные изъяты> № об итогах голосования по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу, признании итогов голосования недействительными, признании сводной таблицы и протокола территориальной избирательной комиссии в части содержащейся в ней информации об итогах голосования на <данные изъяты> № незаконными и возложении обязанности внесения соответствующий изменений в протокол и сводную таблицу.
В обоснование административных исковых требований указал, что Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан №-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. «О назначении выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва» назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстана шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГг.
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением <данные изъяты> в Республике Татарстан зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Политической партии <данные изъяты> в Республике Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГг. состоялись выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. № «О результатах выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу» выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными.
Административный истец указывает, что вышеуказанное постановление <данные изъяты> было принято, в том числе, на основании решения <данные изъяты> № об итогах голосования по республиканскому избирательному округу, оформленное в виде протокола <данные изъяты> об итогах голосования, которое, как полагает административный истец является незаконным и подлежащим отмене, поскольку итоги голосования на <данные изъяты> № были получены в результате нарушений действующего законодательства, допущенных в день голосования.
Как указывает административный истец, процедура голосования и подсчета голосов избирателей осуществлялась с грубейшими нарушениями избирательного законодательства, которые были выявлены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателями, а именно на <данные изъяты> № членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса нарушались положения статьи <данные изъяты> <данные изъяты> по подсчетам членов комиссии с правом совещательного голоса явка избирателей на вышеперечисленных избирательных участках была гораздо ниже, чем указано в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования; членам комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям отказывали в ознакомлении со списками избирателей и проверке правильности произведенного подсчета выданных избирательных бюллетеней; членам комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям были выделены места для наблюдения за ходом голосования, которые не позволяли на стадии подсчета голосования при сортировке избирательных бюллетеней видеть отметки в избирательных бюллетенях; члены <данные изъяты> с правом совещательного голоса выдворялись с избирательных участков без решения суда, либо члены <данные изъяты> с правом решающего голоса удалялись в другое помещение, куда членам комиссий с правом совещательного голоса доступ был закрыт; подсчет бюллетеней осуществлялся одновременно несколькими членами комиссий с правом решающего голоса с одновременным оглашением содержания двух и более бюллетеней; членам комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям было отказано в предоставлении возможности убедится в правильности сортировки избирательных бюллетеней.
Как полагает административный истец, указанные неправомерные действия <данные изъяты> повлекли за собой нарушение прав административного истца и не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Решение об итогах голосования на <данные изъяты> №, по мнению административного истца, является незаконным, подлежащим отмене, а итоги голосования являются недействительными.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконным и отменить решение <данные изъяты> № об итогах голосования по выборам депутатовГосударственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу, оформленное в виде протокола <данные изъяты> об итогах голосования; признать итоги голосования по выборам депутатов Государственного СоветаРеспублики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу <данные изъяты> № недействительными; признать сводную таблицу и протокол <данные изъяты> Приволжского района г. Казани Республики Татарстан по выборам депутатовГосударственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу в части содержащейся в них информации об итогах голосования на <данные изъяты> № незаконным; обязать <данные изъяты> Приволжского района г. Казани Республики Татарстан внести соответствующие изменения в протокол и сводную таблицу <данные изъяты> Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители административных ответчиков <данные изъяты> №, <данные изъяты> Приволжского района г. Казани с административным иском не согласны.
Представитель привлеченной судом в качестве заинтересованного лица <данные изъяты> с иском не согласен.
Привлеченная судом в качестве за интересованного лица <данные изъяты> города Казани о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в суд не явился.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, пояснения свидетелей Тахтамановой О.В. и Мингазовой Д.А. заслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно пункту 1 статьи 3 которого гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при <данные изъяты> голосовании.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона № 67-ФЗ, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № 1 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным (многомандатным) избирательным округам; протокол № 2 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу.
В силу части 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, в частности, в случае: нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
На основании части 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
По смыслу части 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов только в прямо установленных законом случаях.
В судебном заседании установлено, что на основании решения <данные изъяты> Приволжского района города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована <данные изъяты> №.
Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан №2868-У ГС от 5 июня 2019г. «О назначении выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва» на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы в депутаты Государственного Совета Республики Татарстана шестого созыва.
Постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «Справедливая России в Республике Татарстан» зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением <данные изъяты> в Республике Татарстан.
ДД.ММ.ГГГГг. состоялись выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. № «О результатах выборов депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу» выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу признаны состоявшимися и действительными.
Судом установлено, что по итогам голосования ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № составлен протокол № (об итогах голосования по республиканскому избирательному округу).
Административный истец в своем административном иске и представитель административного истца в ходе судебного разбирательства приводят доводы о том, что процедура голосования и подсчета голосов избирателей осуществлялась с грубейшими нарушениями избирательного законодательства, которые были выявлены в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ членами участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателями, а именно на <данные изъяты> № членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса нарушались положения статьи <данные изъяты>: по подсчетам членов комиссии с правом совещательного голоса явка избирателей на вышеперечисленных избирательных участках была гораздо ниже, чем указано в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования; членам комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям отказывали в ознакомлении со списками избирателей и проверке правильности произведенного подсчета выданных избирательных бюллетеней; членам комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям были выделены места для наблюдения за ходом голосования, которые не позволяли на стадии подсчета голосования при сортировке избирательных бюллетеней видеть отметки в избирательных бюллетенях; члены <данные изъяты> с правом совещательного голоса выдворялись с избирательных участков без решения суда, либо члены <данные изъяты> с правом решающего голоса удалялись в другое помещение, куда членам комиссий с правом совещательного голоса доступ был закрыт; подсчет бюллетеней осуществлялся одновременно несколькими членами комиссий с правом решающего голоса с одновременным оглашением содержания двух и более бюллетеней; членам комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям было отказано в предоставлении возможности убедится в правильности сортировки избирательных бюллетеней.
Вместе с тем, совокупность исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств в их взаимосвязи с учетом доводов как административного иска, так и доводов представителя административного истца, приведенных в судебном заседании, позволяет суду сделать вывод о том, что указанные доводы не содержат обоснованных суждений относительно того, каким образом конкретные нарушения могли повлиять на выражение действительной воли избирателей.
При этом, указания на отдельные нарушения, допущенные в ходе подсчета голосов, являются несостоятельными, основанными на предположениях административного истца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации определяются вышестоящими комиссиями на основании данных протоколов об итогах голосования нижестоящих комиссий после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
Судом установлено, что <данные изъяты> при подведении итогов голосования на соответствующей территории действовали в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», итоги выборов опубликованы в установленном порядке.
Также судом установлено, что административный истец по вопросу обжалования действий <данные изъяты> в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей о допущенных нарушениях избирательного законодательства (в том числе по порядку голосования и подсчета голосов) ни в вышестоящую избирательную комиссию, ни в суд не обращался.
При этом, последующее несогласие административного истца с действиями избирательной комиссии связано исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования на данном <данные изъяты> и результатами выборов на соответствующем избирательном округе.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, из которой следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, суд приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылается административный истец своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Таким образом, поскольку судом установлено, что нарушений избирательного законодательства, которые повлияли на итоги голосования и не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, не допущено, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представителями ответчиков и представителем заинтересованного лица заявлено ходатайство о применении срока обращения в суд, мотивируя тем, административным истцом пропущен установленный ч.2 ст. 240 КАС РФ, которое подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 2, 7, 10 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Судом установлено, что протокол № (об итогах голосования по республиканскому избирательному округу) <данные изъяты> № подписан членами <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало, десятидневный срок для подачи административного искового заявления об оспаривании решения УИК избирательного участка № об итогах голосования от 8.09.2019г. истек 18.09.2019г.
Как следует из материалов дела, административный иск об оспаривании итогов голосования на указанном избирательном участке подан административным истцом 19.09.2019г., то есть с пропуском десятидневного срока обжалования.
Доводы представителя административного истца о том, что датой начала течения срока обращения в суд является дата принятия <данные изъяты> Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГг. постановления о признании выборов состоявшимися, не состоятельны, поскольку данные доводы основаны на неверном толковании норм ч.2 ст. 240 КАС РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска также и по причине пропуска срока обращения в суд и невозможности его восстановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований <данные изъяты> в Республике Татарстан к <данные изъяты> № <данные изъяты> Приволжского района г. Казани о признании незаконным и отмене решения <данные изъяты> № об итогах голосования по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по республиканскому избирательному округу, признании итогов голосования недействительными, признании сводной таблицы и протокола территориальной избирательной комиссии в части содержащейся в ней информации об итогах голосования на <данные изъяты> № незаконными и возложении обязанности внесения соответствующий изменений в протокол и сводную таблицу, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: (подпись) Р.Б. Курбанова
Копия верна:
Судья: Р.Б. Курбанова