Решение по делу № 2-272/2019 (2-10303/2018;) ~ М-9959/2018 от 23.11.2018

    2-272/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2019 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи                 Павловой И.М.

при секретаре                                            Дутовой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Коноваловой Ирине Юрьевне о восстановлении нарушенного права,

                                               У с т а н о в и л:

         Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в суд с иском к Коноваловой Ирине Юрьевне о восстановлении нарушенного права землепользования.

         Просит исключить из ЕГРН сведения о координатах поворотных точек земельного участка 708 кв.м. с К, расположенного по адресу: АДРЕС

         В судебном заседании представитель истца по доверенности Шмитов И.С. настаивал на удовлетворении иска в полном объеме.

         Представитель ответчика Коноваловой И.Ю. по доверенности и по ордеру адвокат Перов В.П. иск не признал, указав, Коновалова И.Ю. не является надлежащим ответчиком, поскольку земельный участок с К ей не принадлежит ни на каком либо праве.

        Управление Росреестра вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 15.08.2018г. , указав, что земельный с участок К не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета.

         Истцом не указано, какое право истца нарушено и какими действиями ответчика.

         Не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими для истца неблагоприятными последствия.

         Истцу надлежало бы выяснить вопрос о принадлежности на земельном участке двух самовольно возведенных строений (сарай и гараж), которыми незаконно пользуются ФИО и Никифорова К.Е. Статус этих построек, как самовольно возведенных, и неправомерность притязания на них со стороны ФИО и Никифоровой К.Е. неоднократно подтвержденных как Одинцовским городским судом, так и Московским областным судом (по гр.делам , и ). Считает, что реализации прав истца препятствует не ответчик, а факт нахождения на спорном земельном участке самовольно возведенных строений.

          На вопрос суда пояснил, что договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером заключала Коновалова И.Ю.

         Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Никифорова К.Е. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Поликарпова И.В. явилась просила иск удовлетворить.

         Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Управление Росреестра представители не явились, извещены надлежащим образом.

         Суд с учетом требования ст. 167 ГПК РФ, мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

         Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

            Судом установлено, что Коновалова И.Ю. является собственником земельного участка    площадью 400 кв.м. с К, расположенного по адресу: АДРЕС.

(л.д. 14).

            10.03.2017 в адрес Администрации Одинцовского муниципального района Московской области поступило заявление гр. Коноваловой И.Ю. о перераспределении земельного ее участка и земельного участка площадью 400 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: АДРЕС

          Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 08.06.2017 года утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 708 кв.м., расположенного в границах АДРЕС

          На основании указанного постановления земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером .

          Позже Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 05.12.2017 года отменено Постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 08.06.2017 года об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 708 кв.м., расположенного в границах АДРЕС

           18.12.2018 Коноваловой И.Ю. было подано в Одинцовский городской суд административное заявление к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании незаконным постановления Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 05.12.2017 года «Об отмене постановлений Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 08.06.2017 года, от 23.08.2017 года ».

           01 марта 2018 года Одинцовским городским судом Московской области постановлено решение, по которому в удовлетворении исковых требований Коноваловой И.Ю. было отказано в полном объеме.

Апелляционным определением от 04.06.2018 решение Одинцовского городского суда от 01.03.2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

          Администрация Одинцовского муниципального района МО обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0080219:1670, сформированного на основании отмененного постановления.

          Управление Росреестра по МО вынесло уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 15 августа 2018 года , указав, что земельный участок К не является преобразуемым и не подлежит снятию с кадастрового учета. Представленное Апелляционное Определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.06.2018 года не содержит каких-либо указаний органу регистрации прав по вопросу снятия с учета земельных участков с кадастровым номером

           В связи, с чем Администрация Одинцовского муниципального района Московской области вынуждена обратиться в суд.

          Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 названной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается Гражданским кодексом Российской Федерации только при наличии прямого указания закона.

          Вместе с тем, образование земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории происходит следующим образом:

          В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданину - собственнику такого земельного участка (участков) необходимо обратиться с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (часть 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).

         Согласно части 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в заявлении о перераспределении земельных участков, подаваемом гражданином, являющимся собственником земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства либо огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно части 3 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ к такому заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя.

         При этом подготовка схем расположения земельных участков в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков (часть 8 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

        Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (часть 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

         Исходя из этого на схеме расположения земельного участка необходимо указывать земельный участок (участки), который должен возникнуть в результате перераспределения.

         После утверждения уполномоченным органом решения об утверждении схемы расположения земельного участка гражданин, по заявлению которого принято указанное решение, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (часть 11 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).

        Для этого гражданину необходимо заключить договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером. Этот специалист может осуществлять свою кадастровую деятельность как индивидуальный предприниматель или в составе юридического лица (статья 33 Закона о кадастре).

          На основании договора подряда кадастровый инженер проводит кадастровые работы по образованию земельного участка (земельных участков) путем перераспределения. При этом в соответствии с пунктом 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, если в результате перераспределения земель и (или) нескольких исходных земельных участков образуются несколько земельных участков, межевой план оформляется в виде одного документа.

          Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка (часть 12 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ). То есть при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, заявителю не нужно предварительно проводить кадастровые работы по уточнению местоположения границ такого земельного участка.

         После подготовки межевого плана образуемого земельного участка и утверждения его кадастровым инженером гражданин обращается в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.

         После принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о земельных участках (земельном участке), образованных в результате перераспределения, с присвоением им статуса "временный" (абзац 2 пункта 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42).

         При этом, поскольку исходные земельные участки, о перераспределении которых заявлено гражданином, являются преобразуемыми, у органа кадастрового учета отсутствует основание в приостановлении осуществления кадастрового учета в порядке пункта 2 части 2 статьи 26 Закона о кадастре в связи с пересечением границ исходных земельных участков и земельных участков, образованных в результате перераспределения.

         После постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате перераспределения, между гражданином и уполномоченным органом заключается соглашение о перераспределении земельных участков, на основании которого производится государственная регистрация прав на образованные земельные участки.

         Согласно части 1 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

         Согласно части 2 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ исходные земельные участки, из которых при перераспределении были образованы новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

           Согласно части 3 статьи 24 Закона о кадастре снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. При этом статус кадастровых сведений в отношении исходных объектов недвижимости изменяется на "архивный", а в отношении образованных объектов недвижимости "временный" статус кадастровых сведений государственного кадастра недвижимости изменяется на "учтенный" (абзацы 2, 4 п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).

           Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако, избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

           01.01.2017 вступил в силу Закон о регистрации, который согласно его статье 1 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 1). Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2).

          Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7).

            В соответствии с частью 10 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 данной статьи.

           Согласно п.п. 6 п. 8 ст. 41 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, является соответствующее соглашение или решение.

           Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

           Таким образом, Федеральным законом N 137-ФЗ установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены.

           Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 221 -ФЗ установлено, что с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

          С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

           Вместе с тем, в спорном случае, основанием для обращения Администрации в суд послужило то, что спорный земельный участок с кадастровым номером образован из земель государственной неразграниченной собственности, права на данный участок не зарегистрированы, а с учетом того, что постановление об утверждении схемы расположения земельного участка отменено, использование данного участка по целевому назначению не представляется возможным.

         Согласно частям 3, 4, 6 и 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

        В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

          Системный анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том снятия с кадастрового учета земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не являющегося преобразуемым, при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.

          Учитывая, что нахождение сведений в государственном кадастре нарушает о земельном участке с К нарушает права и законные интересы Администрации на распоряжение землями государственной неразграниченной собственности, права на данный участок не зарегистрированы, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

         Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                   Р Е Ш И Л:

          ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

          ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 708 ░░.░. ░ ░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░

         ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

                                      ░░░░░:

         ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.01.2019 ░░░░.

                                      ░░░░░:

2-272/2019 (2-10303/2018;) ~ М-9959/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Одинцовского муниципального района МО
Ответчики
Коновалова И.Ю.
Другие
Никифорова К.Е.
Управление Росреестра по МО
ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО
Суд
Одинцовский городской суд
Судья
Павлова И.М.
23.11.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2018[И] Передача материалов судье
26.11.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
20.12.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2019[И] Судебное заседание
25.01.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее