Дело № 2-192/2017
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
08 августа 2017 г. р.п. Охотск
Суд Охотского района Хабаровского края
в составе: единолично, председательствующий судья Джерелейко Н.Н.,
при секретаре Хамитове Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотарева ФИО4 к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащей включению в стаж работы в районе Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Золотарев И.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края, указав в обоснование иска, что с рождения и по настоящее время проживает в рп. Охотск Хабаровского края, является пенсионером МВД со стажем службы 18 календарных лет, состоит на учете в администрации Охотского муниципального района в качестве лица имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с 27.04.2017 г., включен в список пенсионеров. При определении размера трудового стажа, время службы в органах МВД ответчиком было исключено, с чем он не согласен, и просил признать время службы в органах МВД подлежащими включению в размер трудового стажа.
Администрация Охотского муниципального района в отзыве по иску заявленное требование не признала, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в статье 10 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности».
Специально вопрос о включении периодов военной службы, а также другой приравненной к ней службы на территории районов Крайнего Севера в стаж работы, дающий гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-Ф3, законодательством не урегулирован.
По инициативе суда для участия в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство строительства Хабаровского края, которое в письменном мнении по иску привело доводы, аналогичные изложенным ответчиком в отзыве о наличии пробела в правовом регулировании вопроса о включении времени военной и приравненной к ней службы в трудовой стаж, кроме того, сослалось на то, что не обладает полномочиями по принятию решений о включении периодов такой службы на территории северных районов в стаж работы в северных районах, учитываемый для расчета жилищной субсидии.
Судебное заседание стороны просили провести в отсутствие своих представителей, истец в судебное заседание также не явился, просив рассмотреть дело без его участия, о месте и времени судебного заседания стороны были извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчика и третьего лица.
Изучив доводы сторон, исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом, согласно положений ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Предметом по данному делу является разрешение спора о признание периода службы истца в органах внутренних дел в качестве трудового стажа в целях реализации права на получение жилищной субсидии, таким образом, суд не рассматривает вопрос о полномочиях или компетенции ответчика и 3-го лица как органов исполнительной власти.
Из представленных сторонами доказательств, в частности, материалов учетного дела истца, следует, что в соответствии с постановлением администрации Охотского муниципального района от 28.04.2017 № 177 истец состоит на учете в качестве лица имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с 27.04.2017 г., трудовой стаж истца в районах Крайнего Севера составил более 9 лет, с 20.09.1994 истец непрерывно проходил службу в органах внутренних дел – в ОВД Охотского района, выслуга по службе в Отделе ВД Охотского района, согласно данных трудовой книжки, справки ОМВД России по Охотскому району от 27.04.2017 г. и приказа об увольнении, в календарном исчислении составила 18 лет 2 месяца 3 дня на день увольнения, в льготном исчислении 34 года 11 месяцев 06 дней
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях (утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967г. №1029, с последующими изменениями и дополнениями) Охотский район Хабаровского края является районом Крайнего Севера.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. В соответствии со статьей 3 данного Закона – постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. При этом осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления.
Как установлено судом, полномочия по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, выезжающих из Охотского муниципального района переданы администрации Охотского муниципального района Хабаровского края на основании Закона Хабаровского края от 26.10.2005 г. № 306 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (в ред. от 29.12.2016) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» (далее - Правила) и определены категории граждан, имеющие право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
Подпункт «з» пункта 5 раздела 1 указанных Правил повторяет положения ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ.
В силу подпункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям п.5 Правил и изъявившие такое желание.
Таким образом, жилищные субсидии предоставляются гражданам, имеющим общую продолжительность стажа работы в указанных районах и местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах РФ или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение таких субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет.
Анализируя приведенные положения названных нормативных актов, суд приходит к выводу, что они не устанавливают запрета для бывших сотрудников органов внутренних дел претендовать на получение такой жилищной субсидии, поскольку распространяется на всех граждан, соответствующих установленным данным законом критериям.
Данное обстоятельство не позволяет принять возражения ответчика и третьего лица относительно особенного правого статуса истца и отсутствия специального нормативного регулирования по предоставлению ему социальных гарантий.
Кроме того, суд учитывает также и следующие обстоятельства.
В соответствии со ст.37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Служба в милиции являлась особой разновидностью государственной службы. При этом, под государственной службой понимается осуществление на профессиональной основе полномочий по реализации задач и функций государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации лицами, получающими заработную плату из государственного бюджета и занимающими постоянно или временно должности в государственных организациях.
При поступлении на службу с сотрудником милиции подлежал заключению служебный контракт, сотрудникам милиции предусматривались установленные трудовым законодательством гарантии и компенсации, в частности при работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – надбавка к денежному содержанию за стаж работы в таких районах, а также выплата повышающего коэффициента, предусмотренного районированием местностей Крайнего Севера и местностей, к ним приравненным, а также иные гарантии (Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»).
Отдельные моменты прохождения службы в органах внутренних дел, в частности порядок исчисления продолжительности отпуска, предоставление дополнительных отпусков, оплата времени временной нетрудоспособности, право на компенсацию за выполнение дополнительных обязанностей без освобождения от своей основной работы за отсутствующего сотрудника (во время его отпуска, болезни, служебной командировки, обучения) устанавливался для сотрудников милиции в соответствии с законодательством РФ о труде.
Нормы Трудового кодекса РФ могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.
По свой правовой природе служебный контракт в органах внутренних дел представлял и представляет собой разновидность трудового договора, с установлением особенностей, исходя из специфических целей и задач данного органа государственной власти.
В период прохождения службы истца в органах внутренних дел и до вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный вид государственной службы регулировался нормами Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I.
В частности ст.64 указанного Положения, прямо предусматривала, что время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности на следующих условиях: один год службы за полтора года трудового стажа, а период службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с тяжелыми климатическими условиями и в особых условиях - соответственно один год службы за два года или два года и шесть месяцев трудового стажа в соответствии с перечнями специальностей и местностей, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Действующий в настоящее время Федеральный закон № 342-ФЗ от 30 ноября 2011г. также устанавливает, что служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы.
Так в статье 5 Закона установлено, что взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы и принципов ее построения и функционирования, а также посредством учета стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и граждан, проходивших государственную службу иных видов (подпункты 3 и 5 пункта 1 статьи 5 Закона).
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено право на пенсию по выслуге лет лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Тем самым законодательно установлено, что период службы в органах внутренних дел в целях пенсионного обеспечения включается в понятие трудового стажа.
В соответствии со ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Проанализировав вышеуказанные законодательные акты в их совокупности и взаимосвязи, выявленное судом нормативно-правовое регулирование правоотношений, относящихся к предмету спора, позволяет сделать вывод, о том, что поступив на службу в органы внутренних дел, истец реализовал свою способность к труду по выбранной профессии и роду деятельности, и никаких оснований не учитывать данный период в качестве трудового стажа, законодательство не предусматривает, ограничений этому нормативно-правовые акты не содержат.
Срок службы истца в органах внутренних дел при таких условиях подлежит включению в его общий трудовой стаж.
При таких условиях, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска, в связи с чем он подлежит удовлетворению
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Золотарева ФИО4 к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о признании времени службы в органах внутренних дел подлежащей включению в стаж работы в районе Крайнего Севера – удовлетворить в полном объеме.
Признать время службы Золотарева ФИО4 в ОВД Охотского района Хабаровского края с 20.09.1994 г. по 22.09.2011 г. подлежащим включению в стаж работы (трудовой стаж) в районе Крайнего Севера.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Охотский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Джерелейко