Дело № 2-1342/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Калач - на-Дону 19 августа 2015 года
Калачевский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего судьи Князевой Ю.А.
при секретаре Илларионовой В.С.,
с участием истца Сидоренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сидоренко А.А. к Администрации Ильевского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании действий незаконными, признании садового домика жилым помещением,
У С Т А Н О В И Л:
Сидоренко А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия Администрации Ильевского сельского поселения Калачевского муниципального района, выразившиеся в отказе признания дачного домика, расположенного по адресу: <адрес> № жилым помещением. Просит признать, возведенный им на садовом участке, расположенном по адресу: <адрес> № дом с инвентарным № № жилым домом.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации Ильевского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области не явился, извещен надлежащим образом, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не предоставил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика– СНТ «Садовод» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие суду не предоставил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика– УФМС России по Волгоградской области в Калачевском районе в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истец Сидоренко А.А. поддержал свои исковые требования, и в их обоснование пояснил следующее: он является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Садовод» и в собственности имеет земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> № №. В ДД.ММ.ГГГГ на указанном земельном участке им был возведен дом, площадью <данные изъяты>., а также надворные постройки (туалет, душ). Участок огражден металлическим забором с калиткой и воротами. Для подачи воды на участке пробурена водозаборная скважина, из которой вода попадает в дом. В дом проведено электроснабжение, отопление дома автономное электрическое, имеется автономная канализация. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию Ильевского сельского поселения с заявлением о признании указанного дома жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, но ему было отказано по причине, что технические параметры не соответствуют требованиям Положения « О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Просит суд признать незаконными действия Главы Администрации Ильевского сельского поселения Калачевского муниципального района, выразившиеся в отказе признания дачного домика, расположенного по адресу: <адрес> № жилым помещением, так же просит признать, возведенный им на садовом участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> № дом с инвентарным № № жилым домом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования истца, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Частями 1, 2 статьи 23 ЖК РФ предусмотрено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). Указанный перечень является исчерпывающим.
Частью 4 статьи 22 ЖК РФ предусмотрены два основания, при которых не допускается перевод нежилого помещения в жилое: такое помещение не отвечает установленным требованиям и отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Согласно статье 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии со статьей 24 ЖК РФ отказ в переводе нежилого помещения в жилое помещение допускается, в том числе в случаях непредставления определенных частью 2 статьи 23 Кодекса документов и несоблюдения, предусмотренных статьей 22 Кодекса условий перевода помещения. Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует техническая возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям, либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (часть 4 статьи 22 ЖК РФ).
Таким образом, при согласовании в порядке статьи 23 ЖК РФ изменения режима использования нежилых помещений в первую очередь должна определяться сама возможность перевода их в жилые помещения. Необходимо разрешение вопроса о технической возможности использовать такие помещения в качестве жилых помещений.
Пункт 1 части 1 статьи 16 ЖК РФ устанавливает, что к жилым помещениям относится, в том числе, жилой дом.
В части 2 статьи 24 ЖК РФ закреплено, что решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено следующее.
Сидоренко А.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ул.Дачная, дом № №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты> № №, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> (л.д.8). На указанном земельном участке был возведен им дом, площадью <данные изъяты>., что подтверждается техническим паспортом здания ( л.д. 9-15). Сидоренко А.А. обратился в Администрацию Ильевского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области с заявлением о придании принадлежащему ему дачного дома статуса жилого помещения. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Главы Ильевского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в удовлетворении заявления Сидоренко С.С. было отказано на том основании, что технические параметры помещения не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а также не соответствия расположения здания дачного дома требованиям СНиП 2.07.01-89, предъявляемых к планировке и застройке жилых территорий населенных пунктов (л.д.17).
Суд находит данный отказ не соответствующим закону, по следующим основаниям.
Доводы ответчика, изложенные в уведомлении об отказе в переводе нежилого помещения в жилое от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что помещение, принадлежащее Сидоренко А.А., не может быть признано жилым, на том основании, что отдельные технические параметры помещения и здания не соответствуют требованиям пунктов Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и СНиП 2.07.01-89, предъявляемых к планировке и застройке жилых территорий населенных пунктов, нельзя признать правильными.
Так, в разделе № 2 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2008 г. изложены требования, которым должно отвечать жилое помещение, и при решении вопроса о признании помещения пригодным для проживания граждан, необходимо учитывать все требования в совокупности. Кроме этого, в случае отказа гражданам в признании помещения жилым помещением (пригодным для проживания), должны быть установлены также основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, перечисленные в разделе № 3 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2008 г.
Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» определил жилищный фонд, как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности (статья 1) и предоставил гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках, право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Тем самым в жилищное законодательство была введена норма, характеризовавшая расположенные на садовых земельных участках строения – с учётом изменившегося потребительского назначения этих строений - в качестве жилых, а, следовательно, не исключавшая возможность постоянного проживания в них и допускавшая их правовую трансформацию в жилые дома, в которых граждане могут быть зарегистрированы по месту жительства.
В отличие от прежнего порядка государственного учёта жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
Конституционный Суд РФ своим постановлением от 14.04.2008 г. № 7 – П признал не соответствующим Конституции РФ, её статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
В данном постановлении Конституционный Суд РФ указал, что гражданским и жилищным законодательством возможность использования жилых строений в иных, помимо отдыха граждан, целях, в том числе для постоянного или преимущественного проживания, не исключается.
В судебном заседании было установлено, что жилое строение, принадлежащее Сидоренко А.А., расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, №, представляет собою электрофицированный одноэтажный жилой дом, с автономным электрическим отоплением, водоснабжением и канализацией, который полностью пригоден для проживания.
В то же время основания для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания, перечисленные в разделе № 3 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2008 г., установлены не были.
Поскольку в ходе судебного разбирательства истцом доказано, что в нежилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> № созданы все условия для комфортного проживания, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не повлияет на общую конструктивную схему здания в целом, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, строительные конструкции помещения находятся в работоспособном состоянии, соответствуют требованиям нормативно-технической документации, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-Эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и не создают угрозу жизни и здоровью людей, суд находит исковые требования истца Сидоренко А.А. к Администрации Ильёвского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области о признании строения жилым обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 15 ЖК РФ, ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Сидоренко А.А. к Администрации Ильевского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании действий незаконными, признании садового домика жилым помещением, удовлетворить.
Признать действия Администрации Ильевского сельского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в отказе признания дачного домика, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> № жилым помещением, незаконными.
Признать дом, принадлежащий Сидоренко А.А., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> № жилым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья: