Судья Малешева Л.С. Дело № 33-9710/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18 октября 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Рудь Е.П.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Колесникова Валерия Стефановича, ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июня 2017 года
по делу по иску Колесникова Валерия Стефановича к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о возложении обязанности восстановления в списках, взыскании суммы и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Колесников В.С. обратился в суд с иском, указав, что 10.02.1995 он исключен из списков воинской части в звании старшего прапорщика по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, и ему назначена пенсия, при этом в выслугу включена служба в органах МВД в календарном исчислении согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993.
17.04.2001 постановлением Президиума Алтайского краевого суда ему включена в льготную выслугу учеба в Благовещенском медицинском училище с 01.09.1965 по 28.02.1969. Общая выслуга составляет 25 лет 9 месяцев 17 дней, в связи с чем Военным комиссариатом Алтайского края была сделана отметка в пенсионном удостоверении о праве лечения в военных медицинских учреждениях.
Дополнительным решением от 11.05.2005 Центральный районный суд г.Барнаула обязал Военный комиссариат Алтайского края ежегодно выплачивать истцу компенсацию за санаторно-курортное лечение в размерах и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в части социального обеспечения пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации.
11.04.2007 отделом Военного комиссариата АК по Каменскому, Крутихинскому, Тюменцевскому районам ему выдана справка № 00/365 о том, что общая выслуга составляет 25 лет, календарная 24 года, ему предоставлено право ношения военной формы одежды.
С ДД.ММ.ГГ он находился на стационарном лечении в ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации. Им были приобретены билеты по маршруту г. Камень-на-Оби – г.Новосибирск - г. Камень-на-Оби. Фактически расходы по оплате стоимости проезда составили 1070 руб.
В декабре 2016 года он обратился за выплатой компенсации расходов по оплате проезда, однако ему в этом было отказано.
Кроме того, в сентябре 2016 года ответчик отказал ему в праве на бесплатное медицинское обеспечение, то есть исключил его из списков на получение жизненно важных лекарственных препаратов. На его обращение был дан ответ, что он не имеет право на бесплатное медицинское обеспечение за счет средств, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку выслуга в Вооруженных силах Российской Федерации составляет 17 лет 9 месяцев 27 дней.
Полагает отказ незаконным.
Неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред, поскольку он лишен возможности получать бесплатно лекарственные препараты, денежных средств на их приобретение не хватает, у него ухудшилось состояние здоровья.
Просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» восстановить его в списках на получение бесплатных лекарственных средств, взыскать в его пользу расходы по оплате стоимости проезда в госпиталь г.Новосибирска и обратно в сумме 1070 руб., компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей, государственную пошлину в сумме 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июня 2017 года, с учетом определения этого же суда от 4 августа 2017 года об исправлении описки, исковые требования Колесникова В.С. удовлетворены частично.
На федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Алтайского края» возложена обязанность восстановить Колесникова В.С. в списках на получение бесплатных лекарственных средств.
Взысканы федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» в пользу Колесникова В.С. расходы по оплате стоимости проезда на лечение в размере 1 070 руб. и судебные расходы в сумме 388 руб., всего взыскано 1458 руб.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение в части отказа в компенсации морального вреда отменить. Полагает отказ суда во взыскании компенсации морального вреда незаконным, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на отсутствие у истца необходимой выслуги лет, поскольку период его военной службы составляет 17 лет 9 месяцев 27 дней вместо требуемых 20 лет. Судебным актом период обучения в медицинском училище зачтен в выслугу лет истца только для исчисления пенсии. Решений суда, обязывающих военный комиссариат зачесть при предоставлении льгот имеющуюся выслугу лет в органах МВД, и рассмотревших вопрос о предоставлении истцу права на бесплатное медицинское обеспечение, не имеется. Применение судом положений ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит оставить ее без удовлетворения.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представитель ответчика Маслова Т.А. доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального и процессуаального права (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Судом установлено, что Колесников В.С. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
До декабря 2016 года истец пользовался социальными гарантиями, в том числе правом на получение бесплатных медицинских препаратов и компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Согласно ответу МУП «Галатея» на запрос истца Колесников В.С. исключен из списков на бесплатное получение лекарственных препаратов с сентября 2016 года.
Данный факт подтверждается также справкой ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» от 19 июня 2017 года, из которой следует, что в регистре от 11.11.2015, содержащем информацию о гражданах, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911, сведения о Колесникове В.С. присутствовали. В последующих регистрах, передаваемых Военным комиссариатом Алтайского края в адрес Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, сведения о Колесникове В.С., как о лице, имеющем право на получение мер социальной поддержки, отсутствуют.
Также судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ истец проходил стационарное лечение в ФГКУ «425 военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, им были понесены расходы на проезд в сумме 1070 руб., в выплате компенсации расходов на проезд ответчиком было отказано.
Обосновывая законность исключения Колесникова В.С. из списка на получение бесплатных лекарственных средств и отказа в выплате расходов на проезд к месту лечения и обратно, ответчик ссылается на то, что истец имеет выслугу лет военной службы менее 20 лет, в связи с чем не имеет права пользования гарантиями, предусмотренными ст.ст. 16 и 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца в части возложения на ответчика обязанности восстановить Колесникова В.С. в списках на получение бесплатных лекарственных средств и взыскания с него в пользу истца расходов по оплате стоимости проезда на лечение в размере 1 070 руб., суд первой инстанции исходил из того, что выслуга лет Колесникова В.С. уже установлена ранее принятыми судебными актами, данное обстоятельство в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не подлежит доказыванию вновь. Соответственно, в силу п. 5 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» истец имеет право пользоваться всеми гарантиями, предусмотренными в п.п. 2-4 данной статьи, в том числе правом на получение бесплатных лекарственных средств, а также имеет право пользоваться социальными гарантиями, предусмотренными в п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в виде компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно.
Судебная коллегия с такими выводами суда не соглашается, полагая их не основанными на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
П. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).
В силу п. 5 ст. 16 Закона права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Из вышеприведенных положений закона следует, что Колесникову В.С. как лицу, уволенному с военной службы в звании старшего прапорщика по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, для получения социальных гарантий в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и получения компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно необходимо установление продолжительности военной службы 20 лет.
Определение понятия «военная служба» содержится в ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которой военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Согласно п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" началом военной службы считается:
для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;
для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для граждан, не проходивших военной службы или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, - дата зачисления в указанные образовательные организации.
В силу п. 11 ст. 38 этого же Закона окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Как следует из материалов дела, Колесников В.С. уволен из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста пребывания на военной службе 09.02.1995, при это его общая выслуга для назначения пенсии составила 25 лет 9 месяцев 17 дней, из которых выслуга лет в Вооруженных Силах - 17 лет 9 месяцев 27 дней, выслуга лет в органах Министерства внутренних дел – 6 лет 2 месяца 22 дня и период обучения, подлежащий зачету в выслугу лет для исчисления пенсии – 1 год 8 месяцев 28 дней.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм материального права, период военной службы истца составляет 17 лет 9 месяцев 27 дней, что менее предусмотренной в п. 5 ст. 16 и п. 5 ст. 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" продолжительности военной службы - 20 лет.
При этом ссылка в решении суда на ранее принятые в отношении Колесникова В.С. судебные акты, которыми, по мнению суда, Колесникову В.С. установлена выслуга лет, несостоятельна.
Так, постановлением Президиума Алтайского краевого суда от 17 апреля 2001 года включена учеба в Благовещенском медицинском училище с 01.09.1965 по 28.02.1969 в выслугу лет для назначения пенсии Колесникову В.С. как ушедшему на пенсию военнослужащему.
Таким образом, вышеуказанным судебным актом период обучения в медицинском училище зачтен в выслугу лет только для исчисления пенсии истцу.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 18 апреля 2005 года взыскана с Военного комиссариата Алтайского края в пользу Колесникова В.С. компенсация за санаторно-курортное лечение 1200 руб. При этом установлено, что согласно справке от 14.012002, выданной Военным комиссариатом Алтайского края, выслуга лет Колесникова В.С. составляет: общая 25 лет 9 месяцев 17 дней, календарная 24 года 19 дней.
Дополнительным решением Центрального районного суда г. Барнаула от 11 мая 2005 года на Военный комиссариат Алтайского края возложена обязанность ежегодно выплачивать Колесникову В.С. компенсацию за санаторно-курортное лечение в размерах и сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации в части социального обеспечения пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, данными судебными актами продолжительность военной службы Колесникова В.С., необходимая для получения социальных гарантий в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и получения компенсации расходов на проезд к месту лечения и обратно, не устанавливалась, вопрос о предоставлении вышеуказанных гарантий не разрешался.
Статьей 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", предусмотрен зачет службы в органах внутренних дел в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим.
Возможность же зачета службы в органах внутренних дел при решении вопроса о предоставлении военнослужащим, уволенным с военной службы, гарантий, предусмотренных в п. 2 ст. 16 и п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действующим законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований Колесникова В.С. не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
Как взаимосвязанное подлежит отмене и решении суда в части взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов на проезд в сумме 388 руб.
Доводы апелляционной жалобы истца о несогласии с решением суда в части отказа во взыскании компенсации морального вреда отклоняются судебной коллегией, поскольку правоотношения сторон носят имущественный характер, нарушения ответчиком личных неимущественных прав либо иных нематериальных благ истца не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу ответчика федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 июня 2017 года в части удовлетворения исковых требований Колесникова Валерия Стефановича о возложении на федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Алтайского края» обязанности восстановить Колесникова Валерия Стефановича в списках на получение бесплатных лекарственных средств и взыскания с федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» в пользу Колесникова Валерия Стефановича стоимости проезда на лечение в размере 1 070 руб. и судебных расходов в сумме 388 руб. отменить и принять в этой части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Колесникова Валерия Стефановича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: