Дело №33-2213
Судья Бабинова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 марта 2012 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А., судей Кириенко Е.В. Варовой Л.Н., при секретаре Араслановой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционным жалобам Правительства Пермского края и администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:
« Обязать администрацию г. Березники за счет средств бюджета Пермского края предоставить вне очереди по договору социального найма Мазихиновй С.В., дата рождения, с учетом члена ее семьи Мазихина А.А., дата рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 42 кв. м.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., заключение прокурора Кузнецовой С.Н., полагавшей доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Березники обратился в суд в интересах Мазихиной СВ. и Мазихина А.А., к администрации г.Березники о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что отец Мазихиной СВ. умер в 1996 года, мать лишена родительских прав решением Березниковского суда от 18.06.1999 года. Постановлением главы местного самоуправления г.Березники № 873 от 19.07.1999 года Мазихина СВ. определена в ГОУ «Детский дом» № **. В 2000 году Мазихина СВ. поставлена на учет на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо, оставшееся без попечения родителей. По состоянию на 15.09.2011 года номер очереди 143. В период с 01.09.2002 года по 27.06..2004 года Мазихина СВ. обучалась в ГОУ НПО «Профессиональное училище № **», с 01.09.2004 года в ГОУ НПО «Профессиональный лицей№ **», находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Мазихина СВ. имеет на иждивении малолетнего сына - Мазихина А.А., дата рождения. До настоящего времени жильем не обеспечена. По месту регистрации фактически Мазихина не проживает, своего жилья не имеет. Настаивает на удовлетворении исковых требований к администрации города Березники. Просит обязать ответчика предоставить Мазихиной СВ. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 42 кв. м., с учетом состава семьи из двух человек, за счет средств, выделяемых Правительством Пермского края из бюджета на эти цели.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, а также Мазихина СВ. на иске настаивали.
Представитель администрации города Березники в судебном заседании иск не признал, пояснив, что администрация является ненадлежащим ответчиком, выразил несогласие с размером жилого помещения, которое требует истец.
Представитель третьего лица - Правительства Пермского края в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено, приведенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах Правительство Пермского края и администрация города Березники, указывая на незаконность предоставления жилья в размере не менее 42 кв. м., а также полагая, что жилое помещение не может быть предоставлено с учетом малолетнего ребенка истицы. Кроме того, администрация города Березники в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что не является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ, не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно п. 3 ст. 9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 42 кв. м - для семьи, состоящей из двух человек.
Как установлено судом, что Мазихина СВ. имеет статус оставшейся без попечения родителей, поскольку ее отец умер, мать лишена родительских прав, на основании постановления главы местного самоуправления города Березники от 19.07.1999 года № 873, несовершеннолетняя Мазихина С, дата рождения определена в дом детства, с марта 2000 года состоит в очереди на получение жилья в администрации города Березники как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в период с 30.08.1999 года по 01.04.2001 г.г. являлась воспитанницей Детского дома **, находилась на полном государственном обеспечении; в период с 01.09.2022 года по 27.06.2004 года Мазихина обучалась в НПО «Профессиональное училище № **» и с 01,09.2004 года в ГОУ НПО «Профессиональный лицей № **», находилась на полном государственном обеспечении.
По данным ГУП "ЦТИ", сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Мазихина СВ. собственного жилья не имеет, в настоящее время зарегистрирована в общежитии по адресу: **** совместно с малолетним сыном Мазихиным А.А., дата рождения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно применил приведенные выше положения законодательства, и, установив, что Мазихина СВ. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, имеет право на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени не обеспечена им, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению Мазихиной СВ. благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма с учетом в качестве члена семьи малолетнего сына, общей площадью не менее 42 квадратных метра, являются правомерными.
Доводы апелляционных жалоб о том, что жилое помещение истице должно быть предоставлено из расчета нормы предоставления площади жилого помещения, утвержденной на территории города Березники 12 кв. м. на одного человека, а также отсутствии каких-либо оснований для предоставления истице жилья с учетом члена семьи, являются необоснованными.
Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения указанным лицам предоставляются с учетом членов их семей, при этом норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет на семью из двух человек 42 кв. м. (пп. 9 ст. 1, пп. 3 ст. 9 Закона). Предоставление жилого помещения большей площадью, чем это установлено ЖК РФ является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.
Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы Администрации города Березники в часто ненадлежащего ответчика, поскольку обязанность по обеспечению жильем указанной категории граждан, в соответствии с нормами действующего законодательства, возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина и является расходным обязательством субъекта Российской Федерации - Пермского края.
С учетом вышеизложенной позиции, судом постановлено обоснованное решение, доводы апелляционных жалоб отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда.
Руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березниковского городского суда Пермского края от 26 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: