Дело №2-592/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2016 года Бавлинский городской суд РТ в составе:
под председательством судьи Саитова М.И.
с участием прокурора Сулейманова М.З.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Сторожук А.А. по доверенности Жилиной Л.В. к исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения об исключении из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья и возложении обязанности восстановить в списках на получение субсидии,
установил:
Жилина Л.В., действующая по доверенности в интересах Сторожук А.А. обратилась в суд с иском к исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании решения за № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении из списка получателей субсидий за счет федерального бюджета на приобретение жилья незаконным и возложении обязанности восстановить в списках получателей субсидий исходя из первоначально поданного заявления и представленных документов. В обоснование указывая, что Сторожук А.А. как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет на улучшение жилищных условий и получения субсидии на приобретение жилья. Ответчиком исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района Республики Татарстан Сторожук А.А. была признана нуждающимся в улучшении жилищных условий и включена в список получателей субсидий на приобретение жилья. ДД.ММ.ГГГГ истец получило письмо о принятии решения об исключении из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья, поскольку проживает в доме площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу <адрес>, что по числу зарегистрированных лиц, соответствует учетной норме жилой площадью и заявитель к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий не подпадает. Представитель истца полагает, что Сторожук А.А. необоснованно отказано в получении субсидии на приобретение жилья, так как на законных основаниях истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет, проживает в доме собственником которого не является.
В судебном заседании представитель Сторожук А.А. по доверенности Жилина Л.В., а также представитель по соглашению адвокат Тихонова Л.М. на удовлетворении искового заявления настаивали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан Кагиров Р.А. в судебном заседании иск признал. Пояснил, что истица подлежит восстановлению в списках лиц на получение субсидии за счет средств бюджета на улучшение жилищных условий.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, который просил отказать в иске, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», в качестве меры социальной поддержки предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно пункту 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Согласно статье 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 года» от 07.05.2008 года за №714, постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. за №5-ФЗ, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, Сторожук А.А. просит поставить в очередность получения жилья для улучшения жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной Войны.
Согласно решению общественной жилищной комиссии исполкома Бавлинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за № Сторожук А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Как следует из решения общественной жилищной комиссии исполкома Бавлинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № на основании протеста Бавлинской городской прокуратуры РТ Сторожук А.А. исключена из списка получателей субсидии на приобретение жилья.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Ж.А.И., Жилина Л.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, являются собственниками жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
Как видно из выписки из домовой книги в жилом доме по адресу <адрес>. Зарегистрированы Ж.А.И., Жилина Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ, Сторожук А.А. с ДД.ММ.ГГГГ.Согласно справке выданной отделом ВК РТ по <адрес> Сторожук А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны С.В.В., о чем выдано Артемовским РВК <адрес> удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из содержания иска и обжалуемого решения от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что истица исключена из списка лиц на получение субсидии для приобретения жилья по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о том, что учетная норма занимаемой Сторожук А.А. жилой площади исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан жильем, соответствует установленной норме. Содержащиеся в оспариваемом решении выводы жилищной комиссии суд считает правомерными и принятое решение об исключении истца по протесту прокурора, из списка получателей субсидии на приобретение жилья законными и обоснованными.
В силу пункта 2 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением руководителя исполкома Бавлинского муниципального района Республики Татарстан от 16.06.2009 года за №73 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Подпунктом "б" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что Сторожук А.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны С.В.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Сторожук А.А. проживает и зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, в которой помимо нее проживают и зарегистрированы дочь истицы Жилина Л.В. и супруг последней Ж.А.И.
Решением жилищной комиссии исполкома Бавлинского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ за №, на основании протеста прокурора Сторожук А.А. отказано в подтверждении нуждаемости в улучшении жилищных условий в связи с выделением субсидии на приобретение жилья со ссылкой на то, что обеспеченность истца общей площадью занимаемого жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения по <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Ж.А.И., Жилина Л.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, являются собственниками жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>.
С учетом положений ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, принимая во внимание, что Ж.А.И., Жилина Л.В. и Сторожук А.А. являются членами одной семьи, то имеющееся в совместном пользовании указанных граждан жилое помещение правомерно учтено в представлении прокурора и органом местного самоуправления при рассмотрении вопроса об обеспеченности истца жильем и, соответственно, нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Доказательств, подтверждающих вселение истицы и ее проживание в спорной квартире не в качестве члена семьи собственников Жилиной Л.В. и Ж.А.И., не представлено. Судом установлено, что истица проживает и пользуется жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственниками, определяющего ее права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ. Кроме того, в судебном заседании представитель истца подтвердила факт их совместного проживания с собственниками в этом жилом помещении, ведения ими общего хозяйства с собственниками жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как видно из материалов дела общая площадь занимаемого жилого помещения в составе членов семьи из трех человек составляет <данные изъяты> кв.м., то есть <данные изъяты> кв.м. на одного члена семьи, при установленной норме 18 кв.м. на одного члена семьи. Учитывая изложенное, решение органа местного самоуправления об исключении истца из списка получателей субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья является законным, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Сторожук А.А. превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности жильем на одного человека.
В связи с чем, отсутствуют основания для принятия признания ответчиком иска и возложения обязанности восстановить и поставить истца в очередь нуждающихся в жилом помещении и получении субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске представителя Сторожук А.А. по доверенности Жилиной Л.В. к исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения об исключении из списка получателей субсидии за счет федерального бюджета на приобретение жилья и возложении обязанности восстановить в списках на получение субсидии, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения.
Судья: М.И. Саитов.