Решение по делу № 3а-185/2016 (3а-788/2015;) от 04.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМНЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты> <данные изъяты>

М. <данные изъяты>

М. областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Железном А.К.,

с участием прокурора Смирновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-185/2016 по административному исковому заявлению Акционерного общества «ХХI век – ТВ» о признании недействующим пункта 1 решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Ногинского муниципального района, или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена»

у с т а н о в и л:

пунктом 1 решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Ногинского муниципального района, или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» (далее - решение Совета депутатов Ногинского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты>) утверждена названная базовая ставка в размере 2500 рублей (л.д. 10). Решение официально опубликовано в газете «Волхонка» - «Официальный вестник» от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.10).

Акционерное общество «XXI век – ТВ» (далее - АО «XXI век – ТВ») обратилось в М. областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 1 решения Совета депутатов Ногинского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты>. Обосновывая свои требования, административный истец указывает, что в 2012 году между ним и администрацией Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> заключены семь договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. По условиям данных договоров размер годовой платы по каждому договору определяется с учетом базовой ставки размер которой может быть изменен администрацией в одностороннем порядке на основании решения Совета депутатов Ногинского муниципального района. Согласно данным договорам годовая плата при их заключении была рассчитана исходя из размера базовой ставки - 700 рублей. Учитывая, что указанные договоры являются действующими, повышение базовой ставки оспариваемым нормативным актом влечет значительное повышение размера годовой платы по договорам, что затрагивает права и законные интересы АО «ХХI век – ТВ» в сфере предпринимательской деятельности.

Административный истец полагает, что столь значительное (более чем в три раза) повышение решением Совета депутатов Ногинского муниципального района от <данные изъяты> <данные изъяты> размера базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций является экономически необоснованным и противоречит положениям постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размере арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является принцип экономической обоснованности, а ежегодное увеличение арендной платы должно соответствовать уровню инфляции. По мнению административного истца, названное постановление применимо к рассматриваемым правоотношениям по аналогии.

В судебном заседании представитель АО «ХХI век – ТВ» - Богачев О.В. поддержал требования своего доверителя, дополнительно указав на невозможность, по его мнению, применения базовой ставки в размере 2500 рублей, установленном оспариваемым нормативным правовым актом, к расчетам по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенным ранее.

Представитель административных ответчиков - Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> и администрации Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> - Шуева Я.Г., представитель заинтересованного лица - Главного управления по информационной политике М. <данные изъяты> - Лалаян К.В. требования АО «ХХI век – ТВ» не признали и пояснили, что решение Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> принято компетентным органом, с соответствии с федеральным законодательством и нормативными актами имеющими большую юридическую силу и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Возможность повышения Советом депутатов Ногинского муниципального района базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций предусмотрена соответствующими договорами с административным истцом и обусловлена инфляционными процессами и экономической ситуацией в районе. От указанных представителей в суд поступили также письменные возражения на административный иск (л.д. 136-137, 266-269).

Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска отказать, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В силу положений Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) и Федерального закона от <данные изъяты> № 38-ФЗ «О рекламе» (с последующими изменениями и дополнениями) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности или земельном участке государственная собственность на который не разграничена относится к компетенции органом местного самоуправления муниципальных районов (ст. 15, 15.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от <данные изъяты> № 38-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 43 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно положениям Федерального закона от <данные изъяты> № 38-ФЗ) «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцами по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О рекламе» и гражданского законодательства. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальный районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, которые подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. (п. 5, 5. 1, 5.8 ст. ст. 19 Федерального закона от <данные изъяты> № 38-ФЗ). В соответствии с постановлением П. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> таким уполномоченным органом в М. <данные изъяты> является Главное управление по информационной политике М. <данные изъяты>.

Судом установлено, что решение от <данные изъяты> об увеличении базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, находящихся на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ногинского муниципального района или на земельном участке, собственность на который не разграничена, было принято Советом депутатов Ногинского муниципального района на основании рекомендаций Главного Управления по информационной политике М. <данные изъяты>, изложенных в письме от <данные изъяты> <данные изъяты> исх - 629и-60 (л.д. 125).

Согласно данному письму Главное управление по информационной политики рекомендует до объявления торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций увеличить значение базовой ставки, применяемой для расчета стартовой цены торгов и планируемых ежегодных поступлений, с 700 рублей до 2500 рублей в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, утвержденных Первым заместителем Председателя П. М. <данные изъяты>, руководителем межведомственной рабочей группы по вопросам участия организаций, осуществляющих свою деятельность на территории М. <данные изъяты>, в развитии экономического и налогового потенциала М. <данные изъяты> от <данные изъяты> (л.д.139-210).

Данные Методические рекомендации содержат порядок определения годового размера платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, где базовая ставка платы за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, устанавливаемая нормативным правовым актом муниципального образования М. <данные изъяты>, указана в размере 2500 рублей (без налога на добавленную стоимость) (л.д. 206). В соответствии с ч. 3 раздела 3 указанных Методических рекомендаций, если договор заключается на срок более одного года, на второй и последующие годы размер платы изменяется на максимальный размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Договором может быть дополнительно предусмотрено увеличение базовой ставки на основании принятия муниципального нормативного правового акта (л.д.209).

Проанализировав приведенные федеральные и областные нормативные правовые акты в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что решением Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> в оспариваемой части принят в пределах компетенции данного представительного органа муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца.

Доводы представителя АО «XXI век – ТВ» о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям постановления П. М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размере арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» суд находит несостоятельными, поскольку договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции несопоставим по своей правовой природе с договором об аренде земельного участка, в связи с чем применение указанного постановления Правительства Российской Федерации по аналогии, в данном случае, невозможно. Каких-либо иных федеральных нормативных правовых актов либо нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу, которым противоречит оспариваемая часть решения Совета депутатов Ногинского муниципального района, административным истцом не названо.

Утверждение административного истца о том, что в результате принятия данного решения Совета депутатов также значительно как и базовая ставка выросла плата по заключенным им договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций является необоснованной. Судом установлено, что после изменения базовой ставки, решением Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> утверждена и новая методика расчета годового размера оплаты по договорам на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, предусматривающая понижение некоторых коэффициентов расчета. В результате увеличение годовой платы не является столь значительным, что подтверждается соответствующими расчетами представителей сторон (л.д. 236-238, 239).

Довод представителя истца о том, что увеличенная базовая ставка может применяться лишь к будущим договорам, суд не может принять во внимание, поскольку он не относится к предмету настоящего судебного разбирательства. Вместе с тем, суд отмечает, что данных, свидетельствующих о взыскании с АО «XXI век – ТВ» административным ответчиком повышенной годовой платы по заключенным в 2012 году договорам (л.д. 11-39) административным истцом не представлено.

Исходя из изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления АО «XXI век – ТВ».

Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Акционерного общества «XXI век – ТВ» о признании недействующим пункта 1 решения Совета депутатов Ногинского муниципального района М. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об утверждении базовой ставки для расчета оплаты по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности Ногинского муниципального района, или на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через М. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3а-185/2016 (3а-788/2015;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "XXI век - ТВ"
Ответчики
Совет Депутатов Ногинского муниципального района МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
04.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
07.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2015[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.12.2015[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
28.01.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.02.2016[Адм.] Судебное заседание
24.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее