Дело № 2-395/2018 Председательствующий – Гайсанова М.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-34/2019
10 января 2019 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Даурбекова М.М. и Дзаитова М.М.,
при секретаре Цокиеве М.Ю.,
с участием прокурора Кокурхаева Д.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Албакова Тимура Башировича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, зачете в выслугу лет времени вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула
по апелляционной жалобе истца Албакова Т.Б. на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 9 октября 2018 г., которым в удовлетворении искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Албаков Т.Б. обратился в суд с исковым заявлением к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконными служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, зачете в выслугу лет времени вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указано, что с июля 2017 г. по 4 июля 2018 г. истец проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия.
4 июля 2018 г. ответчик поставил истца в известность об увольнении на основании заключения служебной проверки, согласно выводам которой предлагается расторгнуть с ним контракт и уволить его со службы в органах внутренних дел. Служебная проверка была инициирована начальником ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия Эльжаркиевым И.А. по факту угрозы его жизни со стороны истца. Однако 3 июля 2018 г. в рабочем кабинете начальника ЦПЭ, куда истец был приглашен последним после строевого смотра в связи с вопросом проведения служебной проверки по поводу отсутствия формы и опоздания на строевой смотр, Эльжаркиев И.А. допустил в адрес истца нецензурную брань, нанес ему удары. Во избежание продолжения насилия со стороны начальника ЦПЭ истец достал свой табельный пистолет и попросил его отойти. По данному факту истец обратился в следственные органы и попросил предоставить ему госзащиту. Заключение служебной проверки полагает незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением установленного порядка проведения проверки. Указывает, что лицом, проводившим проверку, не были принялы меры по объективному и всестороннему исследованию фактов и обстоятельств произошедшего. Факт совершения им проступка основан на пояснениях начальника ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия и зависящих от него подчиненных.
Полагая свое увольнение незаконным, просит суд признать незаконным и отменить заключение по результатам служебной проверки в отношении него, признать незаконным приказ МВД по Республике Ингушетия об увольнении и восстановить на службе в органах внутренних дел, зачесть в выслугу лет время вынужденного прогула, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец Албаков Т.Б. и представитель истца Арчаков Х.Х. исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Гороховцев Р.Н. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по мотивам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Прокурор Хамхоев М.Х. полагал исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Назрановского районного суда от 9 октября 2018г. в удовлетворении искового заявления отказано.
На указанное решение истцом Албаковым Т.Б. подана апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене судебного постановления ввиду его незаконности и необоснованности и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Истец Албаков Т.Б., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Арчакова Х.Х., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика Бебякова П.С., просившего решение суда оставить без изменения, заслушав заключение прокурора Кокурхаева Д.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать основные и служебные обязанности, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав (пп. "а" п. 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N1377).
Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1138, было предусмотрено, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника. Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.
На основании приказа МВД РФ от 31 октября 2013 г. N 883 приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N1138 утратил силу. При этом пунктом 2 приказа от 31 октября 2013 г. N 883 предусмотрено, что до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы (пп. "ж" п. 11 Типового кодекса).
В силу п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-П, от 16 апреля 2009 г. N 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. N 1547-0-0 и от 21 ноября 2013 г. N 1865-0).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1486-0).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Следовательно, при разрешении исковых требований об оспаривании заключения служебной проверки и законности увольнения со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ юридически значимым обстоятельством является установление совершения сотрудником органов внутренних дел действий, нарушающих профессионально-этические принципы, нравственные правила поведения, закрепленные приведенными выше положениями нормативных правовых актов, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне служебной деятельности, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Албаков Т.Б. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия в должности оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия.
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 4 июля 2018 г. № 414 л/с Албаков Т.Б. уволен из органов внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).
Основанием для увольнения Албакова Т.Б. послужило заключение служебной проверки от 4 июля 2018 г. № 46, утвержденное министром внутренних дел по Республике Ингушетия.
Названным заключением установлено, что 3 июля 2018 г. примерно в 10 час. младший лейтенант полиции Албаков Т.Б., находясь в помещении ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия, в ходе разбирательства, связанного с нарушением им служебной дисциплины, обнажил табельное оружие ПЯ серии 14Я №4883, направил его в сторону начальника ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия Эльжаркиева И.А., демонстрируя намерение произвести выстрел. Действия Албакова Т.Б. были пресечены вмешавшимися сотрудниками ЦПЭ МВД по Республике Ингушетия. Своими действиями Албаков Т.Б. нарушил требование п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 30 декабря 2011 г. №342-ФЗ, тем самым совершил проступок, несовместимый с требованиями, предъявляемыми к личным и нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, таким образом, нарушив принятые им обязательства, опорочил честь сотрудника полиции.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что оспариваемая служебная проверка проведена в соответствии с требованиями ст.52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ, а также Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 26 марта 2013 г. №161.
Исследовав все обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, суд сделал вывод о совершении истцом проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Данный вывод судебная коллегия находит обоснованным, поскольку он подтверждается материалами служебной проверки и установленным в ходе ее проведения фактом нарушения Албаковым Т.Б. предусмотренных действующим законодательством требований к служебному поведению, в связи с чем у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы и последующего расторжения с ним контракта по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ.
При этом порядок и сроки наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника органов внутренних дел, установленные статьями 51,52 названного Федерального закона, при увольнении истца ответчиком соблюдены.
Суд первой инстанции обоснованно отверг доводы стороны истца о том, что обстоятельства, установленные в ходе служебной проверки, не соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе доследственной проверки в порядке ст.144 УПК РФ, по результатам которой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении истца по сообщению о совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.119 и ст.306 УК РФ, за отсутствием состава преступления, что, по мнению истца, влечет признание заключения служебной проверки незаконным.
Факт совершения истцом дисциплинарного проступка не является предметом рассмотрения в рамках уголовного судопроизводства, поскольку в его рамках разрешается вопрос о наличии или отсутствии в действиях Албакова Т.Б. состава уголовно наказуемого преступления.
При этом сам факт обнажения табельного оружия в ходе конфликта с начальником подразделения, в непосредственном подчинении которого Албаков Т.Б. состоял, последним не отрицается.
Апелляционная жалоба не содержит указание на обстоятельства, имеющие значение по делу, не исследованные судом и опровергающие выводы суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 9 октября 2018 г., которым отказано в удовлетворении требований истца по делу по исковому заявлению Албакова Тимура Башировича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконными служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении на службе в органах внутренних дел, зачете в выслугу лет времени вынужденного прогула, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Албакова Т.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи