Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Мазурова Н.Е.
При секретаре Давыдовой В.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Венедиктова ФИО7, Венедиктовой ФИО8, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего Венедиктова ФИО9 к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ
Венедиктов С.А., Венедиктов Н.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Венедиктова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности на квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. В обосновании своих требований указали, что Венедиктову С.А. и членов его семьи: жену Венедиктову Н.В., сына Венедиктова Д.С. Министерством обороны РФ по договору социального найма, заключенного с ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Однако, они не могут в настоящее время реализовать свое право на приватизацию данной квартиры, поскольку отсутствует порядок передачи квартир Министерством обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации и на этом основании жилищные органы МО РФ отказывают им в реализации указанного права. Со ссылкой на нормы Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О приватизации жилищного фонда в РФ» истцы просят признать за ними право собственности на указанную квартиру в равных долях.
Представитель истцов по доверенности – Щеглов В.И. в судебном заседании иск поддержал по вышеуказанным основаниям, поскольку считает, что отсутствие порядка предоставления жилья в собственность не может являться препятствием для реализации истцами своего права на приватизацию предоставленного им по договору социального найма жилого помещения, а также не может являться поводом для неисполнения закона.
Представитель ответчика - Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика- ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, oб уважительных причинах неявки в суд не сообщил, возражений по иску не представил.
Представитель ответчика -ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ просила в иске отказать, поскольку не являются собственником жилого помещения, а право оперативного управления на данную квартиру закреплено за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ,
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщил.
Заслушав доводы представителя истцов, исследовав собранные по делу доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.
Как видно из материалов дела: решением № № о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 26.09.2011 ода Венедиктову С.А. и членов его семьи- жену- Венедиктову Н.В., сына Венедиктова Д.С. предоставлена двухкомнатная квартира общей площадью 60,2 кв.м по адресу Санкт-Петербург, <адрес>. В соответствии с договором социального найма жилого помещения № № от 17.01.2012 года, заключенного между Венедиктовым С.А. (наниматель) и ФГУ просила в иске отказать, поскольку не являются собственником жилого помещения, а право оперативного управления на данную квартиру закреплено за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, действующего в лице начальника, от имени собственника - Российской Федерации по доверенности, истец Венедиктов С.А., жена Венедиктова Н.В. и сын Венедиктов Д.С. получили право бессрочного владения и пользования жилым помещением по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
При этом суд считает, что предоставление истцам квартиры по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, по договору социального найма, было произведено правомочным органом - Федеральным государственным учреждением «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ.
Право оперативного управления на данную квартиру закреплено за ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРП.
ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ является структурным подразделением Министерства обороны РФ, в связи с чем, это учреждение, по мнению суда, является надлежащим ответчиком по данному иску.
Истцы в целях реализации своего права на приватизацию данной квартиры обращались в ФГКУ ««Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ с просьбой разрешить им получить её в собственность,
Из ответа ФГУ ««Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ от 28.08.2012 года Венедиктову С.А. было предложено решить вопрос в судебном порядке.
Вместе с тем, принимая решение об удовлетворении требований истцов о признании за ними права собственности на квартиру по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, суд считает необходимым указать следующее.
По смыслу положений части 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом жильем для постоянного проживания, то есть не служебным, обеспечиваются либо военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы
до 1 января 1998 года, либо военнослужащие, заключившие контракт после указанной даты, но на момент решения вопроса об обеспечении их жильем, они подлежат увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность их военной службы к этому моменту составляет 10 лет и более.
Согласно имеющихся в деле документов (выписки из личного дела военнослужащего и др.) военнослужащий Венедиктов С.А. проходил службу по контракту, заключенному с Министерством обороны РФ до 1 января 1998 года, поэтому имел право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ № 6-П от 15 июня 2006 года в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Таким законом, в частности, является Федеральный закон «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии со ст. 2 которого, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Истцы участия в приватизации жилья на территории Российской Федерации
не принимали, прав собственности на жилье, в том числе на территории Санкт-Петербурга не имеют и не имели, что подтверждается документами, представленными истцами. Соответственно, компетентные службы Министерства обороны РФ, осуществляющие жилищное обеспечение, проводили проверку указанных сведений и не обнаружили препятствий для получения жилья истцом, в том числе и на праве собственности. В противном случае договор социального найма не был бы заключен, а заключенный договор подлежал бы расторжению.
Судом также установлено, что размер предоставленного Венедиктову С.А. и членов его семьи, жилого помещения (п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих») соответствует требованиям закона, в частности ст. 50 Жилищного кодекса РФ и ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Принимая во внимание, что на основании части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, суд полагает, что отсутствие у истца предусмотренных законом препятствий для реализации своего права на приватизацию жилья является доказанным вышеизложенными фактами и документами и не требует повторного дополнительного подтверждения.
Кроме того, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, а также Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, не представили в судебное заседание сведений, свидетельствующих о наличии объективных препятствий осуществления истцами своего права на приватизацию спорной квартиры, хотя с учетом их компетенции, указанными сведениями они могут обладать. Что касается отсутствия в МО РФ установленного порядка передачи квартир в собственность военнослужащих, в том числе граждан, уволенных с военной службы, то отсутствие такого порядка не может служить основанием для неисполнения закона, поскольку в соответствии с ч.2 ст.З Федерального закона «Об обороне» законы действуют независимо от их объявления приказами и иными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Таким образом, у истцов, по мнению суда, имеется право на получение в собственность занимаемой ими квартиры, которое предусмотрено Федеральным законом «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», однако бездействие ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, препятствует реализации истцами указанного права. Следовательно, данное препятствие в настоящее время может быть преодолено путем вынесения судебного решения о признании за истцом права собственности на занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение, что соответствует требованиям ст. 12 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 17 и ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступивший в законную силу судебный акт является основанием для регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать за Венедиктовым ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <данные изъяты>, пол мужской, паспорт гражданина <данные изъяты> №, выданный <данные изъяты>, 07.10.1999 года, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> право собственности на 1/3 долю двухкомнатной квартиры <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 60,2 кв. м., жилой 30,0 кв.м.
Признать за Венедиктовой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки п. <данные изъяты>, пол женский, паспорт гражданина <данные изъяты> №, выданный <данные изъяты>, 06.11.1999 года, зарегистрированной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> право собственности на 1/3 долю двухкомнатной квартиры <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 60,2 кв. м., жилой 30,0 кв.м.
Признать за Венедиктовым ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца п. <данные изъяты>, свидетельство о рождении 1-СП № №, выданное г. <данные изъяты>, 23.03.1999 года, запись акта № №, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> право собственности на 1/3 долю двухкомнатной квартиры <адрес> в Санкт-Петербурге, общей площадью 60,2 кв. м., жилой 30,0 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья