Дело № ...
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Уфа 16 октября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Гареевой Д.Р.,
Михляевой Г.А.,
при секретаре Валиуллине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации ГО г.Нефтекамск на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 14.08.2014 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора г.Нефтекамска в интересах Суздальцева Д.Н., 01 февраля 1992 года рождения, к администрации городского округа г. Нефтекамск РБ о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключению договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет удовлетворить.
Обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить вне очереди Суздальцеву Д.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск РБ, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Нефтекамск обратился в суд в интересах Суздальцева Д.Н. к администрации ГО г. Нефтекамск с требованием о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В обоснование исковых требований указал, что Суздальцев Д.Н. имеет статус ребенка, ставшегося без попечения родителей. Постановлением главы администрации городского округа г. Нефтекамск от 28 октября 2013 №4066 на основании личного заявления от 23 сентября 2013 он принят и учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору социального найма жилого помещения, так как собственного или иного закрепленного жилья не имеет. В июне 2008 года Суздальцев Д.Н. окончил обучение в средней школе с. Ташкиново г. Нефтекамск, с 01 сентября 2011 обучается в ГБОУ СПО «Кушнаренковский сельскохозяйственный колледж». После окончания школы, исполнения 18 лет и признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения жилье Суздальцеву не было предоставлено. В настоящее время Суздальцев Д.Н. проживает в квартире бывшего опекуна по адресу: РБ, г.Нефтекамск, с.Ташкиново, ... В связи с вышеизложенным прокурор просил суд обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить Суздальцеву Д.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа г.Нефтекамск, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указано, что Суздальцевым Д.Н. еще не завершено обучение, в настоящее время он обучается в ГБОУ СПО «Кушнаренковский сельскохозяйственный колледж» до 30 июня 2015 года, следовательно, правовых оснований для предоставления благоустроенного жилого помещения не имеется, осуществление расходов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не является расходными обязательствами органов местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь ч. 3 ст.167 и ч.1 ст. 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя администрация городского округа г.Нефтекамск Набиевой Г.Д. (по доверенности), поддержавшей жалобу, прокурора Крупнову А.И., поддержавшую решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенцийиз федерального бюджета).
Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005г. №260-з органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона РБ от 28.12.2005г. № 260-3 установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 24.09.2013 № 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 приведеннного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом действующим законодательством не устанавлена очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка лиц указанной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Суздальцев Д.Н. 01 февраля 1992 года. имеет статус ребенка-сироты. В 2007 году умерла мать.
Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск РБ от 21 ноября 2007 года № 3332 Валиева Х.Ш. назначена попечителем в отношении ...
Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск РБ от 28 октября 2013 №4066 на основании личного заявления Суздальцева Д.Н. от 23 сентября 2013 г. принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма сциализированного жилого помещения.
В июне 2008 года Суздальцев Д.Н. окончил обучение в средней школе №8 с.Ташкиново г.Нефтекамск, с 01 сентября 2011 обучается в ГБОУ СПО «Кушнаренковский сельскохозяйственный колледж».
01 февраля 2010 Суздальцеву исполнилось 18 лет.
Суздальцев Д.Н. не является правообладателем жилых помещений в г.Нефтекамске, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал.
= |
Пунктом 2 решения Нефтекамского городского Совета депутатов РБ от 15 июня 2005 года № 24-10/4 по г. Нефтекамску установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
До настоящего времени ответчиком Суздальцеву Д.Н. не предоставлено соответствующее жилое помещение, в связи, с чем нарушены его жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Вместе с тем, суд первой инстанции, удовлетворив требования истца, возложил на ответчика обязанность предоставить Суздальцеву Д.Н. жилое помещение вне очереди, что нельзя признать законным, поскольку это противоречит приведенным выше нормам права.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия считает необходимым решение суда в указанной части изменить.
В остальной части судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, основаны на законе и на доказательствах по делу.
Довод жалобы о том, что у Суздальцева Д.Н. право на получение жилого помещения возникнет только после окончания образовательного учреждения ГБОУ СПО «Кушнаренковский сельскохозяйственный колледж», судебная коллегия считает несостоятельным, основанным на неверном толковании положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 14 августа 2014 года изменить в части обязания администрации ГО г.Нефтекамск предоставить вне очереди Суздальцеву Д.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск РБ, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м. и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, изложив его в указанной части в следующей редакции:
«Обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить Суздальцеву Д.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту жительства в границах городского округа г.Нефтекамск РБ, отвечающее установленным санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения 14 кв.м и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.».
Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 14 августа 2014 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г.Нефтекамск – без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Мухаметова
Судьи: Д.Р. Гареева
Г.А. Михляева
Справка: судья ...