Арбитражный суд Рязанской области
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Рязань Дело №А54-5213/2008
30 декабря 2008 года С3
Резолютивная часть решения объявлена 29 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2008 года.
Судья Арбитражного суда Рязанской области Савина Н.Ф.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матюхиной В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Рязань
к индивидуальному предпринимателю Митрошенкову Леониду Евгеньевичу, г. Рязань
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в судебном заседании:
от административного органа: Козакевич Н.В., старший госинспектор, доверенность от 19.03.2008г.;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился, извещен.
установил: Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее по тексту - УГАДН по Рязанской области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий.
Представитель административного органа доводы заявления поддержал.
Предприниматель в судебное заседание не явился, отзыв не представил, требования не отклонил. В соответствии со ст. ст. 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие предпринимателя, извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке, предусмотренном ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует: в УГАДН по Рязанской области поступила информация ОГИБДД по Московскому району г. Рязани №7186 от 06.11.2008г. о нарушениях водителями, работающими у индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е., правил перевозки людей при осуществлении перевозки пассажиров автобусами по городским маршрутам.
В связи с чем, и.о. начальника Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области было издано распоряжение №592 от 26.11.2008г. о проведении внеплановой проверки автотранспортной деятельности индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. по вопросу соблюдения предпринимателем обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В связи с чем была проведена проверка предпринимателя.
Результаты проверки оформлены актом проверки № 072-БР, составленным проверяющим должностным лицом заявителя 11.12.2008г., которым установлено, что индивидуальный предприниматель Митрошенковым Л.Е. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных п.4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении серия А-62 № 000728 от 11.12.2008г., в котором отражены нарушения, допущенные предпринимателем Митрошенковым Л.Е.:
- на должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, назначены лица, не прошедшие специальную подготовку и аттестацию, подтверждаемую соответствующими документами, чем нарушены требования п. 4г), д), и) "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, п. 2.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27; квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса РФ от 22.06.1998г. №75; Положение о порядке аттестации лиц, замещающих должности исполнительных руководителей и специалистов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 11.03.1994г. №13/11;
- служебное расследование по ДТП, совершенного 27.11.2008г. проведено не в полном размере, чем нарушены требования п.п. 1.3, 1.4, 5.1, 5.2 Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РСФСР №49 от 26.04.1990г.;
- не проведен разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению ДТП, чем нарушены требования п.п. 1.2, 6.1 положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РСФСР от 26.04.1990г. №49;
- не осуществляет контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения, чем нарушены требования п. 2.2, п. 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27.
- не проведен специальный инструктаж с водительским составом по безопасности движения при получении информации о совершенном происшествии, чем нарушены требования п.п. 1.7, 6.1 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД.200.РСФСР. 12 0071086 от 20.01.1986г.
Копия протокола получена предпринимателем лично, о чем имеется соответствующая запись в протоколе. В протоколе отражена позиция индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. по выявленным нарушениям: "Согласен".
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, УГАДН по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. к административной ответственности.
Рассмотрев и оценив представленные материалы, заслушав доводы представителя административного органа, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001г., деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным п. 1 ст. 17 Закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности. Согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 515 "Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ" контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством РФ на органы Российской транспортной инспекции.
Кроме того, полномочия должностных лиц административного органа - органов Российской транспортной инспекции определены и в ч. 2 ст. 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Митрошенков Леонид Евгеньевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 30.11.2006г. в Межрайонной ИФНС России №6 по Рязанской области (свидетельство серия 62 №001909794, основной государственный регистрационный номер 306621533400011). УГАДН по Рязанской области 04 мая 2007г. ему была выдана лицензия № АСС-62-213883 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по РФ.
В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю Митрошенкову Л.Е. лицензией на право перевозки пассажиров, условиями осуществления деятельности являются следующие обязанности владельца лицензии: обеспечение наличия лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; обязанность выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; обязанность осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.
Пунктом 4 "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
В соответствии с п. 2.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации; назначение на должности исполнительных руководителей и специалистов организации лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами; прохождение лицами, занимающими должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической аттестации на право занятия этих должностей.
Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля (квалификационные требования к специалистам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Минтранса РФ от 22.06.1998г. №75).
В соответствии с перечнем должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994г. №13/11, должность диспетчера входит в перечень должностей, которые обязаны проходить соответствующую аттестацию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Митрошенков Л.Е. на должность диспетчеров принял Митрошенкову С.В. и Сильнякову В.Е., что подтверждается копиями приказов (распоряжение) о приеме на работу от 06.11.2008г. №77 и №77/1.
Однако доказательства прохождения ими специальной подготовки и аттестации, индивидуальный предприниматель Митрошенков Л.Е. суду не представил.
В соответствии с п. 1.4 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 г. № 49 руководители автотранспортного предприятия (организации) должны проводить служебное расследование всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток. Данное требование распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Результаты служебного расследования оформляются актом проверки. Пунктом 5.2 указанного положения установлено, что к акту прилагаются: копия протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия и осмотра транспорта; копия схемы дорожно-транспортного происшествия; объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия; список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
Пунктом 6.1 указанного положения также предусмотрено, что руководитель автотранспортного предприятия при возникновении происшествия с пострадавшими, с участием общественных организаций в пятисуточный срок проводит разбор причин и обстоятельств, способствовавших его возникновению.
Тургунов Тилаволди работает водителем у индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е.
В соответствии с оперативной сводкой областного управления ГИБДД Рязанской области №332, 27 ноября 2008г. произошло ДТП с участием автобуса ПАЗ-4234 государственный номер СЕ 460 62 под управлением водителя ИП "Митрошенков" Тургунова. В результате ДТП пострадали Дедов П.И. (пешеход) и Алешина В.Н. (пассажир автобуса), которые с травмами обращались за медицинской помощью.
Индивидуальным предпринимателем Митрошенковым Л.Е. проведено служебное расследование ДТП, о чем составлен акт от 29.11.2008г. Однако, в акте предпринимателем не отражены следующие сведения: обстоятельства, предшествующие происшествию, причины происшествия, влияние дорожных и иных факторов на возникновение ДТП; к акту не приложены документы, предусмотренные п. 5.2 Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 г. № 49.
Кроме того, индивидуальный предприниматель Митрошенков Л.Е. разбор причин и обстоятельств, способствовавших возникновению ДТП, не провел. То есть комиссией, проводившей служебное расследование ДТП, допущено формальное отношение к проведению расследования ДТП.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Митрошенковым Л.Е. нарушены требования, установленные п.п. 1.3, 1.4, 5.1, 5.2 Положения о порядке проведения служебного расследования ДТП, утвержденного приказом Минтранса РСФСР №49 от 26.04.1990г.
Пунктом 3.4.3. Положения №27 от 09.03.1995г. предусмотрено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
Согласно пункту 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Пунктом 5.2.5. указанного положения также предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. При перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки.
Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993г. № 10902.1 установлены обязанности водителей механического транспортного средства. Водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки, в том числе, регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство.
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (2.1.2. ПДД РФ).
В материалы дела заявителем представлены сообщения ГИДББ №18/4007 от 28.08.2008г., от 06.11.2008г. №12479, в которых указано, что водители, работающие у индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е., допустили нарушения ПДД, ст. 12.6, ч.2 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ (были не пристегнуты во время движения, не представили для проверки талон о прохождении ГТО).
То есть, предпринимателем контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения не осуществляется, следствием чего имеются продолжающиеся нарушения ПДД.
В соответствии с п. 3.4.2 "Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. №27, повышение профессионального мастерства водителей осуществляется путем организации занятий необходимой для обеспечения безопасности дорожного движения периодичности, но не реже одного раза в год, по соответствующим учебным планам и программам ежегодных занятий с водителями. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
Пунктом 2.3.5 "Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.
Положение о повышении профессионального мастерства и стажировки водителей, утвержденное заместителем Министра автомобильного транспорта РСФСР от 20.01.1986 г. является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей, в том числе необходимость проведения инструктажа с водителями по безопасности дорожного движения после получения предпринимателем информации о ДТП.
Пунктом 6.1 указанного положения, специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями при получении информации о совершенных происшествиях.
Индивидуальным предпринимателем Митрошенковым Л.Е., после получения им сообщения о совершенном 27.11.2008г. ДТП, с участием его водителя, инструктажи с водителями проведены не были, доказательства обратного предпринимателем суду не представлены.
Таким образом, судом установлено, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, предпринимателем нарушаются лицензионные требования.
Невыполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности, является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством административную ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц, от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившие административное правонарушение лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.
Таким образом, в действиях индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Протокол об административном правонарушении № 000728 от 11.12.2008г., как доказательство совершения лицом административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку факт совершения индивидуальным предпринимателем Митрошенковым Л.Е. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место, подтвержден материалами дела, арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя Митрошенкова Л.Е. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 3000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь индивидуального предпринимателя Митрошенкова Леонида Евгеньевича, 31.08.1968 года рождения, уроженца с. Кармаскалы Кармаскалинского района респ. Башкортостан, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 306621533400011, проживающего по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Дядьково, ул. Юбилейная, д. 4, кв. 14, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и взыскать в доход соответствующего бюджета административный штраф в сумме 3000 руб.
Реквизиты по оплате штрафа:
Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области)
ИНН 6231012050
КПП 623401001
Р/с 40101810400000010008
ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области
БИК 046126001
ОКАТО 61401000000
КБК 10611690040040000140
2. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Н.Ф. Савина