Судья Моляров А.А. дело № 33-7227/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2015 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Куратовой Л.В.,
судей: Пашковой Т.В., Ривняк Е.В.,
при секретаре Гузун Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Заречное» о возложении обязанности по производству текущего ремонта и иных мероприятий в многоквартирных домах,
по апелляционной жалобе Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 10 марта 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области -отказано.
Заслушав доклад судьи Пашковой Т.В., выслушав представителя истца Х.М.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с иском к ООО «<.......>» о возложении обязанности по производству текущего ремонта, а также иных мероприятий, указанных в предписании, в многоквартирных домах.
В обоснование заявленных требований указала, что в апреле 2014 года инспекцией была проведена проверка исполнения жилищного законодательства управляющей компанией ООО «<.......>» в части обследования технического состояния многоквартирных домов № <...>, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что ООО «<.......>» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, на основании договора управления, по управлению данными многоквартирными домами. Результаты отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «<.......>» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В ходе контрольной проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписание не исполнено, в связи с чем, ООО «<.......>» и директор ООО «<.......>» привлечены к административной ответственности.
ООО «<.......>» повторно выданы предписания об устранении нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения повторной проверки исполнения предписания, выявлено, что предписания не исполнены.
В связи с чем, истец просил обязать ООО «<.......>» произвести текущие ремонты, а также иные мероприятия указанные в предписании, в многоквартирных домах № <...>, расположенных по адресу: <адрес>.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, указывая на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неверную оценку судом представленных доказательств, неверное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст.20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу п.2 ст.162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
Согласно п.11 правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п.12 правил, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпункте "д(1)" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно п.13 правил, осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
В силу п.14 правил, результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
В соответствии с п.16 правил, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):
путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса Российской Федерации;
путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.17 правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с п.42 правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между товариществом собственников жилья «<.......>» и ООО «<.......>» заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым, ТСЖ поручает, а управляющая организация принимает на себя обязательства совершать все необходимые действия по обеспечению жителей дома (ов) коммунальными услугами, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом.
Согласно п.3.1 и 3.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<.......>» приняло на себя обязательства в том числе, содержать общее имущество в многоквартирных домах № <...>, расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, санитарных и эксплуатационных норм, правил пожарной безопасности, выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с Правилами содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491.
Актом проверки исполнения жилищного законодательства УК ООО «<.......>» в части обследования технического состояния многоквартирных домов № <...>, расположенных по адресу: <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ООО «<.......>» ненадлежащим образом исполняло свои обязанности, по управлению данными многоквартирными домами, выраженное в нарушении обязательных требований Правил содержания и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. ООО «<.......>» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Из акта проверки исполнения жилищного законодательства УК ООО «<.......>» в части обследования технического состояния многоквартирных домов № <...>, расположенных по адресу: <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе контрольной проверки предписание об устранении выявленных нарушений не исполнено, в связи с чем, ООО «<.......>» и директор привлечены к административной ответственности. ООО «<.......>» повторно выданы предписания об устранении нарушений со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения повторной проверки исполнения предписания, выявлено, что предписания не исполнены, что подтверждается актом проверки исполнения жилищного законодательства УК ООО «<.......>» в части обследования технического состояния многоквартирных домов № <...>, расположенных по адресу: <адрес> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола общего собрания собственников помещений в домах № <...>, расположенных по адресу: <адрес> (форма проведения собрания – заочное) ООО «<.......>» и ТСЖ «<.......>» расторгли договор от ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая в совокупности доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному к выводу о том, что требования истца о возложении на ООО «Заречное» обязанности произвести текущие ремонты, а также иные мероприятия указанные в предписании, в многоквартирных домах № <...>, расположенных по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат, поскольку ООО «<.......>» в настоящее время не является управляющей компанией по управлению общим имуществом в указанных многоквартирных домах.
Выводы суда мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении исковых требований, так как ООО «<.......>» в период действия договора управления многоквартирными домами № <...>, расположенными по адресу: <адрес>, ненадлежащим образом исполняло возложенные на него обязательства по содержанию и ремонту данных домов, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Светлоярского районного суда Волгоградской области от 10 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: