Производство № 2-165/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года с. Самагалтай
Тес-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Шавыраа Б.К., при секретаре Сундуй-оол А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в Тес-Хемском районе Республики Тыва к С. о взыскании переплаты пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в Тес-Хемском районе Республики Тыва (далее – УПФР по Тес-Хемскому району) обратилось в суд с иском к С. (далее – ответчик) о взыскании переплаты пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ М. как законный представитель ответчика обратилась в УПФР по Тес-Хемскому району с заявлением о назначении государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ ответчику была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Решением УПФР по Тес-Хемскому району от ДД.ММ.ГГГГ ответчику установлена дополнительная социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ призван на венную службу в ВС РФ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком получены суммы неосновательного обогащения в размере <данные изъяты>. Просит взыскать с ответчика в пользу истца незаконно полученную пенсию и ФСД в сумме <данные изъяты>; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Представитель УПФР в Тес-Хемском районе Республики Тыва (истца), действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства ответчик С. на судебное заседание не явился, заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания, рассмотрении дела без его участия, в суд не поступало.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных указанным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении социальная пенсия является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению, при этом исходя из положений пункта 6 приведенной нормы, а также подпункта 8 пункта 1 статьи 4 указанного закона социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.
В силу подпункта 3 пункта 1, пункта 3 статьи 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на социальную пенсию в соответствии с данным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Указанным гражданам устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Статьей 13 Закона о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, что при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон о трудовых пенсиях) пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 2, 3 статьи 25 Закона о трудовых пенсиях).
Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании заявления М. о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом № комиссии по назначению пенсии при пенсионном отделе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ответчику назначена государственная социальная пенсия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена федеральная социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Республики Тыва «<данные изъяты>», ответчик обучается на 1 курсе по очной форме обучения. Обучение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям военного комиссариата Тес-Хемского района Республики Тыва, ответчик призван в войска ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Решениями УПФР в Тес-Хемском районе от ДД.ММ.ГГГГ ответчику прекращены выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ выявлены излишне выплаченные ответчику, как пенсионеру, суммы в размере <данные изъяты>.
Из представленной ГБПОУ Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № справки следует, что С. окончил обучение в указанном образовательном учреждении ДД.ММ.ГГГГ, и ему выдан диплом № с приложением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным УПФР в Тес-Хемском районе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на банковский счет ответчика ежемесячно направлялись суммы пенсии по потере кормильца и социальная доплата.
Таким образом, в нарушение положений пункта 4 статьи 23 Закона о трудовых пенсиях С., несмотря на данное при подаче ДД.ММ.ГГГГ заявление о перерасчете пенсии обязательство сообщать о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты, в том числе об отчислении из учебного заведения, данное обязательство не выполнил.
Статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекса) установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1109 Гражданского кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии со статьей 1103 Гражданского кодекса, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
Поскольку С. был отчислен из учебного заведения и своевременно не известил УПФР в Тес-Хемском районе Республики Тыва о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсии, что повлекло преднамеренное получение излишних сумм пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то сумма незаконно полученной пенсии подлежит возмещению ответчиком.
Ответчик никаких возражений по иску, в том числе данных об уважительности несообщения в управление сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии по потере кормильца, а также возражений по расчету суммы ущерба в суд не представил.
Таким образом, требования истца о взыскании ущерба, причиненного несообщением сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, в связи с недобросовестным поведением С., являются обоснованными и подлежат удовлетворению, и в пользу истца надлежит взыскать с ответчика <данные изъяты> в счет возмещения ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Однако, на основании ходатайства представителя истца, оплата государственной пошлины определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была отсрочена на три месяца, в связи с чем судебные расходы в виде государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в порядке ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в Тес-Хемском районе Республики Тыва к С. о взыскании переплаты государственной социальной пенсии по случаю потери кормильца и переплаты федеральной социальной доплаты удовлетворить.
Взыскать с С. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда России в Тес-Хемском районе Республики Тыва материальный ущерб в размере <данные изъяты>.
Взыскать с С. в доход бюджета муниципального района «Тес-Хемский кожуун Республики Тыва» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня вынесения решения через Тес-Хемский районный суд Республики Тыва.
Председательствующий Б.К. Шавыраа