Решение по делу № 2-1097/2017 от 11.05.2017

Дело № 2-1097/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2017 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд в составе:

председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,

при секретаре Хвастуновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оглезнева <В.А.> к Министерству финансов по Республике Алтай, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Оглезнев В.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов по Республике Алтай о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания в ИВС <данные изъяты>. Истец указывает, что в период содержания в ИВС <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащими условиями содержания (отсутствие воды, душа, санузла, лампы дневного света, кроватей, вентиляции, средств массовой информации (радио, газеты), неровные стены, на которых собиралась пыль) ему причинены переживания, нравственные страдания, унижение человеческого достоинства, в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 65 000 рублей.

При рассмотрении дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В судебное заседание истец Оглезнев В.А. не явился, находится в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка о получении извещения о месте и времени проведения судебного заседания. В материалы дела представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчиков Министерства финансов по Республике Алтай Романов В.В., Министерства внутренних дел Российской Федерации – Базилевич Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований. От представителя ответчика Министерства финансов по Республике Алтай в материалах имеются письменные возражения.

Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ч. 2 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.

В периоды содержания истца в изоляторе временного содержания порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, регулировались нормами Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 21.04.2011, от 03.12.2011 г., от 28.06.2014 г.), Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденными приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г. (в ред. от 13.09.2010 г., от 18.10.2012 г.).

В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 г., действовавшие в периоды содержания истца в изоляторе временного содержания, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 43 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное, бумага для гигиенических целей, настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды), издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств, предметы для уборки камеры, уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере, швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).

Пунктом 45 Правил предусмотрено, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, урной для мусора, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми, тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

Пунктом 47 Правил предусмотрено, что не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Пунктом 48 Правил предусмотрено, что при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой не более +50 °С), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.

Как следует из материалов дела Оглезнев В.А., в обоснование своих требований указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС <данные изъяты> в условиях унижающих человеческое достоинство, а именно: в ИВС не было возможности помыться из-за отсутствия душа и воды, из-за отсутствия лампы дневного света у него ухудшилось зрение, нарушались правила приватности, поскольку не было унитаза и нужду приходилось справлять на ведро в присутствии сокамерников, спать приходилось на полу, так как не было кроватей, в камерах стены были неровные, с вязи с чем на них скапливалась пыль, которой ему приходилось дышать, также не было вентиляции, из-за отсутствия средств массовой информации (радио, газеты) он был изолирован от внешнего мира. Указанными нарушениями ему был причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей.

Согласно представленных ответов на запросы суда предоставление документации по факту проведения мероприятий по контролю санитарно-гигиенического состояния и противоэпидемического режима в ИВС <данные изъяты> в периоды времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, книг учета лиц, содержащихся в ИВС, журнала медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, книги учета выдачи постельных принадлежностей ИВС не представляется возможным ввиду истечения сроков хранения документации.

Из информационного письма Отделения МВД России по <данные изъяты> следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камерах ИВС имелась исправная приточно-вытяжная вытяжная вентиляция, освещение. В камерах не было водопровода, санузла, раковин, кроватей, зоны приватности, стола, лавок, полок, шкафов и тумбочек. Однако содержащиеся в ИВС спали на дощатых нарах, получали спальные принадлежности, пользовались умывальниками, установленными в блоке камер и ходили в туалет, оборудованный в прогулочном дворе на утренних и вечерних оправах продолжительностью 15 минут и во время прогулки в обеденное время продолжительностью 1 час. Дезинфекция камер проводилась 3 раза в течение месяца, кварцевание камер проводилось ежедневно.

В соответствии со справкой ОМВД РФ по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ИВС по <данные изъяты> не было оборудовано душевой комнаты, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС свыше 10 суток, конвоировались в душевую комнату котельной МУП ЖКХ.

Согласно Выписке из документации ИВС ОВД по <данные изъяты> при каждом помещении в ИВС Оглезнев В.А. обеспечивался матрацом, одеялом, подушкой, простыней, наволочкой.

Прокурором <данные изъяты> указывается, что в период 2005-2006 г.г., в ходе ежедневных проверок, проводимых сотрудниками районной прокуратуры, нарушения требований Федерального закона «О содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей» не выявлялись, сведений о мерах прокурорского реагирования на деятельность ИВС ОВД по <данные изъяты> за период 2005-2006 г.г. также не имеется.

Таким образом, доводы истца о нарушении его личных неимущественных прав при нахождении в ИВС по <данные изъяты> опровергаются материалами дела.

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, об отсутствии каких-либо правовых оснований для возмещения морального вреда. Истцом не представлено доказательств причинения ему морального вреда действиями названных государственных органов, их должностными лицами.

Принимая во внимание то, что в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих причинение истцу физических и нравственных страданий действиями государственных органов, их должностными лицами, которые нарушили бы личные неимущественные права истца представлено не было, суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Кроме того, по смыслу статей 125 и 1071 ГК РФ, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступают главные распорядители соответствующих бюджетных средств.

На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248) МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку судом не установлено оснований для удовлетворения требований Оглезнева В.А., то и правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда с главного распорядителя бюджетных средств МВД РФ, также не имеется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку при подаче иска судом осуществлена отсрочка уплаты государственной пошлины Оглезневу В.А. до вынесения судебного решения, дело рассмотрено, в удовлетворении требований истцу отказано, то в силу ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета МО «город Горно-Алтайск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Оглезнева <В.А.> к Министерству финансов по Республике Алтай, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Взыскать с Оглезнева <В.А.> в доход бюджета Муниципального образования «Город Горно-Алтайск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.

Судья Е.Ю. Зрелкина

Решение в окончательной форме принято 13 июня 2017 года

2-1097/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Оглезнев В.А.
Ответчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство финансов РФ в лице УФК по РА
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
11.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2017Передача материалов судье
15.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2017Судебное заседание
13.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее