Карабудахкентский районный суд РД
Судья Дашдемиров Д.Р.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. по делу N 33-2203/2015, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Джарулаева А.К.
судей – Хираева Ш.М., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре – Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Муниципального образования «Карабудахкентский район» и Собрания депутатов МО Карабудахкентский район Карабудахкентского района Республики Дагестан на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 13 марта 2015 года по делу по заявлению прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании в части противоречащим закону нормативно-правового акта,
установила:
Прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в порядке статей 45 и 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах МО «Карабудахкентский район» и неопределенного круга лиц о признании Устава МО «Карабудахкентский район» частично противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с наличием в Уставе (п. 35, ч. 1 ст. 6) полномочий МО «Карабудахкентский район» на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
Из заявления прокурора следует, что решением Собрания депутатов МО «Карабудахкентский район» от 11.10.2012 № 1 принят Устав МО «Карабудахкентский район», п. 35 ч. 1 ст. 6 которого частично противоречит Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признан утратившим силу п. 31 ч. 1 ст. 15 (осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Собранием депутатов МО «Карабудахкентский район» не приведен устав МО «Карабудахкентский район» в соответствие с требованиями федерального закона путем исключения п. 35 ч. 1 ст. 6 Устава МО «Карабудахкентский район», предоставляющего право на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В результате противоречия Устава МО «Карабудахкентский район» в части Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушены интересы МО «Карабудахкентский район», жителей МО «Карабудахкентский район» и неопределенного круга лиц.
Решением Карабудахкентского районного суда РД от 13 марта 2015 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
На указанное решение представителем МО «Карабудахкентский район» Бекишевым И.Г. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене названного решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Бекишев И.Г. указывает, что решением Собрания депутатов от 04.12.2014 г. принят проект решения «О внесении изменений в Устав МО «Карабудахкентский район», после проведения публичных слушаний 22.01.2015 г. и опубликования протокола и заключения по публичным слушаниям 23.01.2015 г. и принятия решения о внесении изменений и дополнений в Устав МО «Карабудахкентский район» в установленном порядке обратились в Управление Министерства Юстиции РФ по РД для регистрации изменений Устава МО «Карабудахкентский район». В ответ было сообщено, что с 2015 года вошли в силу федеральные законодательные акты и в Народном Собрании рассматривается проект закона о внесении изменений в порядок формирования представительных органов поселений и избрания глав муниципальных районов, в связи с чем было рекомендовано внести соответствующие изменения в Устав по состоянию на 2015 год и подождать с регистрацией изменений в Устав. В марте 2015 г. МО «Карабудахкентский район» повторно обратилось в Управление Министерства юстиции РФ по РД с просьбой вернуть Устав в полном соответствии с изменениями и дополнениями. В связи с изменениями принятыми Народным Собранием РД 16.032015 г. и не подписанными Главой Республики Дагестан, было сообщено о задержке с регистрацией.
С учетом изложенного, просит отменить решение Карабудахкентского районного суда РД от 13.03.2015г. и прекратить производство по делу.
Администрация МО «Карабудахкентский район» и Собрание депутатов МО «Карабудахкентский» надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя в суд апелляционной инстанции не направили, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу чего дело рассмотрено, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Порсукова Э.Э., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 35 п. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункт 31 части 1 статьи 15 (осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны) в редакции Федеральному закону № 307 от 14.10.2014г признан утратившим силу.
Согласно ст. 17 ч. п.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления обладают полномочиями о принятии устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 44. ч. 1.п. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определен порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
В соответствии со ст. 42.1 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» регистр муниципальных нормативных правовых актов представляет собой систематизированную базу данных, содержащую в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях) муниципальные нормативные правовые акты и сведения о них.
Включению в регистр подлежат муниципальные нормативные правовые акты, в том числе и Устав муниципального образования.
Главы муниципальных образований в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр, направляют указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.
Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Дагестан «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» главы муниципальных образований обеспечивают полноту и достоверность сведений, направляемых для включения в регистр, а также соблюдение сроков их представления.
Из данных правовых норм следует, что обязанность по представлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц в министерство юстиции РД для ведения последней регистра возложена на главы муниципальных образований и главы местных администраций.
Как установлено судом с исследованием Устава МО «Карабудахкентский район» в нарушение указанных выше требований закона, в Устав МО «Карабудахкентский район» не внесены изменения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Несоответствие Устава МО «Карабудахкентский район» в части Федеральному закону от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушает права и интересы МО «Карабудахкентский район» и неопределенного круга лиц в сфере охраны общественного порядка, избирательного права, бюджетного законодательства и др.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пред своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований и неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, районный суд обосновано пришел к выводу о необходимости удовлетворения требования прокурора.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, и оснований для иной их оценки судебная коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, противоречат пояснениям представителя ответчика Бекишева И.Г., изложенным в ходе судебного заседания суда первой инстанции. Как пояснил Бекишев И.Г. в судебном заседании, изменения в Устав МО «Карабудахкентский район» принимаются Собранием депутатов МО «Карабудахкентский район», которым в ближайшее время данный вопрос будет рассмотрен.
Исходя из данных пояснений представителя ответчика, следует, что на момент вынесения оспариваемого решения, вопрос о внесении изменений в Устав МО «Карабудахкентский район» Собранием депутатов МО «Карабудахкентский район» рассмотрен не был.
Доводы жалобы являлись предметом судебной проверки, в решении суда им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
С учетом изложенного, решение суда является законным, обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется. Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Карабудахкентского районного суда РД от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования «Карабудахкентский район» - без удовлетворения, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
«Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан удовлетворить.
Признать Устав муниципального образования «Карабудахкентский район» в части противоречащим Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недействующим и неподлежащим применению пункта 35 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Карабудахкентский район» в связи с содержанием в Уставе (п. 35 ч. 1 ст. 6) полномочий муниципального образования «Карабудахкентский район» на осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В суд и прокурору должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения».
Председательствующий
Судьи