Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе
председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
с участием представителя прокуратуры <адрес> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Котловой В.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм,
у с т а н о в и л:
Котлова В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на назначение денежной компенсации по случаю потери кормильца, указав, что она является вдовой ФИО1, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, умершего <данные изъяты> В результате радиационного облучения и других неблагоприятных факторов, влиявших на организм человека при выполнении обязанностей военной службы, супруг истицы получил заболевание, явившееся причиной его смерти. Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета № от <данные изъяты> установлен факт связи причины смерти ФИО1 с заболеванием, развившимся вследствие радиационного облучения, полученного при непосредственном участии в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В результате радиационного облучения и других неблагоприятных факторов, влиявших на организм человека ФИО1 получил заболевание явившееся причиной его смерти ДД.ММ.ГГГГ года.
Истица полагала, что непосредственное участие ФИО1 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС определяется как исполнение обязанностей военной службы и его смерть наступила в связи с военной травмой, то есть его смерть наступила вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, в связи с чем, семье ФИО1 должно быть гарантировано соответствующее социальное обеспечение по случаю потери кормильца погибшего вследствие военной травмы.
Статьёй 14 Закона РФ от 15.01.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены меры социальной поддержки (п.п. 2,3,7,8,12-15 ч.1 ст. 14), которые распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры соцподдержки, указанные в ст. 14 закона. По мнению истицы положения п.13 Закона определяют её право на ежемесячную выплату компенсации на приобретение продовольственных товаров, порядок реализации которого указан с момент вступления в действие указанной нормы закона (п.13 ч.1 ст. 14 Закона), то есть с 02.03.1996 года. В дальнейшем указанный порядок выплат компенсаций был определен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 907 с 01.01.2005 года, но при этом на семьи, потерявшие кормильца из числа погибших в результате катастрофа на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, указанный порядок, в нарушение положений ст. 14 Закона, распространен не был.
Поданное истицей в Управление социальной поддержки и защиты населения Советского района г. Самары заявление о назначении ей соответствующих выплат оставлены ответчиком без удовлетворения. Ссылаясь на указанные обстоятельств, истица просила суд признать ее право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, с 1 февраля 2011 года. Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Самарского района г.о. Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить ей ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, в сумме 705 рублей 39 копеек с 1 февраля 2011 года и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскать в пользу истицы с Министерства социально-демографического развития и семейной политики Самарской области сумму задолженности за период с 01.02.2011г. по 31.07.2013г. (день назначения выплаты ответчиком в добровольном порядке) в размере 21 374,70 рублей.
В судебном заседании представитель истицы, действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил в части взыскания с Министерства социально-демографического развития и семейной политики Самарской области суммы задолженности за период с 01.02.2011г. по 31.07.2013г. в размере 21 377,58 рублей.
Представитель ответчика Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая их не основанными на законе.
Представитель ответчика Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был надлежащим образом уведомлен, причин неявки суду не сообщил, представил в суд отзыв, согласно которому полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил в иске отказать, а также рассмотреть дело в свое отсутствие, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в соответствие с расчетом, представленным ответчиком, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица является вдовой ФИО1, участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, умершего <данные изъяты> В результате радиационного облучения и других неблагоприятных факторов, влиявших на организм человека при выполнении обязанностей военной службы, ФИО1 получил заболевание, явившееся причиной его инвалидности. Решением Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета № от <данные изъяты> ФИО1 признан инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Поданное истицей в МКУ г.о. Самары «Центр обеспечения социальной поддержки населения Советского района» заявление от 20.01.2011г. о назначении соответствующих выплат оставлено без удовлетворения.
Конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки.
Данная норма фактически определяет две категории лиц имеющих право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой статьи 14 Базового Закона:
- семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой;
- семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Базового Закона.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П).
Согласно Решению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета № от 04.12.2007г. ФИО1 признан инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В целях реализации Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором были определены, в том числе Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Вместе с тем, в настоящее время принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 № 751, которым в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», внесены изменения в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числе граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Поскольку денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров входит в перечень компенсаций и льгот, предоставленных членам семей, инвалидов вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то истица, потерявшая кормильца, имеет право на получение данной компенсации.
Вместе с тем, указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 № 751 действует с 12 октября 2010 года.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил для получения компенсации гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса получателя компенсации или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются в числе прочих следующие документы: а) заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки; д) заверенная копия свидетельства о смерти; е) заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно пункту 6 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам указанным в части четвертой статьи 14 Закона, производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, указанное право на основании приведенных изменений действующего законодательства возникает у данной категории граждан с 1 ноября 2010 года, и названная компенсация назначается в порядке, установленным действующими Правилами.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2011 № 18-В11-41, в котором суд высшей инстанции отметил, что названная компенсация на основании приведенных изменений действующего законодательства назначается указанным лицам с 1 ноября 2010 года.
Системный анализ Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 № 751) позволяет сделать вывод о том, что возможность предоставления всех мер социальной поддержи согласно Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 носит заявительный характер. В частности, пункт 6 Правил непосредственно предусматривает, что выплата компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, требование истицы в части признания ее права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.02.2011 года основано на законе, поскольку судом установлено, что право истицы на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло после ее обращения 20.01.2011г. в Управление социальной поддержки и защиты населения Советского района г. Самары с письменным заявлением.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает возможным принять решение о признании за истицей права на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, поскольку ст. 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав.
Истицей соблюден порядок обращения с заявлением в органы социальной поддержки и защиты населения, ею подано соответствующее заявление.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.12.2012 года № 1255 «Об индексации в 2013 году размеров компенсацией и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров (п.13 ч.1 ст. 14 базового Закона составляет 705 рублей 39 копеек.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что супруг истицы относится к группе граждан, категория которых предусмотрена ч. 2 ст.13 Закона РФ от 15.06.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем, истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере, установленном с 01 марта 2013 года 705,39 рублей с учетом индексации.
Также, суд считает, что истица имеет право на взыскание с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств федерального бюджета РФ образовавшейся задолженности за период с 01 февраля 2011 года по 31 июля 2013 года, поскольку право истицы на получение денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров возникло после ее обращения 20.01.2011г. Управление социальной поддержки и защиты населения Советского района г. Самары с письменным заявлением, однако данные требования истицы подлежат удовлетворению в соответствии с расчетом, представленным ответчиком, т.е. в размере 21 377,06 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Котловой В.А. к Департаменту социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара, Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недополученных сумм, удовлетворить частично.
Признать право Котловой В.А., вдовы участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1987 году Котлова В.А., умершего <данные изъяты>, являвшегося инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с непосредственным участием в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца.
Обязать Департамент социальной поддержки и защиты населения Самарского района городского округа Самара за счет средств Федерального бюджета (казны) Российской Федерации назначить <данные изъяты> ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда, причинённого смертью кормильца, в сумме 705 рублей 39 копейки с 1 февраля 2011 года и включить ее в списки граждан, имеющих право на получение указанной выплаты. В дальнейшем указанную денежную компенсацию индексировать в соответствии с действующим законодательством РФ.
Взыскать с Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области за счет средств федерального бюджета РФ в пользу Котловой В.А. задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, за период с 1 февраля 2011 года по 31 июля 2013 года с учетом сводного индекса роста потребительских цен в Самарской области, в размере 21 377,06 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>