Решение по делу № 2а-827/2018 ~ М-762/2018 от 13.04.2018

Дело №2а-827/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2018 года гор. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

при секретаре Малкиной Н.А..,

с участием: административного истца Соколовой (Рассказовой) Н.В.,

представителя административных ответчиков –Веретенникова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-827/2018 по административному иску Соколовой (Рассказовой) Н.В. к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району и Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании незаконным Заключения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации от <Дата обезличена>, об отмене оспариваемого Заключения и возложении обязанности по восстановлению нарушенного права,,

УСТАНОВИЛ:

Соколова (Рассказова) Н.В. обратилась с административным иском к ОМВД России по Сортавальскому району по тем основаниям, что <Дата обезличена> ею был получен отказ от <Дата обезличена> в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с отсутствием у нее гражданства Российской Федерации, а ранее оформленный на нее паспорт был изъят по акту от <Дата обезличена>. Основанием для отказа в выдаче паспорта послужило Заключение Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия проверки принадлежности ее к гражданству РФ от <Дата обезличена>. Решением Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> пункты 1 и 2 Заключения проверки от <Дата обезличена>, а также акт изъятия паспорта признаны незаконными, с возложением на Отделение МВД по Сортавальскому району обязанности повторно рассмотреть обращение Рассказовой Н.В. о замене паспорта. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от <Дата обезличена> решение Сортавальского городского суда оставлено без изменения. <Дата обезличена> начальником Миграционного пункта отделения МВД РФ по Сортавальскому району административному истцу было выдано временное удостоверение гражданки Российской Федерации с уведомлением, что в течение 10 дней ей будет выдан паспорт гражданки Российской Федерации, но <Дата обезличена> начальником ОМВД России по Сортавальскому району административному истцу было повторно отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче паспорта в связи с отсутствием гражданства Российской Федерации, на основании Заключения МВД по Республике Карелия от <Дата обезличена>, вынесенным по тем же основаниям, что и Заключение от <Дата обезличена>, признанным ранее судом незаконным в части выводов, что административный истец не являлась гражданкой Российской Федерации по состоянию на <Дата обезличена> и в части выдачи паспорта гражданина Российской Федерации серии <Номер обезличен> нарушении установленного порядка и признании его недействительным. Ссылается, что возложенная судом обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу сообщить об устранении нарушенных прав административного истца ответчиками не исполнена, гражданкой Российской Федерации административный истец не признана, и ей повторно отказано в выдаче паспорта, в связи с чем просит признать незаконным Заключение Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия проверки принадлежности ее к гражданству РФ от <Дата обезличена>.

Впоследствии административный истец дополнила исковые требования – просила отменить заключение Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия проверки принадлежности ее к гражданству РФ от <Дата обезличена> и обязать административного ответчика восстановить её нарушенное право путем восстановления сведений в автоматизированном учете о гражданстве РФ и выдачи паспорта гражданина РФ.

Протокольным определением суда в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Карелия.

В судебном заседании Соколова (Рассказова) Н.В. исковые требования поддержала по указанным выше доводам. Пояснила, что повторное рассмотрение её заявления ответчиками о выдаче паспорта не устранило нарушения прав, а только усугубило жизненную ситуацию, так как ей вновь было отказано в выдаче паспорта РФ по тем же основаниям, которые уже судом признаны незаконными, то есть в виду отсутствия гражданства, а паспорт <Номер обезличен> объявлен выданным в нарушение установленного порядка и недействительным. Обратила внимание суда, что форма заявления о получении гражданства была установлена указом Президента РФ от 14.11.2002 года №1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», а процедуру оформления паспорта гражданина РФ и обращение с заявлением она осуществляла до появления данного указа, то есть в октябре 2002 года. Ссылалась, что в заключении имеются грубейшие ошибки, а именно неверно указано, что она была зарегистрирована на территории <Данные изъяты> по <Дата обезличена>; неверно указано, что зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен> с <Дата обезличена>; неверно указано, что заявление о выдаче паспорта было подано <Дата обезличена>. Решением суда от <Дата обезличена> паспорт был признан действительным, акт изъятия паспорта был признан незаконным, в связи с чем полагает, что изъятый паспорт не мог быть уничтожен, являясь важным существенным доказательством, а его уничтожение является попыткой скрыть или фальсифицировать доказательства для установления обстоятельств дела. Полагает, что Заключение не соответствует ст.22 ФЗ №62 «О гражданстве» и является незаконным, поскольку направлено на лишение её гражданства в нарушение Конституции РФ. Данных о том, что ранее выданные ей паспорта были выданы в нарушение установленного порядка или оформлены на утраченном или похищенном бланке паспорта материалы дела не содержат. Виновных действий в связи с приобретением гражданства РФ при получении паспорта не допущено, доказательств совершения таких действий не представлено. Фактов, устанавливающих использование подложных документов, не имеется. Ссылалась, что лицо не признается гражданином РФ только по основаниям, указанным в ст. 41.2 п.4, у неё такие основания отсутствуют. Считает, что отсутствие сведений в базе данных о приобретении гражданства РФ не служит препятствием к получению паспорта гражданина РФ, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о её виновных противоправных действиях и повлечь в качестве последствия прекращение гражданства. В законодательстве нигде не указано, что отсутствие сведений в базе данных о приобретении заявителем гражданства РФ является основанием о его непризнании. Полагает, что паспорт гражданина РФ был выдан ей на законных основаниях и в законном порядке. Просила принять во внимание правовую позицию, изложенную в апелляционном определении Верховного суда Республики Саха от 15.02.2016 (дело №33а-776/16) и в апелляционном определении Верховного суда Республики Саха от 31.05.2017 (дело №33а-2018/17). Уточнила, что дата <Дата обезличена> в форме 1-П поставлена не её рукой и предположила, что сделано это умышленно. Ссылалась, что у нее были основания получения гражданства, предусмотренные Законом о гражданстве от 28.11.1991 №1948 ст.18, где говорится о приобретении гражданства в порядке регистрации для лиц, у которых супруг либо родственник по прямойвосходящей линии является гражданином РСФСР; Постановлением Верховного Совета от 17.06.1993 №5206/1-1 о том, что действие ч.1 ст.13 Закона №1948-1 распространено и на военнослужащих; Постановление Конституционного суда РФ от 16.05.1996 №12-П. Пояснила, что документы подтверждают, что она была признана гражданкой РФ по регистрации или как военнослужащий. Настаивала, что приобретала гражданство путем подачи заявления на его принятие. При рассмотрении заявления на выдачу паспорта РФ претензий не было, возврата документов не было. Не оспаривала, что документа, подтверждающего принятие заявления о гражданстве к рассмотрению, не имеется, но полагает, что это не было предусмотрено процедурой того времени.

МВД по РК в письменном отзыве по административному иску указало, что в связи с обращением Рассказовой Н.В. с заявлением о замене паспорта гражданина РФ в связи с изменением установочных данных (смена фамилии на «Соколова»), Управлением по вопросам миграции МВД по РК на основании п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ №1325 от 14.11.2002, была проведена проверка принадлежности к гражданству РФ Рассказовой Н.В. и обоснованности выдачи ей паспорта гражданина РФ. В ходе проверки было установлено, что ранее заявитель с рождения до <Дата обезличена> проживала вместе с родителями в <Данные изъяты> Азербайджанской ССР, в <Дата обезличена> же вышла замуж за военнослужащего Российской Армии – ФИО12, и в <Дата обезличена> вместе с ним прибыла в г.Сортавала Республики Карелия, где получила паспорт гражданина бывшего СССР в связи с переменой фамилии с «ФИО21» на «ФИО23» (паспорт серии <Номер обезличен> выдан <Дата обезличена> ОВД по г.Сортавала РК). Рассказова Н.В. <Дата обезличена> получила паспорт гражданина РФ в связи с обменом паспорта, вопрос о наличии либо отсутствии гражданства не ставился. По учетам МВД по РК, МВД России, базам данных сведения об обращении Рассказовой Н.В. по вопросу изменения гражданства, о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют. Таким образом, сведения о постоянном проживании Рассказовой Н.В. на территории РФ по состоянию на <Дата обезличена> документального подтверждения не нашли. По результатам проведенной проверки Управлением сделан вывод (заключение от <Дата обезличена>), что Рассказова Н.В. по состоянию на <Дата обезличена> гражданкой РФ не являлась, паспорт гражданина РФ серии <Номер обезличен> объявлен выданным в нарушение установленного порядка и недействительным, в связи с чем был изъят, Рассказовой Н.В. выдан соответствующий акт. Во исполнение судебных решений Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> и апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от <Дата обезличена> рассмотрение заявления Рассказовой Н.В. о замене паспорта возобновлено после предоставления ею документов и личных фотографий <Дата обезличена>.

В ходе повторной проведенной проверки установлено, что поскольку Рассказова Н.В. родилась не на территории РСФСР, проживала в Азербайджане, на <Дата обезличена> была несовершеннолетней и не проходила военную службу, в Российскую Федерацию прибыла в <Дата обезличена>, на военную службу поступила в <Дата обезличена> на территории Российской Федерации, т.е. после прибытия в Российскую Федерацию, то действие ч. 1 ст. 13 Закона № 1948-1, п. 3 Постановления ВС РФ от 17.06.1993 N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", Постановление Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 года №12-П на неё не распространяются.

По учётам МВД России (ЦБДУИГ) и МИД России (учеты консульского департамента МИД) лиц, изменивших гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации и за её пределами, установлено, что мать Рассказовой Н.В., ФИО3, родившаяся <Дата обезличена> г.р. в городе <Данные изъяты>, приобрела гражданство Российской Федерации <Дата обезличена> в Посольстве России в Азербайджане на основании пункта «а» статьи 18 Закона № 1948-1. На момент её приема в гражданство Рассказова Н.В. была совершеннолетней. По учётам АС «Российский паспорт» <Дата обезличена> ФИО3 была документирована паспортом гражданина Российской Федерации в связи с прибытием из-за рубежа, проживает в <Адрес обезличен>. Отец административного истца, с её слов, ФИО4, по учётам МВД России (ЦБДУИГ), МИД России (учеты консульского департамента МИД), АС «Российский паспорт» как приобретший гражданство Российской Федерации, документированный паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным, не значится.

Относительно проверки законности выдачи <Дата обезличена> Рассказовой Н.В. паспорта гражданина бывшего СССР серии <Номер обезличен>, пояснили, что паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, был введен в действие Указом Президента РФ от 13.03.1997 N 232. Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образец бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828. До этого вопросы выдачи и замены паспортов на территории Российской Федерации регулировались нормами законодательства СССР, в частности Положением о паспортной системе в СССР и Инструкцией о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР, утвержденной приказом МВД СССР от 15.05.1975 №0320 (гриф секретности снят распоряжением МВД России от 21.04.2011 №1/3202), согласно которым паспорта гражданина СССР (бланк образца 1974 года) выдавались всем гражданам СССР. Нормативные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации на 15.04.1995, т.е. на дату выдачи ОВД г. Сортавала Республики Карелия Рассказовой Н.В. паспорта гражданина бывшего СССР серии <Номер обезличен>, не устанавливали каких-либо запретов или ограничений относительно документирования граждан бывшего СССР такими паспортами. Более того, действовали нормы, приравнивающие граждан бывшего СССР, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ и государств Балтии, в правах (в части паспортно-регистрационных правил) к гражданам Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290 действие Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации было распространено на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии (утратило силу с 30.05.2002). Таким образом, на территории Российской Федерации до введения в действие паспорта гражданина Российской Федерации допускалась выдача паспортов гражданина бывшего СССР образца 1974 года лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, но состоявшим ранее в гражданстве бывшего СССР. В заявлении Ф.1 на выдачу паспорта гражданина бывшего СССР <Номер обезличен> какое-либо указание на то, что паспорт выдан Рассказовой как гражданину Российской Федерации, не содержится, следовательно, отсутствуют основания считать его выданным в нарушение установленного порядка, поскольку он был выдан лицу, состоявшему в гражданстве бывшего СССР.

Обратили внимание, что само по себе выдача паспорта гражданина Российской Федерации лицу, которое в Российском гражданстве не состоит, не влечет за собой признание лица гражданином Российской Федерации (не является приемом в гражданство), поскольку основания приобретения гражданства, перечисленные в ст. 12 Закона и ст. И Федерального закона не содержат такого основания, как выдача паспорта гражданина Российской Федерации.

Указывают, что основания приема в гражданство Российской Федерации установлены ст.ст. 18-19 Закона № 1948-1. ст.ст. 13 - 14 Федерального закона, а также международными соглашениями Российской Федерации (с Азербайджаном Российская Федерация договоров о приеме в гражданство не заключала). Порядок приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с указанными нормами носит заявительный характер. Т.е. для приема в гражданство недостаточно формального существования оснований для приема в гражданство. Необходимо свободное волеизъявление заявителя, выраженное в установленном законодательством порядке в письменной форме с приложением документов, подтверждающих условия приема в гражданство. Заявление установленной формы и все необходимые документы заявитель представляет в полномочный орган по месту жительства (ст. 37 Закона № 1948-1, ст. 32 Федерального закона). Формы заявлений установлены приказом МВД России от 30.06.1994 N 330 (утратил силу 06.02.2003 года) и Положением.

Во всех случаях вынесения решения по заявлению об изменении гражданства (о приеме в гражданство или об отклонении заявления) полномочный орган составляет и помещает в алфавитную картотеку учетную карточку (форма №16, п. 6.5. Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 30.06.1994 N 330, приложение 11 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64), а также вносит сведения о принятом по заявлению решении в базу данных - ASBASE, ЦБДУИГ, база данных КД МИД, ППО Территория (п. 16.2 указанного регламента). Кроме того, заявление и все материалы по его рассмотрению формируются в дело, которое хранится в течение 85 лет с момента вынесения решения по заявлению. После приема в гражданство Российской Федерации гражданину выдается паспорт гражданина Российской Федерации. При этом в п. 9 заявления о выдаче паспорта причина выдачи паспорта указывается «прием в гражданство Российской Федерации».

По учетам (базы данных, картотеки, архивы) МВД по Республике Карелия, МВД России и КД МИД России лиц, изменивших гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации и за её пределами, сведения об обращении в установленном порядке Рассказовой Н.В. по вопросам изменения гражданства (приема в гражданство Российской Федерации), о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют. При этом сведения о приеме в гражданство матери Рассказовой - ФИО3, в учетам МВД России и КД МИД имеются (с указанием всех необходимых данных: основания приема в гражданство, дата и место вынесения решения, наименование органа, вынесшего решение).

Таким образом, по мнению административного ответчика, в установленном порядке по вопросу приема в гражданство Российской Федерации на основании ст.ст. 18-19 Закона № 1948-1, ст.ст. 13-14 Федерального закона Рассказова Н.В. не обращалась и по указанным основаниям гражданство Российской Федерации не приобрела.

Ссылаются, что нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не обязывают полномочный орган устанавливать (доказывать) виновность действий лица для вынесения решения об отсутствии у этого лица российского гражданства. Виновность действий лица необходимо устанавливать и учитывать только при принятии решения об отклонении заявления по вопросам гражданства, либо отмены решения о приеме в гражданство (п. «д» ч. 1 ст. 16, ст. 22, п. «а» и «б» ч. 4 ст. 41.2 Федерального закона). В остальных случаях наличие вины в действиях лица исследуется в рамках УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, которые не регулируют правоотношения в сфере гражданства Российской Федерации.

Считают, что прибытие Рассказовой Н.В. на территорию Российской Федерации для постоянного проживания в <Дата обезличена>, т.е. после <Дата обезличена>, прохождение Рассказовой Н.В. военной службы по контракту в период с <Дата обезличена>, длительное проживание на территории Российской Федерации, не являются основаниями для признания гражданства России, но образуют основания для урегулирования правового статуса административного истца на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 41.1 и 41.3 Федерального закона, которое возможно на основании её заявления, поданного в установленном Положением порядке. Отмечают, что право на постоянное проживание на территории Российской Федерации, осуществление трудовой деятельности, прохождение военной службы по контракту, получение пенсии, право на образование, на медицинское обеспечение (страхование), право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и др. гарантируются на территории Российской Федерации не только российским гражданам, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе и гражданам бывшего СССР (Федеральный закон от 25.07,2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-Х "О правовом положении иностранных граждан в СССР", Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и др.).

Указывают, что в соответствии с законодательством, не является основанием признания гражданином Российской Федерации и тот факт, что истец длительное время состояла в браке с военнослужащим - гражданином Российской Федерации, а также тот факт, что она в настоящее время состоит в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации. Эти факты являлись и являются в настоящее время обстоятельствами, дающими право при определенных условиях обратиться в установленном порядке с заявлением о приеме в российское гражданство (п. «а» ст. 18 Закона № 1948-1 и п. «б» ч. 2 ст. 14 Федерального закона).

Пояснили, что в соответствии с п. 3.6 приказа МВД России от 15.09.1997 N 605 гражданам бывшего СССР, зарегистрированным по месту жительства на территории Российской Федерации и не имеющим принадлежности к гражданству одного из государств - участников СНГ, было предписано выдавать виды на жительство как для лиц без гражданства, а лицам, имеющим гражданство одного из государств - участников СНГ, - виды на жительство как для иностранных граждан.

Согласно объяснению начальника МП ОМВД России по Сортавальскому району Сафроновой Е.В., заявление от <Дата обезличена> о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с обменом паспорта гражданина бывшего СССР Рассказовой Н.В. поступило в паспортно-визовое подразделение Сортавальского ГОВД через должностное лицо, ответственное за регистрацию. В пункте 8 Рассказова Н.В. указала «не состояла», дату приема в Российское гражданство не указала, документы, подтверждающие наличие (основания приема) гражданства Российской Федерации не представила (в графе «Паспорт выдать на основании» указан только паспорт гражданина бывшего СССР <Номер обезличен>, который, как было указано ранее, удостоверял личность гражданина бывшего СССР и в 1995 году выдавался также и иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации).

Паспорт оформляла служащая паспортной службы ФИО6, которая была принята на работу по договору на срок проведения обмена гражданам Российской Федерации паспортов гражданина бывшего СССР на паспорта гражданина Российской Федерации. В настоящее время в подразделении не работает. Паспорт гражданина Российской Федерации Рассказовой Н.В. был оформлен без проверки её принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Полагают, что таким образом, в нарушение п. 3.6 приказа МВД России от 15.09.1997 N 605. п. 1. 14 Инструкции Рассказовой Н.В. без проведения проверки её принадлежности к Российскому гражданству был выдан паспорт гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> вместо вида на жительство лица без гражданства (либо иностранного гражданина). Т.е. указанный паспорт был выдан незаконно лицу, у которого не было установлено наличие гражданства Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

Временное удостоверение личности Рассказовой Н.В. <Дата обезличена> было выдано в соответствии с Регламентом, на период рассмотрения её заявления о замене паспорта. Его выдача сама по себе не означает признания истца гражданином Российской Федерации и не влечет за собой никаких правовых последствий в рамках законодательства о гражданстве (даже не указано в перечне документов, удостоверяющих наличие российского гражданства - п. 45 Положения).

С учетом изложенного, руководствуясь статьей 4, 11 и пунктом «а» ст. 30 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ», ст. 12 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации", п.З Положения об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.03.2014 № 178, Регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851, 28.03.2018 года было вынесено заключение о том, что в соответствии с Законом РФ "О гражданстве Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 и Федеральным законом от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, Рассказова Н.В., <Дата обезличена> года рождения, уроженка <Адрес обезличен> ССР, гражданство Российской Федерации не приобрела, гражданином Российской Федерации не являлась и в настоящее время не является. Паспорта гражданина Российской Федерации: серии <Номер обезличен>, выданный ОВД гор. Сортавала Республики Карелия <Дата обезличена>; <Номер обезличен> сроком действия до <Дата обезличена>, выданный ОВД г. Сортавала Республики Карелия <Дата обезличена>; <Номер обезличен> сроком действия до <Дата обезличена>, выданный ОУФМС России по Республике Карелия в г. Сортавала <Дата обезличена>, объявлены выданными в нарушение установленного порядка, т.е. незаконно, и недействительными. Рассказовой Н.В. предложено сдать для уничтожения незаконно выданный паспорт <Номер обезличен>.

Полагают, что оценка законности выдачи Рассказовой Н.В. паспорта гражданина Российской Федерации в 2002 году правового значения для спора не имеет, так как само по себе документирование паспортом не подменяет собой процедуры принятия в гражданство, несоблюдение которой делает недействительным выданный паспорт. Изложенное подтверждается судебной практикой (апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2016 № 33а-16536/2016 по делу № 2а-1460/2016).

Считают, что заявитель ошибочно понимает действия административного органа по выдаче паспорта, которое носит только технический характер для обеспечения возможности гражданина удостоверить личность заявителя, правоустанавливающим действием, следовательно, несостоятельны ссылки административного истца на конвенциальное право истца на гражданство, поскольку данного права она не была лишена оспариваемыми действиями, поскольку гражданства Российской Федерации не приобрела.

Полагают, что заключение проверки от <Дата обезличена> вынесено полномочным органом в строгом соответствии с действующим законодательством о гражданстве Российской Федерации, с учетом выявленных в ходе судебных заседаний обстоятельств и фактов. По результатам проверки в соответствии с п. 51 Положения, вынесено заключение о том, что Рассказова Н.В. гражданство Российской Федерации в установленном законодательством порядке не приобрела, гражданином Российской Федерации не является, паспорта гражданина Российской Федерации (в том числе и заграничные) выданы ей в нарушение установленного порядка, т.е. незаконно. С результатами проверки Рассказова Н.В. ознакомлена письменно (исх. от <Дата обезличена> <Номер обезличен>). При этом ей подробно разъяснены правовые основания вынесения решения, а также порядок урегулирования правового статуса путем приема в российское гражданство. На основании п. 46.1 Регламента, истцу в оказании государственной услуги по замене паспорта было отказано в связи с отсутствием у неё гражданства Российской Федерации.

В связи с отсутствием у заявителя гражданства РФ, в соответствии с п.37 Административного регламента Рассказовой Н.В. было отказано в предоставлении государственной услуги по замене паспорта, о чем указано в письме от <Дата обезличена>, где Рассказовой Н.В. также разъяснён порядок урегулирования правового статуса в соответствии со ст.41.3 ФЗ №62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002. Тем самым, отказ в предоставлении государственной услуги по замене паспорта, изъятие паспорта, выданного Рассказовой Н.В. в нарушение установленного порядка, основаны на нормах действующих нормативно-правовых актов, в связи с чем в удовлетворении требований просят отказать.

Представитель ответчиков-Веретенников Е.В., действующий на основании доверенностей, по иску возражал по основаниям, изложенным в отзыве по иску. Дополнил, что гражданство РФ приобретается по рождению, в порядке признания или в порядке приема. В последних двух случаях Миграционный пункт выносит заключение о наличии таких оснований, проводится проверка правомерности наличия оснований получения статуса гражданства. В случае, если законные основания приема гражданства отсутствуют, выносится заключение об отсутствии таких оснований. Оспариваемое заключение не лишает административного истца гражданства, так как нельзя лишить того, чего не имеешь. Но одно только наличие паспорта не влечет за собой признание гражданства, поскольку первично именно признание гражданства и только как следствие этого выдается паспорт гражданина РФ. Для вступления в гражданство и на выдачу паспорта гражданина РФ требуется подача разных заявлений. Это разные процедуры, требуется заявительный характер по каждой из них. До того, как вступил в действие приказ от 14.11.2002 №1325, принятие гражданства тоже носило заявительный характер. Учитывая, что в установленном порядке административный ответчик гражданство не приобрела, просил в иске отказать.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно частям 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Основания, условия, порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно абзацу второму ст.3 данного Закона гражданство Российской Федерации определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Частью 7 ст.4 Федерального закона № 62-ФЗ установлено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Документами, подтверждающими гражданство РСФСР, являлись удостоверение личности гражданина РСФСР или паспорт гражданина РСФСР, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», действовавшая до 01.07.2002 (далее – Закон № 1948-1).

Определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, в силу пункта «а» статьи 30 Федерального закона № 62-ФЗ отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальным органам.

В соответствии с п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года №1325 (далее – Положение), при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона № 62-ФЗ. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п.52 Положения).

В соответствии с ч.2 ст.61 КАС РФ, ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что административный истец родилась <Дата обезличена> в <Адрес обезличен> Азербайджанской ССР. На <Дата обезличена> являлась несовершеннолетней, проживала, с её слов, с родителями (ФИО4 и ФИО3) в <Адрес обезличен>.

Мать Соколовой (Рассказовой) Н.В., ФИО3 родилась <Дата обезличена> г.р. в городе <Адрес обезличен> и, согласно учетов МВД России (ЦБДУИГ) и МИД России (учеты консульского департамента МИД) лиц, изменивших гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации и за её пределами, приобрела гражданство Российской Федерации <Дата обезличена> в Посольстве России в Азербайджане на основании пункта «а» статьи 18 Закона № 1948-1. На момент её приема в гражданство Рассказова Н.В. была совершеннолетней. По учётам АС «Российский паспорт» <Дата обезличена> ФИО3 была документирована паспортом гражданина Российской Федерации в связи с прибытием из-за рубежа, проживает в <Адрес обезличен>.

Отец, ФИО4, по учётам МВД России (ЦБДУИГ), МИД России (учеты консульского департамента МИД), АС «Российский паспорт» как приобретший гражданство Российской Федерации, документированный паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным, не значится.

<Дата обезличена> административный истец в <Адрес обезличен> вступила в брак с ФИО7 (военнослужащим), сменив фамилию с «ФИО21» на «ФИО23», с которым <Дата обезличена> прибыла в г.Сортавала.

Согласно военного билета <Данные изъяты>, выданному Рассказовой Н.В. <Дата обезличена> Сортавальским городским военным комиссариатом Республики Карелия, Рассказова имела средне-специальное образование, закончила <Данные изъяты> в 1992 году. Призывной комиссией при Сортавальском городском военкомате признана годной к строевой службе и <Дата обезличена> призвана на действительную военную службу. На военную службу принята <Дата обезличена>. Военную присягу приняла <Дата обезличена> при в/ч 2121. Уволена (демобилизована) с военной службы <Дата обезличена> и направлена в Сортавальский военкомат.

Сведения о прохождении военной службы в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> также подтверждаются записями в трудовой книжке <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (копия имеется в материалах дела).

По учётам МВД по Республике Карелия Рассказова Н.В. в связи с переменой фамилии (с ФИО21 на ФИО23) <Дата обезличена> ОВД г.Сортавала Республики Карелия была документирована паспортом гражданина бывшего СССР серии <Номер обезличен> на основании паспорта серии <Номер обезличен>, выданного <Дата обезличена> ОВД <Адрес обезличен> и свидетельства о заключении брака серии <Номер обезличен>, выданного <Адрес обезличен>.

В связи с обменом паспорта гражданина бывшего СССР образца 1974 года ОВД гор. Сортавала Республики Карелия <Дата обезличена> документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии <Номер обезличен>.

Согласно подписи в заявлении Ф-1 1995 г., и Ф-1П 2002 г., решения о выдаче паспортов были приняты начальником ПВС ОВД г. Сортавала Сафроновой Е.В.

<Дата обезличена> ОВД г. Сортавала Республики Карелия Рассказовой Н.В. оформлен загранпаспорт <Номер обезличен> сроком действия до <Дата обезличена>, ОУФМС России по Республике Карелия в г. Сортавшга <Дата обезличена> оформлен заграничный паспорт нового поколения <Номер обезличен> сроком действия до <Дата обезличена>.

Административный истец является многодетной матерью, имеет троих детей – <Данные изъяты>. В <Дата обезличена> окончила <Данные изъяты>, в <Дата обезличена><Данные изъяты>, с <Дата обезличена> является <Данные изъяты>. Брак между ФИО7 и Рассказовой Н.В. прекращен <Дата обезличена> на основании решения мирового судьи <Данные изъяты>

<Дата обезличена> Рассказова Н.В. вступила в брак с ФИО18, после заключения брака ей присвоена фамилия «Соколова».

<Дата обезличена> Соколова (Рассказова) Н.В. через Отдел предоставления услуг <Номер обезличен> по Сортавальскому району ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» обратилась с заявлением о замене паспорта гражданина Российской Федерации в связи с изменением установочных данных (смена фамилии на «Соколова» в связи со вступлением в брак с ФИО18 <Дата обезличена>). Вследствие данного обращения и возникновения сомнений в обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации Рассказовой Н.В. по причине её прибытия на территорию Российской Федерации в 1994 году, т.е. после вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», МВД по Республике Карелия в соответствии с п.51 Положения была проведена проверка принадлежности заявителя к гражданству Российской Федерации и обоснованности выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.

Письмом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ОМВД РФ по Сортавальскому району административному истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по замене паспорта в связи с отсутствием гражданства Российской Федерации.

Заключением проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации Рассказовой Н.В. Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия от <Дата обезличена> установлено, что сведения об обращении Рассказовой (ранее – ФИО21) Н.В., <Данные изъяты>, по вопросам изменения гражданства, о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют, по состоянию на <Дата обезличена> заявитель гражданкой Российской Федерации не является (п.1 Заключения), паспорт серии <Номер обезличен>, выданный <Дата обезличена> ОВД г.Сортавала Республики Карелия объявлен выданным в нарушение установленного порядка и недействительным (п.2 Заключения).

<Дата обезличена> на основании п.5 Приказа составлен Акт изъятия паспорта серии <Номер обезличен>, выданный <Дата обезличена> ОВД г.Сортавала Республики Карелия, оформленного на Рассказову Н.В.

Решением Сортавальского городского суда от <Дата обезличена> пункты 1 и 2 Заключения проверки от 02.10.2017 года Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия, а также акт изъятия паспорта признаны незаконными, с возложением на Отделение МВД по Сортавальскому району обязанности повторно рассмотреть обращение Рассказовой Н.В. о замене паспорта. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от <Дата обезличена> решение Сортавальского городского суда оставлено без изменения.

В обоснование принятых решений судом первой инстанции было указано, что полномочный орган не представил достаточных доказательств отсутствия обращений Рассказовой Н.В. с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о приобретении Рассказовой Н.В. гражданства Российской Федерации, не исследовал вопрос законности выдачи Рассказовой Н.В. в <Дата обезличена> паспорта гражданина бывшего СССР, и, как следствие, незаконности выдачи ей паспорта гражданина Российской Федерации.

Верховным Судом Республики Карелия в апелляционном определении от <Дата обезличена> при отклонении апелляционной жалобы ответчиков также отмечено, что полномочным органом не учтены нормы п. «г» статьи 18 Закона № 1948-1, Постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 года №12-П, п. 3 Постановления ВС РФ от 17,06.1993 N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР"

Во исполнение судебных решений года Управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Карелия рассмотрение заявления Соколовой (Рассказовой) Н.В. о замене паспорта возобновлено после предоставления ею документов и личных фотографий <Дата обезличена>.

По результатам проверки <Дата обезличена> вынесено заключение о том, что в установленном законодательством о гражданстве Российской Федерации порядке Соколовой (Рассказовой) Н.В. гражданство Российской Федерации не приобретено, гражданином Российской Федерации административный истец не является и не являлась, ранее выданные паспорта гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> объявлены выданными в нарушение установленного порядка и недействительными.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданство Российской Федерации приобретается: а) в результате его признания; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) в результате приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации; ж) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.

В силу ст. 18 указанного Закона в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают: а) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации (ст. 10 Закона).

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.05.1996 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б. Смирнова", согласно статье 13 Закона и пункту 1 раздела II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 (в редакции от 27 декабря 1993 года), признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Приобретение гражданства по другой процедуре - в порядке регистрации требует подачи соответствующего заявления с приложением ряда документов, по которому должно быть принято решение полномочным государственным органом. Только с момента принятия такого решения согласно статье 42 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" лицо считается приобретшим российское гражданство и, следовательно, обладает также и такими конституционными правами, условием реализации которых является принадлежность к гражданству, включая право на защиту и покровительство со стороны Российской Федерации за ее пределами (статья 61 Конституции Российской Федерации).

Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. N 386 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" предусматривалось, что заявления или ходатайства по вопросам гражданства подаются дееспособными лицами. Оформление приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации начинается по месту жительства заявителя: для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, - в органах внутренних дел Российской Федерации. В случаях, когда приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации оформляется в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), подаются заявления. В случаях, не подпадающих под регистрационный порядок, оформляются ходатайства. Заявления и ходатайства, а также прилагаемые к ним документы должны быть оформлены в соответствии со статьями 38 и 39 Закона. Формы заявлений и ходатайств устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

С принятием Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", статьей 11 которого в качестве оснований приобретения гражданства Российской Федерации установлено приобретение гражданства: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, был издан Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", в силу которого (Положения) заявление по вопросам гражданства Российской Федерации и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя. Заявление составляется в двух экземплярах (каждый на бланке) по форме, соответствующей конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (приложения N 1 - 6, 8).

Таким образом, как ранее действовавшим, так и действующим на момент возникновения спора законодательством, регламентирующим вопросы гражданства, предусмотрен заявительный (уведомительный) порядок приобретения гражданства, за исключением оснований приобретения гражданства по рождению, наличия оснований для признания принадлежности к гражданству Российской Федерации в порядке статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" и по основаниям, установленным п. 3 Постановления ВС РФ от 17.06.1993 N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР", а также п. «г» статьи 18 Закона № 1948-1 с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 года №12-П.

Исходя из ч. 1 ст. 13 Закона № 1948-1 гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Согласно Постановлению ВС РФ от 17.06.1993 N 5206/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" (пункт 3) действие ч. 1 ст. 13 Закона распространяется на военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, имеющих войска и воинские формирования, военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях), давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, а также прибывших для прохождения службы на территорию Российской Федерации после вступления Закона в силу.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 16.05.1996 года №12-П разъяснил, что гражданами Российской Федерации по рождению признаются лица, которые родились на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации: являлись гражданами бывшего СССР; не изъявили свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР: не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Из материалов дела и оспариваемого Заключения следует, что действие данных норм на административного истца не распространяется, следовательно, в отношении административного истца в вопросе гражданства действует порядок, который предполагает наличие свободного волеизъявление заявителя, выраженное в установленном законодательством порядке в письменной форме с приложением необходимых документов, при этом, иные обстоятельства, а именно прибытие административного истца на территорию Российской Федерации для постоянного проживания в июне 1994 года, прохождение военной службы по контракту в период с 1994 по 1997 года, длительное (с 1994 года по настоящее время) проживание на территории Российской Федерации, осуществление трудовой деятельности, получение образования, реализация избирательных прав, вступление в брак – в силу закона не могут быть рассмотрены в качестве оснований для признания гражданства без соблюдения заявительной процедуры.

Исходя из оспариваемого Заключения, во всех случаях вынесения решения по заявлению об изменении гражданства (о приеме в гражданство или об отклонении заявления) полномочный орган составляет и помещает в алфавитную картотеку учетную карточку (форма №16, п. 6.5. Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 30.06.1994 N 330, приложение 11 к Административному регламенту, утвержденному Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64), а также вносит сведения о принятом по заявлению решении в базу данных - ASBASE, ЦБДУИГ, база данных КД МИД, ППО Территория (п. 16.2 указанного регламента). Кроме того, заявление и все материалы по его рассмотрению формируются в дело, которое хранится в течение 85 лет с момента вынесения решения по заявлению. После приема в гражданство Российской Федерации гражданину выдается паспорт гражданина Российской Федерации. При этом в п. 9 заявления о выдаче паспорта причина выдачи паспорта указывается «прием в гражданство Российской Федерации».

По учетам (базы данных, картотеки, архивы) МВД по Республике Карелия, МВД России и КД МИД России лиц, изменивших гражданство Российской Федерации на территории Российской Федерации и за её пределами, сведения об обращении в установленном порядке Рассказовой Н.В. по вопросам изменения гражданства (приема в гражданство Российской Федерации), о наличии иного гражданства или вида на жительство в ином государстве отсутствуют, в связи с чем они не могут быть восстановлены в автоматизированном учете о гражданстве РФ.

В судебном заседании административный истец ссылалась, что процедура вопроса гражданства была ею соблюдена путем подачи соответствующего заявления.

Между тем, в силу ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Административным истцом доказательств подачи соответствующего заявления, принятия уполномоченным органом заявления по вопросу гражданства на рассмотрение, результата рассмотрения суду не представлено

При принятии оспариваемого решения административным ответчиком также проанализированы обстоятельства выдачи Рассказовой Н.В. паспорта гражданина бывшего СССР серии <Номер обезличен> и паспорта гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> и установлено, что на территории Российской Федерации до введения в действие паспорта гражданина Российской Федерации допускалась выдача паспортов гражданина бывшего СССР образца 1974 года лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, но состоявшим ранее в гражданстве бывшего СССР. Учитывая, что в заявлении Ф.1 на выдачу паспорта гражданина бывшего СССР <Номер обезличен> какое-либо указание на то, что паспорт выдан Рассказовой как гражданину Российской Федерации, не содержится, следовательно, отсутствуют основания считать его выданным в нарушение установленного порядка, поскольку он был выдан лицу, состоявшему в гражданстве бывшего СССР, при этом, паспорт гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> в нарушение п. 3.6 приказа МВД России от 15.09.1997 N 605, п. 1. 14 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.09.1997 N 605 (действовала на момент выдачи паспорта гражданина Российской Федерации Рассказовой Н.В.,) был выдан Рассказовой Н.В. без проведения проверки её принадлежности к российскому гражданству.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" паспорт, выданный в нарушение установленного порядка, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

На основании вышеизложенного, суд соглашается с позицией административного ответчика, что сама по себе выдача паспорта гражданина Российской Федерации лицу, которое в российском гражданстве не состоит, не влечет за собой признание лица гражданином Российской Федерации (не является приемом в гражданство), поскольку основания приобретения гражданства, установленные законом, не содержат такого основания, как выдача паспорта гражданина Российской Федерации, и документирование паспортом не подменяет собой процедуры принятия в гражданство, несоблюдение которой делает недействительным выданный паспорт.

Суд считает, что оспариваемое Заключение проверки от <Дата обезличена> вынесено полномочным органом в строгом соответствии с действующим законодательством о гражданстве Российской Федерации, с учетом выявленных в ходе судебных заседаний обстоятельств и фактов. С результатами проверки Соколова (Рассказова) Н.В. ознакомлена письменно (исх. от <Дата обезличена> <Номер обезличен>), при этом ей подробно разъяснены правовые основания вынесения решения, а также порядок урегулирования правового статуса путем приема в российское гражданство.

Таким образом, суд приходит к выводу, что совокупности обстоятельств, установленных частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основаниями для признания незаконными решений, действий или бездействия должностных лиц по настоящему делу не имеется, следовательно, не имеется и оснований для удовлетворения заявленных требований.

При разрешении спора суд также учитывает, что Федеральным законом от 12.11.2012 N 182-ФЗ в закон «О гражданстве Российской Федерации» была введена Глава VIII.1. Урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, которой установлены условия и порядок признания гражданами Российской Федерации проживающих на территории Российской Федерации лиц, имевших гражданство бывшего СССР, получивших паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства или действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетних детей. Данными нормами предусмотрена возможность признания гражданами Российской Федерации лиц, указанные в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона, если они обратились с заявлением о признании их гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и если отсутствуют основания отклонения заявлений, предусмотренные пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

При этом, доводы административного истца на наличие грубейших ошибок в Заключении, а также ссылки на правовую позицию, изложенную в судебных решениях Республики Саха, не имеют юридического значения для разрешения указанного спора. Доводы о незаконном лишении её гражданства оспариваемым Заключением, о признании ранее состоявшимися судебными решениями по её административному иску действительности паспорта гражданина Российской Федерации <Номер обезличен> и иные доводы основаны на неверном понимании норм материального права.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Соколовой (Рассказовой) Н.В. к отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сортавальскому району и Министерству внутренних дел по Республике Карелия о признании незаконным Заключения проверки принадлежности к гражданству Российской Федерации Управления по вопросам миграции МВД России по Республике Карелия от <Дата обезличена> в отношении Рассказовой Н.В., об отмене оспариваемого Заключения и возложении обязанности по восстановлению нарушенного права путем восстановления сведений в автоматизированном учете о гражданстве РФ и выдаче паспорта гражданина РФ- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В.Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2018 года

2а-827/2018 ~ М-762/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рассказова Наталья Викторовна
Ответчики
ОМВД РФ по Сортавальскому району
МВД по Республике Карелия
Суд
Сортавальский городской суд
Судья
Ратомская Елена Викторовна
13.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2018[Адм.] Судебное заседание
21.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2018[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее