Судья Золотовская Л.А. |
№12-89/2016 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
04 июля 2016 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» на постановления судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 25 мая 2016 г. и 26 мая 2016 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна»,
установил:постановлениями судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 25 мая 2016 г. и 26 мая 2016 г. ООО «Фортуна» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначены наказания в виде административных штрафов в размерах 12000 руб. и 21000 руб. соответственно.
С такими постановлениями не согласно ООО «Фортуна». В жалобах поставлен вопрос об отмене постановлений судьи и указано, что при рассмотрении дел не принято во внимание нахождение водозабора в п.Найстеньярви на праве аренды у ООО «(...)», а не на праве субаренды у ООО «Фортуна». Поскольку юридическим лицом принимаются меры по улучшению ситуации по водоснабжению и водоотведению в населенном пункте путем хлорирования воды и обращений к собственнику с требованиями проведения капитального ремонта системы канализации, его вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.
Заслушав объяснения защитника ООО «Фортуна» Ильиной Н.Ф., поддержавшей доводы жалоб, объяснения заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах М.В.З., проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В отношении ООО «Фортуна» по факту обнаружения в фильтре-накопителе, установленном на водопроводном кране помещения старшей дошкольной группы МОУ (...) общеобразовательная школа Республики Карелия, РНК Ротавирусов группы А определением заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах от 08 декабря 2015 г. возбуждены два дела об административных правонарушениях по статьям 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые рассмотрены с назначением административных наказаний.
В соответствии со статьей 6.3 названного Кодекса нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения ООО «Фортуна» к административной ответственности по статье 6.3 названного Кодекса послужило то обстоятельство, что юридическим лицом допущены нарушения требований статей 11, 18, 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», пункта 3.2 «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», пунктов 1.4, 1.5, 1.11, 3.3.1.2 «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», выразившиеся в том, что 09 декабря 2015 г. при проведении осмотра водозаборных сооружений, сетей водопровода и канализации п.Найстеньярви, обслуживаемых ООО «Фортуна» (Республика Карелия, Суоярвский район, п.Найстеньярви, ул.Заводская, д.1), установлены нарушения при осуществлении деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда, а именно:
- отсутствует утвержденный в установленном порядке проект зон санитарной охраны (ЗСО) водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и действующего водопровода п.Найстеньярви;
- не выполняются режимные мероприятия на территории ЗСО водозаборных сооружений п.Найстеньярви. В нарушение требований пункта 3.3.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 в 50 м от водозаборных сооружений расположена канализационная насосная станция (КНС) №2. Насосная в неудовлетворительном состоянии. Из двух насосов исправен только один. Резервного насоса нет. Из-за аварии на напорных канализационных сетях при включении насоса за зданием КНС №2 на поверхности земли появляются сточные воды на площади 10 м на 3 м. Следующая авария на напорных канализационных сетях перед емкостями для хранения мазута (в прошлом). Размер загрязнения на поверхности земли составляет 15 м на 5 м. Хозяйственно-фекальные стоки стекают в оз.Саариярви в 60 м от ряжевого оголовка водозабора. Сточные воды далее по напорной канализационной трубе на канализационные очистные сооружения, которые расположены в 300 м ниже по течению, не поступают. Все стоки из поселка, в том числе перекачиваемые КНС №1 от микрорайона ул.Мира, КНС №2 перекачиваются в источник водоснабжения п.Найстеньярви - оз.Саариярви (р.Тарасьёки) через разрыв в напорной канализационной трубе в 60 м от оголовка водозабора;
- не проводится обеззараживание воды перед подачей в распределительную водопроводную сеть п.Найстеньярви. Также летом, осенью 2015 г. не проводились очистка, промывка, дезинфекция головных сооружений (берегового колодца, самотечных линий «ряжевой оголовок-береговой колодец», ряжевого оголовка). Акты выполненных работ с 01 июля 2015 г. к проверке не предъявлены;
- не проведен производственный контроль качества воды в месте водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети по микробиологическим, санитарно-гигиеническим, органолептическим показателям с частотой, указанной в таблице №8 СанПиН 2.1.4.1074-01, в июле-декабре 2015 г. не проводились, протоколы лабораторных исследований к проверке не предъявлены.
Основанием для привлечения ООО «Фортуна» к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что юридическим лицом допущены нарушения требований статей 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», «СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», пункта 3.2 «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», выразившиеся в том, что при проведении осмотра водозаборных сооружений, сетей водопровода и канализации п.Найстеньярви, обслуживаемых ООО «Фортуна» (Республика Карелия, Суоярвский район, п.Найстеньярви, ул.Заводская, д.1), отборе проб воды установлено, что ООО «Фортуна» при осуществлении деятельности по управлению эксплуатацией жилого фонда допустило нарушения, а именно:
- пробы водопроводной воды, изъятые 09 декабря 2015 г. из крана в насосной 2 подъема водопровода п.Найстеньярви ООО «Фортуна» протоколом о взятии проб и образцов, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим (ОКБ, ТКБ) и санитарно-химическим показателям (цветности, окисляемости, железу);
- проба воды питьевой водопроводной, изъятая 09 декабря 2015 г. из распределительной сети (кран в офисе ООО «Фортуна», г.Суоярви, ул.Заводская, д.1) п.Найстеньярви протоколом о взятии проб и образцов, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим показателям;
- пробы воды питьевой водопроводной, изъятые 09 декабря 2015 г. из распределительной сети (кран в административном здании Найстеньярвского сельского поселения, г.Суоярви, ул.Заводская, д.1) п.Найстеньярви протоколом о взятии проб и образцов, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим (ОКБ, ТКБ) и санитарно-химическим показателям (цветности, окисляемости, железу) (протоколы лабораторных исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах» №2с-1069/Г - №2с-1071/Г от 14.12.2015, экспертное заключение филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском и Суоярвском районах» № 351-г/3 от 23.12.2015);
- проба воды питьевой водопроводной, изъятой 09 декабря 2015 г. в офисе администрации Найстеньярвского сельского поселения по адресу: Республика Карелия, Суоярвский район, п.Найстеньярви, ул.Заводская, д.1, протоколом о взятии проб и образцов, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по вирусологическим показателям - обнаружено РНК Ротавирусов группы А (протокол лабораторных исследований ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» №3377/Г от 16.12.2015, экспертное заключение ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» №1005-г/1 от 22.12.2015).
Вышеизложенные факты выявленных нарушений по обоим делам подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.12.2015 с фототаблицами; протоколом изъятия вещей и документов от 09.12.2015; протоколами лабораторных исследований; экспертными заключениями от 22.12.2015 и 23.12.2015, полученными в ходе производства по делам; договорами гражданско-правового характера; иными доказательствами по делам.
Доводы жалоб и защитника о том, что на момент совершения правонарушения водозабор осуществлял арендатор ООО «(...)», а не ООО «Фортуна» опровергаются совокупностью следующих обстоятельств, основанных на материалах дела. Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам 22 октября 2015 г. ООО «Фортуна» с 01 ноября 2015 г. утверждена производственная программа по питьевому водоснабжению и водоотведению, утверждены тарифы. Администрация муниципального образования «Суоярвский район» передала по договору от 25.06.2015 обществу в аренду систему коммунальной инфраструктуры водоснабжения на территории Найстеньярвского сельского поселения. Допуск к осмотру 09 декабря 2015 г. водозаборных помещений (насосные I и II подъемов) осуществлял директор ООО «Фортуна», в ходе осмотра и в последующем он не ссылался на какие-либо обстоятельства непричастности общества к водозабору.
Ссылка на впервые представленное с жалобами в материалы дела соглашение между ООО «(...)» и ООО «Фортуна» о переходе с 27 января 2016 г. на рабочее взаимодействие по договору от 01.08.2016, то есть без передачи в субаренду водозабора не ставит под сомнение выводов о совершении рассматриваемых правонарушений ООО «Фортуна».
Таким образом, при рассмотрении настоящих дел судья пришел к правильному выводу о доказанности вины юридического лица в совершении вменяемых ему правонарушений и привлечении к административной ответственности с назначением наказания.
Однако проверяя дело в полном объеме с учетом положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что не представляется возможным согласиться с законностью обжалованных постановлений ввиду неприменения в рассматриваемом случае судьей положений об идеальной совокупности административных правонарушений.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что в результате бездействия ООО «Фортуна» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, выявленные в ходе одной проверки в отношении юридического лица, то есть совершены два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом, в силу части 2 статьи 4.4 названного Кодекса при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При вынесении указанных постановлений судьей, которому подведомственны оба дела, не были учтены названные положения законодательства об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, ООО «Фортуна» подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:постановления судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 25 мая 2016 г. и 26 мая 2016 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дела №5-24/2016 и №5-27/2016), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фортуна» изменить, назначить ему по данным делам административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения.
Судья |
С.В.Коваленко |