АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-733/2011
город Саранск 06 мая 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 мая 2011 года
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Умысковой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Саранска
о привлечении индивидуального предпринимателя Папояна Камо Эдвардовича, (с.Кривозерье Лямбирского района Республики Мордовия) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: Биряева Д.А., помощника прокурора, удостоверение ТО № 082759;
от ответчика: Папояна К.Э., предпринимателя, предъявлен паспорт,
установил:
прокурора Ленинского района г.Саранска обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Папояна Камо Эдвардовича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчик в судебном заседании факт правонарушения признал, указав, что переоборудование автобуса водители произвели самовольно.
При рассмотрении дела установлено, что Папоян Камо Эдвардович зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 304132734100022.
8 октября 2007 года Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предпринимателю Папояну К.Э. выдана лицензия серии ДА № 040489 (регистрационный № АСС-13-007874) на срок до 07.10.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров предпринимателем на основании договора аренды от 01.09.2007 используется автобус ГАЗ-322132 государственный № АЕ 769/13.
В период с 08.02.2011 по 25.02.2011 прокуратурой Ленинского района г.Саранска совместно с Управлением ГИБДД МВД по Республике Мордовия проведена проверка соблюдения требований безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в рамках которой 10.02.1011 в г.Саранске по пр.Ленина был остановлен и произведен осмотр вышеуказанного транспортного средства.
В ходе проведения проверки установлено, что Папояном К.Э. при осуществлении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту № 106 автобусом ГАЗ-322132 допущены нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
1). выявлен факт самовольного оборудования принадлежащего предпринимателю автобуса двумя дополнительными местами для сидения без соответствующего разрешения органов ГИБДД МВД РФ, что противоречит требованиям пунктов 11 и 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).
2). в нарушение статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" отсутствуют документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра автобуса.
3). в нарушение пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112) внутри салона автобуса отсутствует информация о перевозчике (наименование, адрес и номер телефона), фамилия водителя, наименование, адрес и контактные телефоны контролирующего органа, стоимость проезда и провоза ручной клади, указатели огнетушителей, аварийных выходов и правила пользования ими.
По результатам проверки в отношении предпринимателя Папояна К.Э. и с его участием прокурором Ленинского района г.Саранска вынесено постановление от 25.02.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В объяснениях к протоколу предприниматель Папоян К.Э. нарушения признал.
Выявленные нарушения послужили основанием для обращения прокурора Ленского района г.Саранска в суд с заявлением о привлечении предпринимателя Папояна К.Э. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение лицензионных условий.
Исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из имеющихся в деле документов, 08.10.2007 Федеральной службой по надзору в сфере транспорта предпринимателю Папояну К.Э. выдана лицензия серии ДА № 040489 (регистрационный № АСС-13-007874) на срок до 07.10.2012 на право осуществления перевозок пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Подпунктами "б" и "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 17 указанного Закона находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства подлежат обязательному государственному техническому осмотру.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880), легковые автомобили, используемые для перевозки пассажиров на коммерческой основе, автобусы и грузовые автомобили, оборудованные для систематической перевозки людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме места водителя), транспортные средства и прицепы к ним для перевозки опасных грузов подлежат государственному техническому осмотру каждые 6 месяцев.
Проверкой установлено отсутствие у предпринимателя Папояна К.Э. документов, подтверждающих прохождение в установленные сроки государственного технического осмотра автобуса ГАЗ-322132 № АЕ 769/13.
Указанное обстоятельство предпринимателем не оспаривается.
В силу пункта 5.3. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утверждено Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 №2), при перевозках на городских и пригородных маршрутах количество пассажиров в автобусе не должно превышать их предельной вместимости, указанной в технической характеристике автобуса данной марки, а при перевозках на междугородных, горных, туристско - экскурсионных маршрутах, разовых перевозках (в том числе перевозках детей) - числа мест для сидения.
Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090), установлен прямой запрет на эксплуатацию автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению), в частности – транспортные средства, в конструкцию которых внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации (пункт 7.18 Перечня).
В соответствии с пунктом 12 указанных Основных положений, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения.
Свидетельство о регистрации транспортного средства 13 СЕ 115757 содержит указание на то, что количество посадочных мест автобуса ГАЗ-322132 государственный № АЕ 769/13 равно 13.
Факт оборудования указанного автобуса дополнительными местами (общее количество мест – 15) в ходе проверки установлен и предпринимателем не оспаривается.
Ссылка заявителя на нарушение ответчиком пункта 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112) также признана судом обоснованной.
Согласно пункту 37 Правил, внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Отсутствие информации, предусмотренной подпунктами на принадлежащем предпринимателю ГАЗ-322132 государственный номер АА142/13 установлено в ходе проведения проверки и предпринимателем не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах прокурором Ленинского района Республики Мордовия сделан обоснованный вывод о том, что действия (бездействие) предпринимателя Папояна К.Э. образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Формы вины физических лиц содержатся в статье 2.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае суд пришел к выводу, что при осуществлении предпринимательской деятельности Папоян К.Э. был обязан знать и соблюдать требования нормативных документов в области регулирования перевозочной деятельности, то есть имел возможность не нарушать требования законодательства в указанной сфере, однако Предприниматель не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению данной обязанности.
Наличие возможности не нарушать требования законодательства и непринятие соответствующих мер предпринимателем Папояном К.Э. характеризует вину ответчика в форме неосторожности.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что у ответчика имелась правовая и реальная возможность исключить нарушение законодательства в области перевозок пассажиров автомобильным транспортом, а потому считает доказанным факт виновности предпринимателя Папояна К.Э. во вменяемом ему правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено заявителем в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Учитывая неоднократность совершения вменяемого предпринимателю правонарушения (решения Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-4618/2010 от 10.12.2010 и по делу №А39-523/2011 от 24.03.2011), суд считает необходимым назначить предпринимателю Папояну К.Э. наказание в виде взыскания административного штрафа в размере 3400 руб.
Руководствуясь частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление прокурора Ленинского района г.Саранска удовлетворить (место нахождения прокуратуры Ленинского района г.Саранска: Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Кирова, д.54"а").
Привлечь индивидуального предпринимателя Папояна Камо Эдвардовича, 03.06.1969 года рождения, место рождения – пос. Каракерт, Талинского района Республики Армения, (ОГРНИП 304132734100022), место проживания: Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Кривозерье, ул.Ленина, д.40 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 3 400 руб.
Предложить индивидуальному предпринимателю Папояну Камо Эдвардовичу уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
- наименование получателя – УФК по РМ (Прокуратура Республики Мордовия);
- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя – ГРКЦ Национального банка РМ Банка России г.Саранск; БИК - 048952001;ОКАТО – 89401000000; ИНН – 1326049148;
- КПП – 132601001; КБК – 415 116 90040 04 0000 140;
- в графе "Назначение платежа" указывается – "Штраф" и номер данного дела.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья В.Н.Савочкин