Дело № 2-1415/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2016 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Собецкой А.В., при секретаре Субухановой Ю.А., с участием прокурора Исцелемовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 к Правительству ФИО10 и Территориальному управлению Министерства социального развития ФИО11 о предоставлении жилого помещения,
У с т а н о в и л:
Лысьвенский городской прокурор обратился в суд с иском к Правительству ФИО12 и Территориальному управлению Министерства социального развития по ФИО13 в защиту жилищных прав ФИО2 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец обладает статусом лица из числа детей-сирот, поскольку его родители были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 по письменному заявлению был включен в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на получение по договору найма специализированного жилого помещения. Согласно Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законам Пермского края «О специализированном жилищном фонде Пермского края» и «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» истцу после включения его в соответствующий список Правительством ФИО15 должно быть предоставлено жилье из специализированного жилищного фонда. Однако, жилым помещением истец не обеспечен до настоящего времени. Просит возложить братился в суд с иском в защиту жилищных прав обязанность предоставить на Правительство ФИО16 обязанность предоставить ФИО2 по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 требования к Правительству ФИО17 поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Истец ФИО5 в судебное заседание не явился.
Представители Территориального управления Министерства социального развития по ФИО19 и Правительства ФИО20 в судебное заседание не явились, в письменном отзыве заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, по существу заявленных требований не возражают.
Представители ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда ФИО21», Министерство социального развития ФИО18 в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как указано в частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются ФИО7 и ФИО8 (л.д. 15).
Решениями Лысьвенского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 и ФИО7 были лишены родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 16,17).
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18) ФИО5 передан на попечительство ФИО9
ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии при администрации ФИО22 ФИО5 включен в список нуждающихся в жилом помещении (л.д.21).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в территориальный орган Минсоцразвития ФИО23 с заявлением о предоставлении жилья (л.д. 16). Решением комиссии по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 включен в список детей-сирот и детей? оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении специализированного жилищного фонда (л.д. 24).
По сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ГУП «ЦТИ» (л.д.27-35) ФИО5, его родители в собственности и найме жилья не имеют.
Из данных паспорта и адресной справки, ФИО5 зарегистрирован по <адрес> Жилое помещение по указанному адресу принадлежит на праве собственности иным лицам <данные изъяты>, которые членами семьи ФИО2 не являются, право пользования данным жилым помещением наравне с собственниками он не приоберл.
Таким образом, установлено, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг восемнадцатилетнего возраста, по окончании учебного заведения обратился с письменным заявлением в территориальный орган Минсоцразвития и был включен в список на получение жилья, при этом, иного жилого помещения не имеет. Следовательно, истец вправе рассчитывать на своевременное получение жилья по договору найма жилого помещения из специализированного жилищного фонда. Однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
С учетом данных обстоятельств, требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения являются обоснованными.
Доводы представителя Министерства социального развития ФИО24 о том, что жилое помещение ФИО2 может быть предоставлено только в порядке очередности, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в законную силу с 1 января 2013 года, внесены изменения в Федеральный Закон N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и Жилищный Кодекс РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди.
Однако, ни положения Жилищного кодекса РФ, ни указанный Федеральный закон не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности. Ни Федеральным Законом, ни Законом Пермской области от 29.12.2004 г. №1939-419 (в ред. От 08.12.2013 г.) не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
Таким образом, суд считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено с момента возникновения такого права в порядке, установленном действующим законодательством. Данное право у ФИО2 возникло с момента освобождения из мест лишения свободы.
Также суд считает, что являются обоснованными требования прокурора о возложении обязанности по предоставлению ФИО2 специализированного жилого помещения на Правительство ФИО25 как на постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти ФИО26.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14 декабря 2012 года N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес>.
Постановлением Правительства ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда.
При этом данный Порядок фактически конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление специализированных жилых помещений, не определяет.
Государственное казенное учреждение ФИО28 "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>" в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
В соответствии с частью 6 статьи 6 данного Закона формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту - список), осуществляется органом исполнительной власти <данные изъяты>, уполномоченным на предоставление социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по форме, утвержденной нормативным правовым актом Правительства ФИО29.
Таким образом, суд считает, что обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство ФИО30 как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.
Более того, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на Правительство ПК обязанности предоставить ФИО2 жилого помещения на территории Пермского края по следующим основаниям.
В силу п. 1.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановление Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В силу п. 1.3 указанного Порядка в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Как установлено в судебном заседании в соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории г. Лысьвы планировалось в ДД.ММ.ГГГГ. Однако в связи с судебными разбирательствами по поводу установления права собственности сдача указанных объектов перенесена на более позднее время. Жилые помещения в построенных домах предварительно распределены между детьми-сиротами и лицами из их числа.
С учетом данных обстоятельств, суд считает, что в соответствии с утвержденным Порядком жилое помещение должно быть предоставлено ФИО2 на территории субъекта федерации в случае невозможности предоставления жилого помещения на территории Лысьвенского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысьвенского городского прокурора в интересах ФИО2 удовлетворить.
Возложить на Правительство ФИО31 обязанность предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца.
Судья: