Дело №2-1490/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 15 апреля 2016г. в г. Ухте гражданское дело по заявлению Потапова А.А. к Федеральному казенному учреждению ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Потапов А.А., отбывающий наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республики Коми, обратился в Ухтинский городской суд с исковым заявлением, указав в обоснование исковых требований, что в период отбывания наказания в ИК-8 по прибытию он не был обеспечен вещевым довольствием в полном объеме. На момент прибытия 03.07.2014г. ему была выдана только 1 пара сапог, летняя обувь по сезону ему не была выдана, также не была выдана зимняя обувь, в результате весь зимний период он проходил в «демисезонной обуви». Действиями ответчика истцу причинен моральный вред. Истец просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 300 000 руб.
14.03.2016г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми.
Истец Потапов А.А. на удовлетворении исковых требований настаивает. Суду пояснил, что в результате действий администрации ИК-8 ему причинены нравственные страдания.
Представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по РК с требованиями заявителя не согласилась.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Коми в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве не согласен с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
Согласно п. 4 ст. 82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 2 и ч. 3 ст. 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции РФ от 03.12.2013г. №216 утверждены нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы.
Вещевое довольствие, изготовленное по утвержденной нормативно-технической документации, выдается осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся в следственных изоляторах, в готовом виде. Сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке. В случае преждевременного износа одежды и обуви или утраты вещевого довольствия осужденными к лишению свободы и лицами, содержащимися в следственных изоляторах, новые предметы выдаются им по распоряжению руководителя учреждения на основании их письменных заявлений. С согласия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, им могут выдаваться бывшие в употреблении предметы одежды, пригодные к дальнейшей эксплуатации, с возмещением их остаточной стоимости (Приложение №3 к приказу №216).
Приложением №1 предусмотрено, что осужденным-мужчинам, отбывающим уголовное наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, выдаются ботинки комбинированные, полуботинки летние, сапоги мужские комбинированные зимние. При этом описание обуви предусмотрено приложением №4 к приказу №216.
Суд обращает внимание, что приказом Минюста России от 03 декабря 2013 года №216 (далее - Приказ) утверждены нормы вещевого довольствия семнадцати новых изделий, а также шестнадцати видов изделий, доработанных по конструкции и применяемым материалам. Норма №1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, также предусматривает введение новых изделий.
Приказом утвержден порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах (приложение №3). В соответствии с п. 10 названного Порядка вновь введенные предметы одежды, обуви, постельных принадлежностей и мягкого инвентаря выдаются по мере их поступления после полного израсходования запасов аналогичных предметов вещевого имущества прежней конструкции.
Сроков, ограничивающих выдачу вновь введенных предметов одежды, не установлено.
Материалами дела подтверждается, что Потапов А.А. осужден к лишению свободы приговором суда, в учреждение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми прибыл 03.07.2014г.
При прибытии в ИК-8 (г. Ухта) осужденному Потапову А.А. были выданы предметы вещевого довольствия, в том числе сапоги (1 пара), портянки (2 пары), что подтверждается сведениями лицевого счета №П-352.
05.01.2015г. Потапову А.А. выданы валенки, а 15.10.2015г. – сапоги зимние.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о соответствии вещевого обеспечения Потапова А.А. установленным нормам, и отсутствии нарушения его личных неимущественных прав.
В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
По материалам дела предметы вещевого довольствия по установленным нормам заявителю были выданы.
При таких обстоятельствах именно истцу следует доказать, что предметы вещевого довольствия, выданные ему в июле 2014 года, не обеспечивали нормальный температурный режим, оказывая негативное воздействие на его здоровье или нормальный жизненный уровень, что сделано не было.
В нарушение требований ст. 56, ст. 57 ГПК РФ доказательства, которые свидетельствовали бы о том, что выданные истцу предметы вещевого довольствия фактически не обеспечивали охрану здоровья или нормальный жизненный уровень в условиях временного водворения в специальные помещения, суду не представлены.
Наличие признаков бесчеловечного обращения из материалов дела также не усматривается.
Доказательства нуждаемости в особом вещевом довольствии по медицинским показаниям истец не представил. Поэтому даже признание судом незаконным отсутствия выдачи валенок истцу в 2014г. само по себе не означает констатацию нарушения его личных неимущественных прав, включая право на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований, суд также полагает, что установление факта пропуска без уважительных причин указанного в ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, исходя из положений ст. 152, ст. 198, ст. 256 ГПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исходя из положений действующей в период возникновения спорных правоотношений ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Указанный срок обращения в суд также распространяется на требования о взыскании компенсации морального вреда, вытекающего из нарушения прав действиями (решениями) должностных лиц органа государственной власти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994г № 10 (в ред. от 25.10.1996г. №10, от 15.01.1998г. №1, от 06.02.2007г. №6) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. Как указано выше, предметы вещевого довольствия при прибытии в ИК-8 были выданы истцу 03.07.2014г., тогда как в суд с соответствующим исковым заявлением он обратился только 15.02.2016г. (то есть спустя один год и 7 месяцев) с момента нарушения его права.
Суд также учитывает, что действия (бездействия) администрации ИК-8 в данной части незаконными не признавались, соответствующее судебное постановление по данным обстоятельствам не выносилось.
При таких обстоятельствах правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Потапова А.А. к Федеральному казенному учреждению ИК-8 УФСИН России по Республике Коми и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (полный текст – 20 апреля 2016г.).
Судья В.И. Утянский