Решение по делу № 2а-1698/2017 от 21.06.2017

Дело № 2а-1698/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ступино Московской области 13 сентября 2017 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Струковой П.С., при секретаре Сухомлиновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Ступино Московской области к Гршаевой Людмиле Алексеевне о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Ступино Московской области обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Гришаевой Л.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в сумме 137 155 рублей 21 копеек (налог – 121 299,36 рублей, пени – 15 855,85 рублей).

Свои требования административный истец обосновывает тем, что административный ответчик Гришаева Л.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 06.07.2004 года и прекратил предпринимательскую деятельность 02.08.2016 года. За время ведения предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности по уплате страховых взносов в бюджеты. Страховые взносы административным ответчиком не уплачены за 2014 год.

Представитель административного истца ИФНС России по г. Ступино Московской области в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства административный истец был извещён надлежащим образом, в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть административное дело в отсутствие его представителя.

Административный ответчик Гришаева Л.А. в судебном заседании не явилась, представила ходатайство об отложении, мотивировав его невозможностью явки, при этом, не привела уважительности причин.

Представитель заинтересованного лица ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, о его проведении извещен.

Суд, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Исходя из положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с 01.01.2017 года на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В силу ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 приведенного Федерального закона данная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

Тариф страхового взноса в Пенсионный фонд РФ составляет 26 процентов, в Фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента (ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ).

Частью 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Согласно ст. 25 названного Федерального закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в период с 06.07.2004 года по 02.08.2016 года административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В отношении административного ответчика Гришаевой Л.А. выявлено неисполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год.

Размер недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составил 121 299,36 рублей.

Обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнена, в связи с чем органом контроля за уплатой страховых взносов было произведено начисление пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 15 855,85 рублей.

Согласно заявлению, квитанции об оплате государственной пошлины от 26.07.2016 года, расписки в получении документов, Гришаева Л.А. 26.07.2016 года, обратилась с заявлением о прекращении деятельности в налоговый орган.

Доказательств об обращении Гришаевой Л.А. в налоговый орган с заявлением о прекращении деятельности, ранее, суду не представлено.

На основании ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ в адрес административного ответчика органом контроля за уплатой страховых взносов – ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области было направлено требование № 060S01160303171 от 30.05.2016 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов; предоставлен срок для добровольного исполнения до 22.06.2016 года (л. д. 7-8).

В установленный срок Гришаева Л.А. возложенную на нее обязанность в добровольном порядке не исполнила, в связи с чем ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № 25 по г. Москве и Московской области в пределах сроков, установленных ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ, обратилось к мировому судье судебного участка № 315 Ступинского судебного района Московской области с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены 26.12.2016 года – 21.06.2017 налоговый орган обратился в суд с данным административным исковым заявлением.

Суд, проверив представленные административным истцом расчёты задолженности по страховым взносам, пени, порядок и сроки направления требования, сроки обращения в суд, приходит к выводу о наличии у административного ответчика обязанности по уплате страховых взносов.

Учитывая, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы, однако данная обязанность административным ответчиком не исполнена, страховые взносы не оплачены в добровольном порядке, сведений и доказательств, позволяющих освободить административного ответчика от уплаты взносов не представлено, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из положений Федеральных законов № 167-ФЗ от 15.12.2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и № 212-ФЗ от 24.07.2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования», обязанность по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в РФ путем создания систем обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.

Законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года № 621-О-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т. п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Учитывая, что административный истец в силу закона освобождён от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3943 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Ступино Московской области к Гришаевой Людмиле Алексеевне удовлетворить.

Взыскать с Гришаевой Людмилы Алексеевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес>

Взыскать с Гришаевой Людмилы Алексеевны, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> государственную пошлину в сумме 3 943 (три тысячи девятьсот сорок три) рубля в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья      П.С. Струкова

2а-1698/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Ступино Московской области
Ответчики
Гришаева Л.А.
Другие
ГУ УПФ РФ № 25 по г. Москве и Московской области
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
stupino.mo.sudrf.ru
21.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
22.06.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
22.06.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2017[Адм.] Судебное заседание
08.08.2017[Адм.] Судебное заседание
15.08.2017[Адм.] Судебное заседание
21.08.2017[Адм.] Судебное заседание
31.08.2017[Адм.] Судебное заседание
07.09.2017[Адм.] Судебное заседание
13.10.2017[Адм.] Судебное заседание
13.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее