Решение по делу № 2-475/2012 ~ М-444/2012 от 07.08.2012

                                                              РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский                                                                                    13 сентября 2012 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Протасовой Л.В.,

с участием заявителей Сурских В.И. и Сурских Н.А.,

представителя заявителей Силина А.К.,

представителя заинтересованного лица, администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области, главы администрации Муратовой В.Н.,

при секретаре Маковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сурских Владимира Ивановича и Сурских Нины Абулфасовны об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц администрации Грибановского района Воронежской области и восстановлении срока для подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами,

УСТАНОВИЛ:

Сурских Владимир Иванович и Сурских Нина Абулфасовна обратились в суд с заявлением, в котором, с учетом внесенных в ходе рассмотрения дела и принятых судом уточнений, просили:

- опризнании незаконными действий (бездействий) должностных лиц администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившихся в не передаче сведений о них в территориальный орган Управления Федеральной миграционной службы для установления статуса вынужденных переселенцев;

- о восстановлении срокадля подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Заявленные требования аргументировали следующим.

В феврале 1993 года, в связи с обострением межнациональных отношений и наличием реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной принадлежности, мигрировали из Абхазии в Россию, в Грибановский район Воронежской области.

По прибытии в Грибановский район обратились в районную администрацию в отдел по труду и занятости населения с заявлением о признании их вынужденными переселенцами и представили необходимые для этого документы. Спустя около месяца им было выдано удостоверение , датированное ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Н.Поповым и заверенное печатью отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области. В бланке удостоверения было указано, что Сурских Владимир Иванович и его семья являются вынужденными переселенцами. Сурских Нина Абулфасовна была указана на второй странице удостоверения в качестве супруги. На ее имя отдельного самостоятельного удостоверения не выдавалось. При этом было разъяснено что, для подтверждения статуса вынужденного переселенца Сурских Н.А. достаточно того, что она поименована как член семьи в его удостоверении.

Они считали, что статус вынужденных переселенцев оформлен надлежащим образом, они имеют право пользоваться мерами поддержки и гарантиями, предусмотренными для лиц данной категории.

В июле 2012 года они обратились в УФМС Грибановского района, желая воспользоваться государственной поддержкой в приобретении жилья и узнали, что сведений о них, как о вынужденных переселенцах в УФМС не имеется и не имелось.

Лишь после этого они выяснили, что 28 апреля 1993 года (в день выдачи им удостоверения вынужденного переселенца), в силу Постановления Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 394 «Об изменении и признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ», полномочия по выдаче удостоверений переселенца были выведены из компетенции органов по труду и занятости и в полном объеме перешли к ФМС России.

В судебном заседании Сурских свои требования поддержали, подтвердили указанные в заявлении обстоятельства.

Представитель Сурских Силин А.К. полагал, что причину не обращения Сурских непосредственно в УФМС в годичный срок нельзя не считать уважительной. Срок подачи ходатайства они пропустили по независящим от них обстоятельствам, в силу того, что незаконными действиями должностных лиц были введены в заблуждение. О том, что эти действия препятствуют получению предусмотренных законодательством о вынужденных переселенцев гарантий, Сурских узнали лишь в июне 2012 года. В силу произошедших 28 апреля 1993 года изменений нормативной базы сотрудники администрации не должны были самостоятельно разрешать ходатайство о признании заявителей вынужденными переселенцами, а обязаны были передать его на рассмотрение ФМС, либо разъяснить Сурских право обращения в этот орган. Сейчас невозможно установить умышленно ли работники отдела по труду и занятости вышли за пределы своих полномочий, или сделали это в силу некомпетентности и незнания нормативных актов, но в любом случае это не должно отражаться не правах граждан.

Представитель администрации Грибановского района Труфанова Е.А. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании от 31 августа 2012 года пояснила, что отдел по труду и занятости населения существовал в структуре администрации Грибановского района, там работал Н.Попов. В настоящее время отдел упразднен и какой-либо документации, связанной с его деятельностью не сохранилось. Исковые требования о признании действий администрации незаконными не признает, решение вопроса о восстановлении срока обращения в УФМС с ходатайством о признании вынужденными переселенцами оставляет на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица УФМС по Грибановскому району Воронежской области Кулакова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании от 31 августа 2012 года, Кулакова Н.А. пояснила, что заявители на учёте УФМС в качестве вынужденных переселенцев никогда не состояли и не состоят. Действительно Сурских В.И. в июне-июле 2012 года обращался в УФМС за разъяснениями о возможностях получения мер социальной поддержки вынужденных переселенцев в вопросах обеспечения жильём. Ему было сообщено, что с точки зрения действующего законодательства он статуса вынужденного переселенца не имеет. Просит в удовлетворении заявления отказать

Представитель заинтересованного лица УФМС России по Воронежской области Меляков В.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные возражения уточненным требованиям. Просит в удовлетворении заявления Сурских В.И. И Сурских Н.А. отказать.

Представитель заинтересованного лица, администрации Большеалабухского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области Муратова В.Н. пояснила, что Сурских В.И. и Сурских Н.А. зарегистрированы на территории сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются записи в учётной книге по регистрации граждан за 1993 год под номерами 61-62. Заявители были зарегистрированы в посёлке Верхний Затон. Она также как и заявители до июня 2012 года полагала, что выданное им удостоверение вынужденных переселенцев действительно, и Сурских имеют этот статус на законных основаниях. В поселковой администрации было сформировано и велось дело в отношении Сурских с целью предоставления им помощи в жилищных проблемах. В рамках дела производились запросы в регистрирующие органы о наличии права на объекты недвижимости, собирались сведения о составе семьи и т.д. Лишь в июне 2012 года кто-то из специалистов районной администрации сообщил, что в УФМС в удостоверении необходимо поставить отметку о продлении статуса переселенца. Только тогда выяснилось, что в УФМС Сурских как вынужденные переселенцы не числятся. Считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав представленные доказательства, суд полагает, заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со п.1 ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем является - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Пункт 4 той же статьи устанавливает, что вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Согласно положений п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства.

В силу ст. 3 того же Закона, лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

Из совокупности из данных норм следует, что ходатайство о признании вынужденным переселенцем может быть подано в течение двенадцати месяцев с момента выбытия с места жительства, а позже - лишь при наличии на то уважительных причин для пропуска указанного срока.

Как установлено в судебном заседании, прибыв в начале 1993 года в Грибановский район Воронежской области, заявители для установления статуса вынужденных переселенцев обратились в отдел по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости населения РФ» и утвержденного им Положением, проблемы вынужденных переселенцев были отнесены к компетенции Комитета по делам миграции населения при министерстве труда и занятости населения РФ.

Таким образом, Сурских В.И. и Сурских Н.А. обратились с ходатайством в надлежащий орган, уполномоченный на момент обращения на решение вопросов, связанных с вынужденными переселенцами.

Однако ДД.ММ.ГГГГ начало действовать постановление Совета министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении и признании утратившим силу некоторых решений Правительства РФ», которым постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу. Вопросы, связанные с установлении статуса вынужденных переселенцев, выбыли из компетенции отделов по труду и занятости населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ организация учета и регистрации беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение защиты прав и социальных гарантий мигрантов; осуществление, совместно с федеральными органами исполнительной власти, контроля за реализацией законодательства по проблемам миграции и т.д. вменены в обязанность ФМС России.

Но, несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ должностные лица отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области не передали ходатайство Сурских в ФМС России, а за пределами своих полномочий выдали удостоверение вынужденного переселенца на имя Сурских В.И., членом семьи которого указав Сурских Н.А..

В силу п. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Потому, суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований. Полагает, что следует признать незаконными действия должностных лиц отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского района Воронежской области, выразившиеся в не передаче сведений о Сурских, лицах претендующих на признание вынужденными переселенцами, в компетентный орган (УФМС России), а кроме того, признать незаконной выдачу удостоверения вынужденного переселенца.

Указанными незаконными действиями заявители были введены в заблуждение. Они были уверены, что приобрели статус вынужденных переселенцев, предприняв для этого все необходимые меры. Именно поэтому Сурских своевременно не подали ходатайство о признании вынужденными переселенцами в УФМС. При таких обстоятельствах причину пропуска срока следует признать уважительной, а срок для обращения в УФМС восстановить.

Доводы, приведенные в письменном возражении УФМС о пропуске срока исковой давности, суд считает не состоятельными. Исследованными доказательствами и материалами дела подтверждается, что о нарушении своих прав обжалуемыми действиями заявители узнали не ранее июня 2012 года, а следовательно обратились в суд в пределах предусмотренного трехмесячного срока. Кроме того, право обращения с ходатайством о применении последствий пропуска срока исковой давности предоставлено стороне в споре, а УФМС России по Воронежской области ею не является, имеет процессуальный статус заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

                                РЕШИЛ:

Заявление Сурских Владимира Ивановича и Сурских Нины Абулфасовны удовлетворить.

Признать незаконными действия должностных лиц отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выразившиеся в не передаче сведений о Сурских Владимире Ивановиче и Сурских Нине Абулфасовне, лицах претендующих на признание вынужденными переселенцами, в компетентный орган Управления федеральной миграционной службы России по Воронежской области.

Признать удостоверение -С00150, датированное ДД.ММ.ГГГГ, подписанное Н.Поповым и заверенное печатью отдела по труду и занятости населения администрации Грибановского муниципального района Воронежской области, выданное на имя Сурских Владимира Ивановича незаконным и восстановить срок Сурских Владимиру Ивановичу и Сурских Нине Абулфасовне для подачи ходатайства о признании вынужденными переселенцами в Управление федеральной миграционной службы России по Грибановскому району Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

                                                            Мотивированное решение изготовлено

                                                                       17 сентября 2012 года

Председательствующий:                                                                Л.В. ПРОТАСОВА.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

2-475/2012 ~ М-444/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сурских Нина Абулфасовна
Сурских Владимир Иванович
Ответчики
Администрация грибановского мунципального района
Другие
УФСМС по Грибановскому району
Большеалабухское сельское поселение
Суд
Грибановский районный суд
Судья
Протасова Л.В.
07.08.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2012[И] Передача материалов судье
17.08.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2012[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2012[И] Судебное заседание
31.08.2012[И] Судебное заседание
13.09.2012[И] Судебное заседание
02.10.2012[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2012[И] Дело оформлено
05.02.2013[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее