Решение
именем Российской Федерации
14 июля 2015 года Первоуральский городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего Карапетян Е.В.
при секретаре Ошурковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Валерия Алексеевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России по городу Первоуральску Свердловской области о взыскании недополученной пенсии и обязании выплачивать пенсию в повышенном размере,
установил:
Степанов В.А. является получателем пенсии по старости, которая была назначена ему на основании ст.10 Федерального закона № 340 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР» в размере <данные изъяты>.
С 01.01.2002 осуществлен переход на новый закон ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия по старости на общих основаниях ст.7.1., размер пенсии составил <данные изъяты>. На 01.01.2002 страховой стаж истца составил 36 лет 01 месяц 26 дней. Для назначения пенсии учтен заработок за период с 01.04.1994 по 30.09.1998, который предоставлен Степановым В.А. при назначении пенсии. Отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной платы по стране в РФ на тот период составило 1,007. С учетом производимых перерасчетов, индексаций с учетом валоризации, сумма пенсии Степанову В.А. на 01.04.2014 составила <данные изъяты>. Считая, что размер пенсии определен неверно, 02.10.2014 Степанов В.А. обратился в Прокуратуру города Первоуральска с заявлением о несогласии с размером пенсии в период август-сентябрь 2014 года. Получив ответ из Прокуратуры, Степанов В.А. считает, что пенсия выплачиваемая ему фактически занижена и недоплата составила за август 2014 года <данные изъяты>., которая подлежит взысканию с ответчика. Кроме того, с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> за период с сентября 2014 года по январь 2015 года. Ежемесячная пенсия, подлежащая выплате в пользу истца, должна составлять <данные изъяты>.
В ходе судебного заседания истец Степанов В.А. и его представитель Гончарова Е.И. на заявленных требованиях настаивают в полном объеме.
Представитель истца Гончарова Е.И. суду пояснила, что в соответствии с ответом Прокуратуры, который имел место в августе 2014 года, истцу с учетом суммы корректировки страховых отчислений за предыдущий отработанный год, пенсия должна составлять <данные изъяты>. Сумма увеличения пенсии составила <данные изъяты>., сумма пенсии с 01.08.2014 – <данные изъяты>. Кроме того, в августе 2014 года произведена единовременная доплата пенсии за период с 01.07.2010 по 31.07.2011 в сумме <данные изъяты>. С 01.07.2010 по заявлению истца был произведен перерасчет по ст.17.3 ФЗ № 173 от 17.12.2001, но в сумму страховых отчислений, по которым производится перерасчет, по техническим причинам была включена сумма страховых отчислений за первое полугодие 2010 года не в полном объеме, так как не учтена сумма <данные изъяты>. Только с 01.07.2010 с учетом этой суммы, пересмотрен размер пенсии, увеличение пенсии составило <данные изъяты>. Начиная с 01.07.2010 по 31.01.2011 с учетом индексации вышеуказанной суммы, увеличение произошло на <данные изъяты>., и в период с 01.02.2011 по 31.07.2011 общая сумма доплаты составила <данные изъяты>., которая выплачена истцу в августе 2014 года. Весь расчет заниженного размера пенсии представлен в исковом заявлении. Пенсию за август 2014 года, которая указана в ответе Прокуратуры <данные изъяты> Степанов В.А. не получал. Фактически им получена сумма <данные изъяты>., из которых пенсия за август <данные изъяты> (трудовая пенсия с учетом перерасчета за период с 01.07.2010 по 31.07.2011 в соответствии с п.5 ст.17 закона № 173-ФЗ от 17.12.2001). Все это можно проследить по квитанциям, которые выданы истцу отделением связи, через которое выплачивается Степанову В.А. пенсия. Требования на которых настаивает истец это <данные изъяты> размер недополученной пенсии в августе 2014 года, а также сумма <данные изъяты> - это размер недополученной пенсии с сентября 2014 года по январь 2015 года по <данные изъяты> за 5 месяцев.
Требование в части определить размер выплачиваемой пенсии <данные изъяты> в настоящее время не актуально, так как Степанов В.А. получает пенсию в большем размере <данные изъяты>.
Истец Степанов В.А. доводы своего представителя в ходе судебного заседания поддержал, считает, что часть пенсии за оспариваемый период ему не доплачена. Он является получателем пенсии с момента достижения возраста 60 лет. В 2014 году в связи с возникшими сомнениями, так как в Пенсионном фонде он не смог получить надлежащего ответа, он обратился в Прокуратуру, которая провела проверку. Получив ответ из Прокуратуры, он считает, что размер его пенсии занижен, так как в ответе указано, что в августе 2014 года ему выплачена пенсия с учетом суммы корректировки страховых отчислений за предыдущий отработанный год <данные изъяты>. Однако, эту сумму он не получал, сумма недоплаты составила <данные изъяты>. Кроме того, имеет место недоплата за период с сентября 2014 по январь 2015 года в размере <данные изъяты>. В настоящее время размер его пенсии <данные изъяты>, которую он получает через отделение Почты России. Ежемесячно при получении пенсии ему выдается квитанция. Ознакомившись с данным документом, он обнаружил, что доводы ответа Прокуратуры подтверждены. Согласно квитанции за август 2014 года сумма <данные изъяты> это сумма не только полученной пенсии, но и пересчитанных страховых взносов.
Представитель ответчика Новикова Е.С., исковые требования не признала в полном объеме, изложив свои доводы в отзыве, который приобщен к материалам гражданского дела. По сущетсву иска представитель пояснила, что трудовая пенсия по старости назначена Степанову В.А. в соответствии со ст. 10 закона № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РСФСР» в размере <данные изъяты>. С 01.01.2002 г. осуществлен переход на новое законодательство (Федеральный закон № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ»), размер пенсии составил <данные изъяты>. С 01.07.2010 Степанову В.А. по его заявлению был произведен перерасчет пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 173-Ф3 по страховым взносам. Однако сумма страховых взносов за первое полугодие по техническим причинам учтена не полностью (не учтена сумма <данные изъяты>) и в период с 01.07.2010 по 31.07.2011 г. пенсия выплачивалась без учета вышеуказанной суммы страховых взносов. В дальнейшем с 01.08.2011 г. пенсия выплачивалась в размере с учетом вышеуказанной суммы. Невыплаченная сумма пенсии была начислена и выплачена только в августе 2014 г. в сумме <данные изъяты> (за период с 01.07.2010 г. по 31.01.2011 г. по <данные изъяты> и за период с 01.02.2011 по 31.07.2011 г. по <данные изъяты> ежемесячно). Кроме того, в августе 2014 г. пенсия Степанову В.А. выплачена с учетом корректировки по страховым взносам за предыдущий отработанный год. Сумма страховых взносов, учтенная в расчетном пенсионном капитале — <данные изъяты>. Данная сумма делится на ожидаемый период выплат, который для Степанова В.А. в 2014 году составил 156 месяцев. Итого сумма увеличения пенсии в августе 2014 года составила <данные изъяты> с учетом увеличения по страховым взносам - <данные изъяты> 17.09.2014 года Степанов В.А. обращался на прием в УПФР в городе Первоуральске, где ему были даны подробные объяснения по поводу пенсионных выплат в августе 2014 года. Не согласившись с объяснениями специалиста УПФР, Степанов В.А. обратился с жалобой в прокуратуру г. Первоуральска. Прокурором города проведена проверка, в ходе которой нарушений пенсионного законодательства в действиях Управления не выявлено, о чем Степанову В.А. дан подробный ответ.
В последнее судебное заседание представитель ответчика не явился.
Выслушав представителей сторон, истца Степанова В.А., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Степанов В.А. является получателем пенсии по старости, которая была назначена ему на основании ст.10 Федерального закона № 340 от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в РСФСР», размер пенсии при назначении составил <данные изъяты>
С 01.01.2002 осуществлен переход на новый закон ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обращаясь в суд с иском, суд рассматривает требования исходя из даты обращения в Управление пенсионного фонда РФ в г. Первоуральске и даты оспариваемых периодов августа 2014 г., а также сентябрь 2014 г. – январь 2015 г., когда действовал ФЗ №-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».Начиная с 2015 года изменился и порядок оценки пенсионных прав. Оценка пенсионных прав за периоды до 2015 года проводится на основе Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а расчеты за периоды после 2015 года проводятся по новым правилам - на основе Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Трудовая пенсия по старости назначается лицу по достижении установленного законом возраста (согласно ст. 7 Закона N 173-ФЗ пенсионный возраст в России для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет) и состоит из накопительной и страховой частей (п. 25 ст. 14 Закона N 173-ФЗ).
Как установлено в ходе судебного заседания Степанов В.А. является получателем пенсии с момента достижения пенсионного возраста с 01.10.1998. Находясь на пенсии, он продолжает работать, что подтверждается представленной копией трудовой книжки и выпиской из индивидуального лицевого счета, а также сведениями об уплаченных страховых взносах.
В соответствии с положениями ст. 17 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия подлежит перерасчету, корректировке и индексации..
Перерасчет пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда РФ в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Перерасчет (корректировка) накопительной части трудовой пенсии гражданина производится без истребования от него заявления ежегодно с 1 августа, исходя из суммы дополнительных пенсионных накоплений.
Страховая часть пенсии подлежит перерасчету после наступления обстоятельств, влекущих ее перерасчет, по заявлению пенсионера. Перерасчет пенсии работающему пенсионеру производится также по его требованию, но не ранее чем по истечении 12 полных месяцев с момента назначения пенсии или ее последнего перерасчета.
Страховая часть пенсии, согласно п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ, состоит из фиксированного базового размера, который устанавливается законодательно, и суммы пенсионного капитала, в которую непосредственно входит сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ (ст. 29.1 Закона N 173-ФЗ).
Основаниями для перерасчета страховой части пенсии являются:
- достижение пенсионером возраста 80 лет;
- изменение группы инвалидности;
- изменение количества нетрудоспособных членов семьи;
- приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях;
- а также другие случаи, предусмотренные ст. 17 Закона N 173-ФЗ, перечень которых не является закрытым.
Перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 173-ФЗ производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ, назначившим пенсию, которое рассматривается не позднее чем через 5 дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми подтверждающими документами.
Говоря о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии, имеется ввиду именно возникновение (наличие) таких обстоятельств, влекущих ее перерасчет. Страховая часть пенсии может быть пересчитана путем корректировки (п. 5 ст. 17 Закона N 173-ФЗ) и индексации (п. 6 ст. 17 Закона N 173-ФЗ).
В случае если пенсионер, выйдя на пенсию, продолжает работать, он имеет право на ежегодный перерасчет размера страховой части трудовой пенсии. Как установлено в п. 3 ст. 17 Закона N 173-ФЗ, он осуществляется не ранее чем через полных 12 месяцев со дня назначения пенсии либо предыдущего перерасчета по заявлению работающего пенсионера.
Например, если лицо работает и получает пенсию 6 месяцев, а работодатель в этот период увеличил размер заработной платы, то работник вправе обратиться в пенсионный орган за перерасчетом пенсии, но сделать это можно не ранее чем через 1 год после ее назначения.
Перерасчет страховой части трудовой пенсии производится в соответствии со ст. 20 Закона N 173-ФЗ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (ее страховой части).
Накопительная же часть трудовой пенсии по старости - это сумма пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета пенсионера (п. 23 ст. 14 Закона N 173-ФЗ). Ее повышение происходит в виде корректировки (п. 8 ст. 17 Закона N 173-ФЗ), которая производится ежегодно с 1 августа исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и других средств, направленных на ее формирование, которые не были учтены при назначении или предыдущей корректировке пенсии.
Кроме того, с 1 июля 2012 г. корректировка накопительной части пенсии также производится по результатам инвестирования средств выплатного резерва, который регулируется ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". Согласно п. 5 ст. 20 Закона N 173-ФЗ она производится пенсионным органом самостоятельно, то есть без истребования от пенсионера заявления, но не ранее чем через 3 года со дня назначения пенсии или ее последнего перерасчета с учетом дополнительных пенсионных накоплений с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает указанный трехгодичный срок.
Как указывается в Постановлении Минтруда России N 17, ПФР N 19пб от 27.02.2002 (п. 29), перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой группы инвалидности, изменением причины инвалидности и достижением возраста 80 лет может быть произведен и без подачи пенсионером дополнительного письменного заявления, если при назначении пенсии он давал на это свое письменное согласие.
С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Из законодательства уходит понятие «трудовая пенсия». Она трансформируется в страховую пенсию, назначение которой будет осуществляться по новой пенсионной формуле. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии, – аналог фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле. В соответствии с новой формулой пенсионный капитал граждан каждый год будет фиксироваться в баллах – индивидуальных пенсионных коэффициентах. В рубли накопленные баллы будут переведены при назначении пенсии. На момент выхода на пенсию баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость балла. Эта стоимость будет ежегодно увеличиваться.
Ежегодный перерасчет пенсии работающим пенсионерам представляет собой зачет ранее не учтенных страховых отчислений на личном счете пенсионера. Если гражданин, уже получающий какой-либо вид пенсии, продолжает работать, то работодатель не только ежемесячно будет начислять заработную плату, но и регулярно в установленном порядке обязан производить пенсионные выплаты. Эти выплаты суммируются в течение года на индивидуальном счете гражданина в системе ОПС. В соответствии с новым законодательством (Федеральным законом №400-ФЗ от 28.12.2013) все пенсионные накопления переводятся в эквивалентное им количество баллов или коэффициент. По истечении года, Пенсионный фонда обязан учесть пенсионный коэффициент, накопленный за год, и пересчитать размер пенсионной выплаты. Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий урегулированы ст. 18 вышеназванного закона.
Судом установлено, что на 01.01.2002 страховой стаж истца составил 36 лет 01 месяц 26 дней, при назначении пенсии учтен заработок представленный Степановым В.А. за период с 01.04.1994 по 30.09.1998, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате по стране в РФ за этот период составило 1,007.
С учетом индексаций трудовых пенсий, ежегодных перерасчетов с учетом индивидуальных страховых отчислений в соответствии со ст. 17 ФЗ №173 от 17.12.2001, с учетом корректировки страховых отчислений в соответствии со ст.17.5 ФЗ №173 от 17.12.2001, с учетом валоризации с 01.01.2010, сумма пенсии истца на 01.04.2014 составила <данные изъяты>. Данный размер пенсии выплачивался истцу в период по июль включительно.
Сумма страховых отчислений за отработанный год составила <данные изъяты>.
С учетом суммы корректировки страховых отчислений за предыдущий год <данные изъяты>., в августе. 2014 г. Степанову В.А. была выплачена пенсия <данные изъяты> 16 коп., сумма увеличения пенсии составила <данные изъяты>.. Именно этот размер пенсии <данные изъяты> был определен Степанову В.А. с 01.08.2014.
Так же в августе была произведена единовременная доплата пенсии за период 01.07.2010 по 31.07.2011 в сумме <данные изъяты> Указанная единовременная доплата образовалась следующим образом: с 01.07.2010 Степанову В.А. по заявлению произведен перерасчет пенсии по ст. 17.3 ФЗ №173 от 17.12.2001, но в сумму страховых отчислений, по которым производится перерасчет, по причине технического сбоя, сумма страховых отчислений за первое полугодие 2010 г. учтена не полностью, не учтенной оказалась сумма <данные изъяты>. С учетом этой суммы был пересмотрен размер пенсии с 01.07.2010, увеличение пенсии составило по <данные изъяты> ежемесячно с 01.07.2010. по 31.01.2011, с учетом индексации сумма составила по <данные изъяты>. ежемесячно, начиная с 01.02.2011 по 31.07.2011, в связи с чем общая сумма доплаты составила <данные изъяты> которая была выплачена в августе 2014 г. единовременно. Данная информация представлена в квитанции к поручению № 183332 на доставку пенсии и других социальных выплат в августе 2014 г., которая была вручена Степанову В.А. при получении пенсии работником почта России. Копия квитанции приобщена к материалам дела.
В дальнейшем с 01.08.2014 сумма пенсии выплачивалась верно и своевременно. В сентябре 2014 г. и в последующем пенсия Степанову В.А. выплачивалась в размере <данные изъяты>, а с февраля 2015 – <данные изъяты>.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Степанова Валерия Алексеевича к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда России по городу Первоуральску Свердловской области о взыскании недополученной пенсии и обязании выплачивать пенсию в повышенном размере оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 июля 2015 года.
Председательствующий: Е.В.Карапетян