Дело № 2-29/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2013 года
Мировой судья судебного участка Шебалинского района Республики Алтай Поленникова Т.В.,
при секретаре Морозовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис» к Шиховцовой А.П.1 о взыскании коммунальной задолженности, пени, судебных расходов,
Установил:
Истец обратился в суд к Шиховцовой А.П.1 о взыскании коммунальной задолженности, пени, судебных расходов.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии со ст. 8,307 ГК РФ между ООО « Жилкомсервис» и гражданкой Шиховцовой А.П.1 существуют гражданско-правовые отношения, основанием которых является договор на предоставление коммунальных услуг ( теплоснабжение) по адресу <АДРЕС>
Ответчик Шиховцова А.П.1 проживает по вышеуказанному адресу. Ее отапливаемая площадь квартиры составляет 65,9 м.2. Ответчик не исполняет обязательства по оплате коммунальных услуг за теплоснабжение с января 2012года, чем наносит ущерб истцу. Задолженность у Шиховцовой А.П.1 перед ООО « Жилкомсервис» составляет 39873 рубля, в том числе пени в размере 2841 рубль 27 копеек. Данную сумму истец просит взыскать с ответчицы, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 1296 рублей,19 копеек.
В судебном заседании представители истца Айманов В.С., Рогова Е.В. уточнили исковые требования, уменьшив сумму иска в части взыскания основного долга -коммунальных услуг в размере 14 400 рублей. В остальной части поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Просили суд взыскать с ответчицы сумму задолженности 22 631,73рубля, сумму пени в размере 2841 рубль 27 копеек, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1296 рублей,19 копеек.
Представитель третьего лица- БУ РА « Управление социальной поддержки населения « Шебалинского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Учитывая положение ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица.
Представитель ответчицы Шиховцов В.В.в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что ответчица является пенсионером и пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по категории ИНОЕ. В 2012году она как льготник получила выплату в размере 14.400 рублей из расчета 1200 рублей в месяц. Данная сумма ею была внесена на счет ООО « Жилкомсервис» по мере поступления этой суммы.
Сложившаяся за 2012год задолженность Шиховцовой А.П.1 за услуги теплоснабжения в сумме 39873 рубля примерно соответствует сумме социальной поддержки оказываемой органами власти в предыдущие годы по оплате отопления. Так в 2011году она составила 38709 рублей. Поэтому предоставленная Ответчице социальная поддержка на возмещение затрат по отоплению в сумме 14 400 рублей ущемляет права Шиховцовой А.П.1 на бесплатную жилую площадь с отопление и освещением ( снижение уровня поддержки в 2,77 раза).
Приведенное в исковом заявлении ООО « Жилкомсервис» постановление Правительства РА № 124 от 14.06.2011г. « Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности РА» принято с нарушением положений Федерального закона от 22.08.2004года» 122-ФЗ, предписаний Конституционного Суда Российской Федерации. Противоречит оно и словам президента РФ В.В. Путина о недопустимости снижения достигнутого уровня социальной поддержки населения.
Пункт 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004года №122-ФЗ устанавливает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные и отмененные настоящим законом нормах, указанный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникающего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом.
При этом п.2 этой же статьи установлено, что при издании органами государственной власти субьектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего закона нормативных правовых актов, в том числе, должно быть соблюдено следующие условие: при изменении после 31 декабря 2004года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный обьем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
По смыслу данных предписаний, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006года №5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Полагает, что в сложившейся ситуации предоставление положенных мер социальной поддержки не зависит от волеизъявления ответчика. Шиховцова А.П.1 -потребитель не несет ответственности за неисполнение своих обязательств по причине непреодолимой силы ( подпункт 4.4.2. пункта 4.4. части 4 договора предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в РА с. <АДРЕС>.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца по следующим основаниям.
Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 руб.
Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.
Так же постановлением Правительства Республики Алтай от 14.06.2011года № 124 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай.
Настоящий порядок определяет механизм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения отдельным категориям работников, работающих и проживающих в сельской местности Республики Алтай.
Согласно пп. 3,4 данного Порядка гражданам, проживающим в домах с центральным отоплением, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей.
Ежемесячные и единовременные денежные выплаты предоставляются гражданину бюджетным учреждением Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения по месту регистрации гражданина.
Суд не может признать обоснованным довод заявителя о противоречии Постановления Правительства Республики Алтай части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно которой в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых этим Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Положение части 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 965-О-П, согласно которому положения Федерального закона N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 г. права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (пункт 2.3).
Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 г., а определяет порядок, размер и механизм их предоставления, то есть вышеуказанными документами урегулированы спорные правоотношения.
В судебном заседании истцом не оспаривается принятый Правительством РА Порядок предоставления мер социальной поддержки, однако фактически истец ставит вопрос об увеличении размера единовременной денежной выплаты, что к компетенции мирового судьи не относится.
Постановление Правительства РА не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца.
В судебном заседании установлено, что Шиховцова А.П.1 проживает по адресу: с. <АДРЕС> и является собственником данного жилого помещения, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права по РА от <ДАТА>. Общая площадь жилого помещения составляет 65.9 кв.м. Истица состоит на учете в БУ РА « Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» как квалифицированный работник сельской местности ( ИНОЕ). Пользуется мерами социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, в соответствии с Законом Республики Алтай от 06.07.2005года № 43-РЗ « О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай», и Законом Республики Алтай №21 от 04.06.2012года о внесении изменения в ст. 1 закона Республики Алтай». Основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации является личное заявление гражданина. Мерами социальной поддержки за 2012год истица воспользовалась в полном обьеме, денежные средства в размере 14400 рублей ей были перечислены на сберегательную книжку. Данное обстоятельство подтверждается сообщением директора БУ « Управления социальной поддержки населения Шебалинского района» ФИО2 и не оспаривается ответчиком.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44-47, 49, 51, 53 ГК РФ.
Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением комитета по тарифам Республики Алтай № 27/1 от 09.12.2011года ( вступившем в законную силу с 01.01.2012года) установлены тарифы для котельных ООО « Жилкомсервис» с. <АДРЕС> на 2012год. Согласно приложению №1 к вышеуказанному постановлению для населения установлен тариф с января 2012года в размере 1957,94 руб/Гкал., с 01 июля 2012г. 2 075,42 руб/Гкал., с 01.09.2012года 2 192,90 руб. Г/кал.
Приложением №2 к решению сессии Совета Депутатов №14-2 от 26.11.2009года установлен норматив потребления в месяц за теплоснабжение, который равен 0,025 куб.м. на 1 человека.
Согласно сообщению главы администрации МО Чергинское сельское поселение ФИО3 по адресу: с. <АДРЕС> проживают следующие граждане : ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
Из договора предоставления коммунальных услуг ( теплоснабжение, вывоз жидких отходов) от 01.01.2011года, заключенного между ООО « Жилкомсервис» и Шиховцовой А.П.1 следует, что потребитель обязан своевременно, в срок до 10 числа, следующего за расчетным месяцем, производить по безналичному или наличному расчету платежи за коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам. (п.22 п.п. 2.2.1).
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.( п. 3 пп.3.1).
Размер оплаты за отопление ( руб.) определяется по формуле Р=S*N*T, где S-общая площадь помещения(кв.м.), N- норматив потребления тепловой энергии на отопление 1 кв.м.,T- тариф.
Расчет задолженности:
65,9 м2 х 1957,94 руб/Гкал х 0,025 Гкал/м2=3225,81 рубл. в месяц за период с февраля по июнь 2012года включительно.
3225,81х 6 месяцев = 19354,86 рублей.
65,9 м2 х 2075.42 руб./Гкал х 0,025 Гкалм2=3419,55 рублей в месяц ( июль, август)
3419,55х 2 месяца=6 839 рубл. 10 коп.
65,9 м2 х 2192.90 руб/Гкал х0,025 Гкал/м2 =3612,64 руб. в месяц ( сентябрь, октябрь, ноябрь)
3612,64 х 3 месяца = 10837 рубл. 92 коп.
Итого начисление за период с января по ноябрь ( включительно) 2012года составляет 19354,86+ 6839,10+10837,92=37031 руб. 88 копеек.
Согласно п. 4.3.2. договора при просрочке платежей Потребитель обязан выплачивать пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦР РФ за каждый день просрочки от суммы, подлежащей уплате.
Пеня рассчитана за период с 10.02.2012года до 10.12.2012года-дня подачи иска ( 279 дней) 37031,88х 279х8,25%х1:300=2841 рубл. 27 копеек.
Расчет задолженности, представленный истцом, проверен судьей, является верным и соответствует установленным тарифам и нормативам.
Ответчиком 12.12.2012года в добровольном порядке оплачена денежная сумма в размере 14400 рублей за коммунальные услуги, таким образом, сумма задолженности, обосновано снижена истцом до 22631,88копеек. Пеня подлежит взысканию за весь период, указанный в иске, так как частичная оплата задолженности произведена только 12.12.2012года, после предъявления иска в суд.
Таким образом, мировой судья считает, что требования о взыскании задолженности ответчицы в размере 22631рубль 88 копеек, а также пеня в размере 2841 рубль 27 копеек подлежат удовлетворению.
Довод представителя истицы о том, что надлежащее исполнение обязательств по оплате задолженности оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы- принятия Правительством РА Постановления от 14.06.2011года №124 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения с отоплением и освещением некоторым категориям работников, проживающих в сельской местности РА», о принятии которого она при составлении договора на оказание коммунальных услуг, не могла подозревать, суд считает несостоятельными, поскольку, принятие нормативно-правового акта не является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в силу действующего законодательства.
В соответствие со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст. 101ГПК РФ в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика. Истцом уплачена государственная пошлина в размере 1296 рублей 19 копеек, которая подлежит возмещению ответчиком в полном обьеме, поскольку часть денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг погашена ответчиком после предьявления иска в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью « Жилкомсервис» к Шиховцовой А.П.1 о взыскании коммунальной задолженности, пени, судебных расходов, удовлетворить.
Взыскать с Шиховцовой А.П.1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью « Жилкомсервис» сумму задолженности в размере 22631,88 ( двадцать две тысячи шестьсот тридцать один) рубль 88 копеек, пени в размере 2841,27 ( две тысячи восемьсот сорок один) рубль 27 коп., расходов на оплату государственной пошлины в размере 1296,19 ( одна тысяча двести девяносто шесть) рублей 19 копеек. Всего 26769,34 ( двадцать шесть тысяч семьсот шестьдесят девять) рублей 34 коп.
Решение может быть обжаловано в Шебалинский районный суд Республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через мирового судью судебного участка Шебалинского района.
Мировой судья Т.В. Поленникова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2013 года