Дело № 2-34\2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«07» февраля 2017 г. Лазовский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего Рыженко О.В.,
при секретаре Кизиловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова ФИО8 к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации,
установил:
Иванов И.М. обратился в суд с иском к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации, указав, что он зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, но проживает в <адрес>. Установление факта проживания в с.Киевка ему необходимо для возникновения прав на компенсационные выплаты в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 02.09.2016 г. № 413-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29-30 августа 2016 года за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета» и постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Просит суд возложить на администрацию Беневского сельского поселения обязанность включить его в список пострадавших и признать за ним право на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании истец заявленное требование поддержал и пояснил суду, что в 2005 году перешёл на должность матроса-стропальщика в ОАО «ПБТФ», работает вахтовым методом сутки через трое и именно с этого времени проживает в с.Киевка. Имеет в собственности 5 га земли, столько же арендует сроком на 49 лет, унаследовал дом с приусадебным участком, где занимается хозяйством: в наличии имеются куры 50 шт., 25 уток, свиньи, на земельном участке выращивает картофель, тыкву, кукурузу и другие сельскохозяйственные культуры. В режим ЧС находился в с.Киевка, света не было трое суток, испортились продукты, в погребе стояла вода, на работу не смог выбраться - отсутствовало дорожное сообщение, обмыты мосты. Комиссия к нему не приезжала, в списках пострадавших домов, как и в похозяйственной книге поселения его дом отсутствует, хотя он платит налоги и после оформления наследства предоставил информацию в поселение. Считает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, поскольку является жителем с.Киевка.
Представитель ответчика в суд не прибыл, в поступившем ко дню рассмотрения дела заявлении глава администрации Беневского сельского поселения Козуля И.А. не возражала против удовлетворения требований истца, указав, что Иванов М.И. проживает без регистрации по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, в списки на компенсационные выплаты не был включён в связи с отсутствием регистрации, домовладение по данному адресу не было включено в акт обследования жилых помещений населённых пунктов Беневского сельского поселения, так как в похозяйственной книге нет данных по данному домовладению, эти данные были предоставлены Ивановым М.И. 16 января.2017 года и просила рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель Отдела труда и социального развития по Лазовскому муниципальному району в суд не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще уведомлён, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. В представленных возражениях не согласился с требованиями истца, полагая об отсутствии у последнего регистрации по месту жительства.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что истца знает с
1982 года, когда приехала на постоянное место жительство в с.Киевка, проживает с ним на одной улице, являются соседями. Истец на протяжении 10 лет постоянно живёт в своём доме в с.Киевка: отремонтировал дом, который ему достался по наследству, развёл хозяйство, приобрёл технику, имеет трактор, взял в аренду земельный участок. Работает вахтовым методом, в месяц выходит примерно 7-8 смен, а так всегда находится в с.Киевка. Когда он на вахте, она помогает ему по-хозяйству, а затем он помогает ей, соседям, во время ЧС находился в с.Киевка.
Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п.1 ст.11 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Аналогичная норма содержится в ч.ч.1, 2 ст.14 Закона Приморского края от 02 декабря 1999 года № 74-КЗ «О защите населения на территории Приморского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «г») оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п.«д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество – 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество – 100 тыс. рублей на человека).
Во исполнение федерального и краевого законодательства Администрацией Приморского края было принято Постановление от 02 сентября 2016 года № 413-па, которым определён размер выплат, порядок, случаи, круг лиц, основания, перечень уполномоченных органов и источники финансирования: резервный фонд Правительства Российской Федерации и резервный фонд Администрации Приморского края.
Согласно пп.1.1, п.1 постановления № 413-па на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе – сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнерченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края, а именно: разовую материальную помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов: в размере 25,0 тыс.рублей – на восстановление повреждённого жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один повреждённый жилой дом или квартиру); в размере 10,0 тыс.рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; в размере 10,0 тыс.рублей – в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном на территориях муниципальных образований, указанных в настоящем пункте; в размере 10,0 тыс.рублей – в связи с утратой урожая на садовом, огородном земельных участках, а также на дачном земельном участке, предоставленном гражданину без права возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нём, расположенных на территориях муниципальных образований Приморского края, указанных в настоящем пункте; единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Пунктом 2 п.п.2.1 указанного Постановления органам местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, рекомендовано представить в территориальные отделы департамента труда и социального развития Приморского края списки пострадавших граждан, сформированных на основании заявлений пострадавших граждан; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и повреждённых в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления.
Из представленных материалов следует, что 12 сентября 2016 года Иванов М.И., проживающий в <адрес> обратился с заявлением на имя главы Лазовского муниципального района о включении его в список на оказание единовременной материальной помощи, в удовлетворении которого администрацией Беневского сельского поселения Иванову М.И. отказано по причине отсутствия прописки.
Истец по указанному адресу не зарегистрирован, имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Из справки заведующей ФАП с.Киевка следует, что Иванов М.И. действительно проживает в с.Киевка с апреля 2014 года и проходит амбулаторное лечение на ФАПе с. Киевка (л.д.10).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю Иванов М.И. является собственником земельного участка, общей площадью 50 000 кв.м. Участок находится примерно в 2 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты>, выданному Приморским краевым регистрационным центром Иванов М.И. имеет общую долевую собственность (доля в праве -1/2) на жилой дом, площадью 42,20 кв.м, в том числе жилой 34,90 кв.м., условный <данные изъяты> адрес объекта: <адрес> (л.д.24).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты>, выданному Приморским краевым регистрационным центром Иванов М.И. имеет общую долевую собственность (доля в праве -1/2) на жилой дом, площадью 42,20 кв.м, в том числе жилой 34,90 кв.м., условный <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес> (л.д.23).
Согласно информации отдела по Лазовскому муниципальному району Департамента труда и социального развития по адресу <адрес> компенсационные выплаты не назначались и не выплачивались. (л.д.21); по адресу: <адрес> Иванов <данные изъяты> являются получателями ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и льгот как ветераны труда.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждёнными 01 ноября 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В методических рекомендациях по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых МЧС России 03 октября 2014 года № 2-4-87-24-7 разъяснено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Отсутствие у истца регистрации в домовладении, оказавшемся в зоне ЧС, не может являться безусловным основанием к отказу в иске. По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лиц по отношению к жилому помещению, в котором у них имеется регистрация.
Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Отсутствие регистрации истца по месту проживания по адресу: <адрес> не свидетельствует об отсутствии у него права на получение единовременной материальной помощи, доказательства постоянного проживания в данном жилом помещении при наличии хозяйства, требующего ежедневного ухода и присмотра предоставлены истцом суду и не вызывают сомнений.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проводимые государством мероприятия по ликвидации данных чрезвычайных ситуаций не могут быть поставлены в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации граждан в зоне чрезвычайной ситуации.
Таким образом, у суда имеются все основания полагать, что постоянным местом жительства истца в период чрезвычайной ситуации является жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем заявленные им требования подлежат удовлетворению.
Учитывая то, что согласно п.2.2 Постановления администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па обязанность по формированию списка пострадавших граждан, предусмотренных подпунктом 2.1 п.2 настоящего Постановления возложена на органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых подверглись наводнению, то обязанность по включению граждан в списки пострадавших, следует возложить на администрацию Беневского сельского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Иванова ФИО9 к Администрации Беневского сельского поселения о возложении обязанности включить в список пострадавших и признании права на получение компенсационных выплат в результате чрезвычайной ситуации удовлетворить.
Признать за Ивановым ФИО10 право, как пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года на территории Лазовского района Приморского края на получение единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 руб.
Обязать администрацию Беневского сельского поселения включить Иванова ФИО11 в список пострадавших от чрезвычайной ситуации, вызванной ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счёт средств резервного фонда Правительства Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2017 года.
Председательствующий О.В.Рыженко