Решение по делу № 2-AM-167/2018 ~ М-AM-162/2018 от 13.07.2018

Дело №2-АМ-167/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

9 августа 2018 года                                                                                                      село Амга

Мегино-Кангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Будурусовой С.П., единолично, при секретаре судебного заседания Парфеновой М.П., с участием представителя истцов Степанова П.С., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, истцов Степановой С.Г., Степановой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой С.Г., Степановой О.Г. к администрации МО «Амгинский наслег» об установлении факта постоянного проживания, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории с. АмгаАмгинского района, признании права на получение компенсационных выплат и обязании включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи,

установил:

Степанова С.Г., Степанова О.Г. обратились в суд с иском к администрации МО «Амгинский наслег» МР «Амгинский улус (район)» об установлении факта их проживания на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории с. АмгаАмгинского района, признании права на получение компенсационных выплат за счет бюджетных ассигнований из резервных фондов Российской Федерации и Республики Саха(Якутия), обязании включения их в список граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утрату, мотивируя тем, что жилой дом, в котором они проживают по адресу: <адрес>, оказался в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате паводка на территории с. АмгаАмгинского района в мае 2018 года, они не признаны пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и не включены в списки на получение выплат, поскольку в момент паводка не были зарегистрированы по месту их проживания, хотя фактически проживали и постоянно проживают по <адрес> улуса.

В отзыве представитель ответчика - МО «Амгинский наслег» - Александрова Е.И. указала о том, что требования истцов Степановой С.Г., Степановой О.Г.о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории с. АмгаАмгинского района Республики Саха (Якутия), установлении факта постоянного проживания в жилом доме по адресу:Республика Саха (Якутия), <адрес> находившегося в зоне чрезвычайной ситуации, администрация МО «Амгинский наслег» признает в полном объеме, возражений по иску не имеет.

Представители ответчика (администрации МО «Амгинский наслег», МР «Амгинский улус(район)», третьего лица (ГКУ РС(Я) «Исполнительная Дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха(Якутия)» в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного разбирательства, об отложении судебного разбирательства не просили. Представитель ответчика – администрации МО «Амгинский наслег» - направил заявление, в котором просил о рассмотрении дела без его участия.

Суд на основании статьи 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.

В судебном заседании представитель истцов Степанов П.С.поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании истец Степанова С.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив, что она с дочерью на момент чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года находились дома по адресу: <адрес>, в этом доме они постоянно проживают, но не зарегистрированы по месту проживания, дочь окончила школу, подала заявление в администрацию МО «Амгинский наслег» о включении их в списки граждан, пострадавших от наводнения, но получила отказ ввиду отсутствия у них регистрации по месту проживания, просит удовлетворить их требования.

В судебном заседании истец Степанова О.Г. поддержала заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.

Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив доводы представителя ответчика и иные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.

Как установлено судом, Степанова С.Г., Степанова О.Г являются гражданами Российской Федерации, на момент паводка проживали и проживают в жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, но не зарегистрированы по указанному месту проживания. Факт постоянного проживания Степановой С.Г., Степановой О.Г.в доме по <адрес> подтверждается справками МО «Амгинский наслег» от 3 июля 2018 года, отделения МВД России по Амгинскому району от 4 мая 2018 года, ГБНОУ «Республиканский лицей-интернат» от 12 марта 2018 года, МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Г. Короленко» от 1 июня 2018 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, АУ «Якутское отделение Энергосбыта» от 1 июня 2018 года, копиями паспортов истцов, объяснениями истцов.

          Актом обследования частного жилого помещения и утраченного имущества граждан, поврежденных в результате паводка р. Амга с 8 мая 2018 года в Амгинском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) от 28 мая 2018 года зафиксировано, что в результате паводка поврежден жилой дом, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, в котором проживают Степанова С.Г., Степанова О.Г., а также утрачено находящееся в нем имущество первой необходимости. Заключением комиссии признано, что имущество истцов утрачено полностью. Согласно письму главы администрации МО «Амгинский наслег» исх. от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Степановой С.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о включении ее и Степанову О.Г. в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от весеннего паводка 2018 года на территории МО «Амгинский наслег» МР «Амгинский улус (район)» Республики Саха (Якутия), на получение единовременной материальной и финансовой помощи отказано в связи с отсутствием регистрации у Степановой С.Г., Степановой О.Г.по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Амгинский наслег».

           Согласно распоряжению главы МО «Амгинский наслег» от 8 мая 2018 года №191 на территории Муниципального образования «Амгинский наслег» с 8 мая 2018 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

          На момент возникновения чрезвычайной ситуации действовали Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110. Согласно указанным Правилам бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (пункт 2), в том числе, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека(подпункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека)(подпункт «д»).

При оформлении документов и выделении пострадавшим материальной помощи органы власти руководствуются методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденными МЧС России 03.10.2014 № 2-4-87-24-7. Согласно главе II указанных Методических рекомендаций, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства), граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) регулируется Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642. Согласно пункту 1.4 вышеуказанного Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) бюджетные ассигнования резервного фонда используются для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение при чрезвычайных ситуациях регионального и межмуниципального характера следующих непредвиденных мероприятий, включая, оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 5 тыс. рублей на человека(пункт «г»); оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 10 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 20 тыс. рублей на человека) (пункт «д»).

Согласно пункту 6 Положения в рамках мероприятий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения, бюджетные ассигнования из резервного фонда, для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания единовременной материальной помощи и (или) оказания финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется гражданам, постоянно проживающим на территории муниципального образования, где объявлена чрезвычайная ситуация межмуниципального и республиканского характера, в том числе гражданам, проходящим военную службу по призыву, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях любого вида и типа.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 03 апреля 2017 года) местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает вкачестве собственника, по договору найма (под найма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии со статьей 3 указанного Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Представленные истцом доказательства постоянного проживания в жилом доме, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в результате весеннего паводка на территории МО «Амгинский наслег», а также утраты имущества первой необходимости, ответчиками не оспорены, поэтому у суда нет оснований сомневаться в их достоверности. Установление факта постоянного проживания по определенному адресу имеет юридическое значение, поскольку от него зависит возникновение права на получение денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении факта постоянного проживания Степановой С.Г., Степановой О.Г.на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом доме по адресу: Республика Саха (Якутия), <адрес>, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате весеннего паводка в мае 2018 года на территории с. АмгаАмгинского района Республики Саха (Якутия), признании за ними права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, всоответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации попредупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642, обязании ответчика включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха(Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделяемых из Резервных фондов Республики Саха(Якутия) и Российской Федерации.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 264 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Установить факт постоянного проживания Степановой С.Г., Степановой О.Г. на момент начала возникновения чрезвычайной ситуации 8 мая 2018 года в жилом доме по адресу: Республика Саха(Якутия), <адрес>.

Признать Степанову С.Г., Степанову О.Г. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с повышением уровня воды реки Амга на территории МО «Амгинский наслег» Амгинского района Республики Саха (Якутия) 8 мая 2018 года.

Признать за Степановой С.Г., Степановой О.Г. право на получение единовременной материальной помощи в результате весеннего паводка и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года №110 и из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия), в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Республики Саха(Якутия) от 30 августа 2017 года №297, Положением о порядке, формах и сроках подготовки заявителями первичных документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2017 года №01-05/1-642.

Обязать администрацию МО «Амгинский наслег» МР «Амгинский улус(район)» Республики Саха(Якутия) включить Степанову С.Г., Степанову О.Г. список граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат, предусмотренных решениями Правительства Республики Саха (Якутия) и Правительства Российской Федерации за счет средств бюджета, выделяемых из Резервных фондов Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха(Якутия) в апелляционном порядке в месячный срок со дня провозглашения.

Судья                                                   п/п                                        С.П. Будурусова

Копия верна

Судья                                                                                                С.П. Будурусова

2-AM-167/2018 ~ М-AM-162/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Степанова С.Г.
Степанова О.Г.
Ответчики
МО Амгинский наслег
Другие
Степанов П.С.
ГКУ РС(Я) "Исполнительная дирекция по ликвидации последствий весеннего паводка и организации восстановительных работ
Суд
Мегино-Кангаласский районный суд
Судья
Будурусова С.П.
13.07.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2018[И] Передача материалов судье
16.07.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
27.07.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2018[И] Судебное заседание
09.08.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018[И] Дело оформлено
14.09.2018[И] Дело передано в архив
19.04.2019[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
19.04.2019[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.04.2019[И] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее