Дело № 2-3785/2019 копия
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Черногузовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафикова ФИО13 к администрации Бершетского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Шафиков Г.И. обратился в суд с иском к администрации Бершетского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество - одноэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. и земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указал, что спорное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности его родителям ФИО17 ФИО14 и ФИО16 ФИО15. ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, после его смерти к нотариусу никто не обращался, наследственное дело не открывалось, фактически наследство после смерти ФИО2 приняла его супруга ФИО3, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ. После ее смерти к нотариусу никто не обращался. наследственное дело не открывалось. Истец является единственным наследником по закону после смерти родителей, других наследников нет. Постановлением администрации Бершетского сельского поселения № 12-И от 12.10.2012 «Об уточнении адреса домовладения» домовладению присвоен новый адрес: <адрес>, <адрес>п, <адрес>. Земельный участок принадлежал ФИО3 на праве собственности на основании свидетельства о праве собственности на землю №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Бершетского сельсовета отДД.ММ.ГГГГ №. Во всех документах ФИО3 ее отчество написано по-разному. Кем и по какой причине допущены ошибки неизвестно. После смерти ФИО3 наследство фактически принял истец. Произвел похороны, унаследовал ее личные вещи и указанное выше имущество. Принял меры к его сохранению. Владеет и пользуется наследственным имуществом. В ином порядке зарегистрировать право собственности в установленном законом порядке не представляется возможным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Истец Шафиков Г.И. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивает.
От ответчика - администрации Бершетского сельского поселения поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя администрации, возражений по иску ответчик не имеет.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на исковое заявление, указав, что сведения о зарегистрированных правах на земельный участок и жилой дом в Едином государственном реестра недвижимости не содержится.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статей 1111, 1112 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании статей 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен принять его. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в положениях п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Судом установлено, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11 (ранее Ахметова) ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). В свидетельстве о браке имя и отчество ФИО3 значится «ФИО18» (л.д. 7), тогда как в свидетельстве о рождении (л.д.50) и свидетельстве о смерти (л.д. 11) ее имя, отчество значатся «ФИО3». Истец Шафиков ФИО19 приходится им сыном (л.д.8). В свидетельстве о рождении истца в отчестве его матери допущена ошибка вместо «ФИО3» указано «ФИО20». Приведенные ошибки, допущенные в указании имени и отчества матери истца в свидетельстве о браке ФИО3, и свидетельстве о рождении ФИО1 препятствуют истцу в оформлении наследственных прав на имущество, оставшееся после смерти его родителей.
Из свидетельств о смерти следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
В реестре наследственных дел отсутствуют сведения о наличии наследственных дел после смерти ФИО2 и ФИО3 (л.д. 59, 60).
Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 № 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств.
В силу пункта 39 названных Указаний в разделе IV А «Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства» по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная хозяйству в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения хозяйственных книг, утвержденным Приказом Минсельхоза Российской Федерации № 345 от 11.10.2010, ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов, на территории которых имеются хозяйства.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции по состоянию на 02.09.2002). Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется. Системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что похозяйственные книги отнесены законодателем к числу документов, правоподтверждающих права на земельный участок, и их наличие является достаточным основанием для государственной регистрации права собственности.
Согласно сведениям, содержащимся в справке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ администрацией Бершетского сельского поселения, следует, что жилой дом под №, по адресу: <адрес>, <адрес> принадлежит ФИО8 согласно записи в похозяйственной книге №ДД.ММ.ГГГГ год, лицевой счет № (л.д.10).
Из свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Бершетского сельского совета на основании постановления администрации Бершетского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шафиковой Н.М. в пожизненно-наследуемое владение предоставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> (л.д.15).
Правоустанавливающий документ, выданный Шафиковой Н.М., поименован свидетельством о праве собственности на землю, в графе вид права значится – пожизненно-наследуемое владение. Вместе с тем, ни ранее действовавшее законодательство (на момент предоставления земельного участка), ни законодательство в настоящее время не содержат такого вида права, как пожизненно-наследуемое владение.
Поскольку в данном случае невозможно определить вид права, на котором предоставлен земельный участок ФИО3, согласно положениям пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок считается предоставленным ей на праве собственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО3 на праве собственности, следовательно, входит в состав наследственного имущества после ее смерти.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельному участку ДД.ММ.ГГГГ присвоен кадастровый №, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Постановлением администрации Бершетского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером №, ранее имевшему адрес: <адрес>, <адрес> присвоен адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д.16).
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Бершетского сельского поселения, ФИО4 по день смерти постоянно проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Совместно с ним проживала и была зарегистрирована ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9).
Из справки №, выданной 31.03.2011администрацией Бершетского сельского поселения, следует, что ФИО3 по день смерти постоянно проживала и была зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Совместно с ней никто не проживал и не был зарегистрирован по месту жительства (л.д.12).
В справке №, выданной администрацией Бершетского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ, отражающей факт принадлежности домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3 ее отчество отражено «<данные изъяты>» (л.д.13).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что спорное недвижимое имущество в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принадлежало отцу истца - ФИО2, после смерти ФИО2 его супруга ФИО3 фактически вступила в права наследования оставшимся после смерти ФИО2 имуществом, поскольку, продолжая проживать в жилом доме после его смерти, она вступила в права владения приведенным наследственным имуществом. В связи с чем, в 1992 году ей предоставлен на праве собственности в соответствии с постановлением администрации Бершетского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по месту нахождения жилого дома.
Из технического плана здания, подготовленного в результате кадастровых работ кадастровым инженером ФИО9, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общая площадь жилого дома, год завершения строительства – ДД.ММ.ГГГГ, расположенного в пределах границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>/п, <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м (л.д.23-48). Приведенный жилой дом не поставлен на технический учет в органах технической инвентаризации, что следует из справки, выданной государственным бюджетным учреждением Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Шафиков Г.И. является наследником первой очереди в соответствии со ст. 1142 ГК РФ после смерти Шафиковой Н.М. Иных наследников первой очереди после смерти ФИО2 и ФИО3 судом не установлено.
Совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств подтверждается, что истец вступил во владение наследственным имуществом как единственный наследник, принял меры по сохранению наследственного имущества, а именно, пользуется земельным участком и расположенными на нем строениями, несет бремя их содержания, что подтверждается представленными в материалы дела платежными документами, отражающими несение им расходов по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, принимая во внимание фактическое принятие истцом наследства, оставшегося после смерти его матери ФИО3, исковые требования Шафикова Г.И. о признании права собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Шафикова ФИО21 к Администрации Бершетского сельского поселения о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.
Признать право собственности за Шафиковым ФИО22 на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения приусадебного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства), и находящийся на земельном участке жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2019 года.
Судья М.В. Степанова
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-3785/2019
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2019-004733-54