Дело № 33-588/2018 Судья в суде І инстанции Кукурекин К.В.
Категория 2.076 Судья-докладчик в суде
апелляционной инстанции Козуб Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 марта 2018 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:
председательствующего, судьи - Григоровой Ж.В.,
судей - Козуб Е.В., Радовиля В.Л.,
при секретаре - Дубравской А.И.,
с участием:
истца - Шевченко В.И.,
представителя истца - Сутулова В.А.,
представителя ответчика Правительства Севастополя - Шевченко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе в зале Севастопольского городского суда по докладу судьи Козуб Е.В. апелляционную жалобу Шевченко В.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шевченко В.И. к Департаменту капитального строительства города Севастополя, Правительству Севастополя, Военному комиссариату города Севастополя о предоставлении в собственность бесплатно жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Шевченко В.И. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя и просил обязать Департамент капитального строительства города Севасатополя до 31 декабря 2017 года предоставить ему в собственность бесплатно жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной федеральным законодательством, мотивируя исковые требования тем, что он с 1993 года состоит на квартирном учете по категории граждан, уволенных с военной службы, и имеет право на обеспечение жильем в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета. Для этих целей из федерального бюджета в 2016-2017 годах выделена субвенция в бюджет города Севастополя в размере 107059500 рублей, но жилое помещение ему предоставлено не было.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 октября 2017 года к участию в деле соответчиками привечены Правительство Севастополя и Военный комиссариат города Севастополя (л.д.30).
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2017 года в удовлетворении вышеуказанных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие вводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что судом было отклонено ходатайство истца об истребовании у ответчика письменных доказательств относительно наличия финансирования для обеспечения жилыми помещениями семей граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете. Представителем Департамента капитального строительства города Севастополя в устных пояснениях представлена недостоверная информация о порядке ведения учета граждан уволенных с военной службы, о порядке предоставления субвенций в 2016-2017 годах для обеспечения жильем граждан уволенных с военной службы.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика Правительства Севастополя против доводов апелляционной жалобы возражал.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков Департамента капитального строительства г. Севастополя и Военного комиссариата г. Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе на решение суда ответчики извещены надлежаще в соответствии с правилами ст. 113 ГПК Российской Федерации, что подтверждается получением уведомлений о вручении почтовых отправлений, о причинах неявки своих представителей суд апелляционной инстанции не уведомили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи, доводы истца и его представителя, возражения представителя ответчика Правительства Севастополя, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В силу пункта 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона о статусе военнослужащих жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма, а также по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 1 статьи 3). Одновременно федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия определять порядок предоставления названной категории гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (часть 2 этой же статьи). Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ ).
В соответствии с ч.1, ч. 4, ч. 2 ст. 1 Закона города Севастополя от 16 сентября 2016 года № 275-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений или единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения отдельным категориям граждан» жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам по договору социального найма, в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных действующим федеральным законодательством.
Жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ч.4).
Жилые помещения, построенные или приобретенные за счет субвенций, предоставляются гражданам на основании решения исполнительного органа государственной власти города Севастополя, уполномоченного в сфере реализации жилищных программ (далее - уполномоченный орган). Порядок принятия решения о предоставлении гражданину жилого помещения, построенного или приобретенного за счет субвенций, определяется Правительством Севастополя (ч. 2.).
Постановлением Правительства Севастополя от 17.11.2016 г. №1100-ПП (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения данного спора и принятия решения) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, в соответствии с которым Департамент капитального строительства города Севастополя определен главным заказчиком и главным распорядителем бюджетных средств бюджета города Севастополя, источником которых является субвенция на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц. Согласно данному Порядку Департамент капитального строительства города Севастополя осуществляет обеспечение жилыми помещениями и предоставление единовременной денежной выплаты гражданам, уволенным с военной службы.
Как установлено судебным разбирательством в районном суде, Шевченко В.И. относится к категории граждан, уволенных с военной службы, до 1 января 2005 года поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Истец, обратившись в суд с настоящим иском, полагает, что бездействие ответчика по невыполнению государственных обязательств по обеспечению его (истца) жильем при наличии целенаправленного финансового обеспечения из федерального бюджета, нарушает его права и законные интересы.
В соответствии с положениями ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защите подлежат нарушенные права.
Согласно ответу Департамента капитального строительства города Севастополя от 25.08.2017 года, в соответствии с требованиями Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, уполномоченным органом был проведен конкурс на приобретение 22 жилых помещений, который не состоялся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки. Исходя из вышеуказанных сведений, уполномоченным органом в конце 2017 года будут приняты все возможные меры в целях выполнения поставленных задач по приобретению жилых помещений для обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц (л.д.26-27).
На основании установленных по делу обстоятельств, руководясь вышеприведенными положениями законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Разрешая спор по существу, районный суд исходил из того, что Департаментом капитального строительства города Севастополя право Шевченко В.И. на улучшение жилищных условий в льготном порядке не оспаривается, Закон «О статусе военнослужащих» и жилищное законодательство Российской Федерации, не наделяют граждан, уволенных с военной службы, правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, а доводы об обязании Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить в собственность бесплатно жилое помещение до 31.12.2017 года основаны на неверном толковании истцом норм права. При этом, судом в обжалуемом решении также указано, что Постановлением Правительства Севастополя от 27.10.2016 года №1010-ПП утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017-2020 годы, включающая подпрограмму «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», реализация которой заключается в обеспечении граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, в том числе, жилыми помещениями в собственность бесплатно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении приведенных норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК Российской Федерации, в их совокупности.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом было отклонено ходатайство истца об истребовании у ответчика письменных доказательств относительно наличия финансирования для обеспечения жилыми помещениями семей граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете, о нарушении судом первой инстанции норм ГПК Российской Федерации не свидетельствует, поскольку удовлетворение ходатайств отнесено к праву суда, суд разрешает ходатайства исходя из необходимости определения обстоятельств, имеющих значение для дела, а их отклонение не может служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, нарушений или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права, влекущих отмену решения согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Шевченко В.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий, судья: Ж.В.Григорова
Судьи: Е.В.Козуб
В.Л.Радовиль