Решение по делу № 7п-41/2016 от 04.05.2016

Судья Кадулин Э.А. дело № 7п-41/2016

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 25 мая 2016 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Кирилловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу товарищества собственников недвижимости «Пролетарская, 44» на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников недвижимости «Пролетарская, 44»,

УСТАНОВИЛА:

<дата> старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Русановой Л.И. в отношении товарищества собственников недвижимости «Пролетарская, 44» (далее – ТСН «Пролетарская, 44») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело передано на рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в связи с тем, что по делу проводилось административное расследование.

Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 апреля 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСН «Пролетарская, 44» прекращено в связи с признанием совершенного правонарушения малозначительным, юридическому лицу объявлено устное замечание.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ТСН «Пролетарская, 44» просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие законных оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, нарушение судьей процессуальных норм при рассмотрении дела, недоказанности обстоятельств, на основании которых сделаны выводы о нарушении ТСН «Пролетарская, 44» законодательства об отходах, отсутствие события и состава административного правонарушения.

Выслушав объяснения представителей ТСН «Пролетарская, 44» Добина А.В. и Бакалюк О.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей административного органа Григорьева А.В. и Русановой Л.И., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, <дата> в Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл поступило обращение ООО «ЖЭУК-4», в котором содержится информация о том, что предназначенный для вывоза ТБО (твердые бытовые отходы) МКД (многоквартирный дом) от жителей ТСЖ «Пролетарская, 40» и ТСЖ «Пролетарская, 44» г. Йошкар-Олы вывозной бункер на контейнерной площадке по адресу: <адрес> установлен с нарушениями требований СанПин «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», бункер вывозится нерегулярно, разрешения на вывоз отходов IV класса опасности у лица, вывозящего ТБО, нет, бункер переполнен мусором, захламляется территория. В связи с изложенными сведениями в обращении содержится просьба о принятии мер к ТСЖ «Пролетарская, 40» и ТСЖ «Пролетарская, 44» г. Йошкар-Олы в определении места для расположения контейнерной площадки на территории МКД Пролетарская, 40, 44, и возложении обязанности на указанные ТСЖ убрать незаконно установленный бункер на территории ООО «ЖЭУК-4».

Данное обращение в части, подведомственной Департаменту экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, было передано для рассмотрения по существу в названный орган.

22 января 2016 года на основании указанного обращения старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Русановой Л.И. в отношении ТСН «Пролетарская, 44» (с учетом определения от 12 февраля 2016 года об исправлении описки в наименовании юридического лица) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, со ссылкой на данные, указывающие на несоблюдение ТСН «Пролетарская, 44» в процессе осуществления деятельности экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Определено провести административное расследование, в рамках которого затребованы документы у ТСЖ «Пролетарская, 40» и ТСН «Пролетарская, 44», а также 5 февраля 2016 года государственными инспекторами Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Русановой Л.И. и Григорьевым А.В. осуществлен выезд по адресу: <...> <адрес> произведен осмотр территории, помещений, находящихся там вещей и документов, составлен протокол осмотра.

В ходе осмотра установлено, что по адресу: <...>, <адрес>, расположен многоквартирный жилой дом, возле подъездов установлены мусорные урны. Для освещения лестничных площадок эксплуатируются светодиодные лампы. Место временного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп во время осмотра не представлено, согласно пояснениям председателя правления Бакалюк О.С. такое место у ТСН «Пролетарская, 44» отсутствует. Для накопления твердых коммунальных отходов ТСН использует контейнеры, установленные на контейнерной площадке по <адрес>, где установлено 4 контейнера. Во время осмотра вокруг площадки имелся разлетевшийся мусор, за ограждением обнаружены брошенные на землю отработанные люминесцентные лампы.

17 февраля 2016 года старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Русановой Л.И. в отношении ТСН «Пролетарская, 44» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в котором указано, что в действиях ТСН «Пролетарская, 44» установлено нарушение статей 11, 18, 19, 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), требований постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 года № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее – Правила обращения с отходами).

Как следует из протокола об административном правонарушении, объективную сторону правонарушения, совершенного ТСН «Пролетарская, 44», составили действия (бездействие), выразившиеся в:

- отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (нарушение статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ),

- отсутствии учета в области обращения с отходами (нарушение статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ),

- неотнесении отходов, образующихся в результате деятельности ТСН, к конкретному классу опасности, отсутствии паспортов на отходы I – IV класса опасности (нарушение положений статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ),

- несоблюдение порядка накопления ртутьсодержащих ламп (нарушение пункта 8.1 Правил обращения с отходами).

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении дела об административном правонарушении пришел к выводу о соблюдении административным органом требований законности при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ТСН «Пролетарская, 44» на основании обращения ООО «ЖЭУК-4», наличии в действиях ТСН состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Вместе с тем, судья признал совершенное правонарушение малозначительным, прекратив на этом основании производство по делу.

Отвечая на доводы ТСН «Пролетарская, 44», приведенные в жалобе, о несогласии с выводами, сделанными в постановлении судьи в части наличия события и состава административного правонарушения в действиях ТСН, а также в части соблюдения должностными лицами административного органа требований закона при возбуждении дела об административном правонарушении, считаю необходимым указать следующее.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2014 года № 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках, в том числе, государственного надзора в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, действия должностных лиц Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл по проведению комплекса проверочных мероприятий в отношении деятельности ТСН «Пролетарская, 44» по обращению с отходами производства и потребления явились следствием обращения в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл ООО «ЖЭУК-4».

Согласно части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 8.2 КоАП РФ.

Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ закреплено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

В силу части 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Системное толкование приведенных положений закона и фактические обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении позволяют прийти к выводу о том, что в рассматриваемом случае сообщение юридического лица о фактах, предположительно свидетельствующих о нарушениях ТСН «Пролетарская, 44» действующих правил в области обращения с отходами производства и потребления (не только в части установки бункера), дает основание судить о наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, что позволило должностному лицу Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл на законных основаниях возбудить дело об административном правонарушении. Проведение комплекса мероприятий в рамках административного расследования выявило в деятельности ТСН «Пролетарская, 44» нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, повлекшие составление в отношении указанного юридического лица протокола об административного правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с указанной правовой нормой административную ответственность влечет несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Основные экологические требования при обращении с отходами установлены в статье 51 Федерального закона от 20 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой закреплено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещаются, в частности, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, на почву.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Положениями Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Уровень требований определяется видом отходов, классом их опасности.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу положений статьи 18 указанного Федерального закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Положениями статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Исходя из положений указанных норм, обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов); обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности и составлению паспортов отходов I - IV классов опасности – на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются соответствующих отходы.

Из материалов дела следует, что деятельность ТСН «Пролетарская, 44» связана с содержанием, ремонтом, управлением, обеспечением надлежащей эксплуатации многоквартирного жилого дома (Устав ТСН «Пролетарская, 44»).

Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.

В управлении товарищества находится многоквартирный жилой дом. В процессе осуществления деятельности по управлению домом юридическое лицо осуществляет сбор отходов от собственников помещений в этом доме и их накопление (согласно понятийному аппарату, используемому в Федеральном законе № 89-ФЗ). ТСН заключает договоры на вывоз отходов с третьими лицами.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ТСН «Пролетарская, 44» осуществляет деятельность в области обращения с отходами и в процессе деятельности товарищества образуются отходы, является правильным. Кроме того, этот вывод соответствует смыслу деятельности по управлению МКД: через способ управления собственники помещений исполняют все свои обязанности, связанные с надлежащим содержанием общего имущества. В соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности «образователя» отходов производства и потребления управляющей организации. Следовательно, товарищество собственников недвижимости заменяет собственников помещений МКД в правоотношениях, связанных с обращением с отходами, на него возлагаются права и обязанности собственников отходов, образованных жильцами и иными собственниками.

Привлекая ТСН к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, подробно проанализировав нормы действующего законодательства, Устава товарищества, документы, полученные в ходе административного расследования административным органом и исследовав иные материалы дела, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся по делу доказательства свидетельствуют о том, что ТСН «Пролетарская, 44», осуществляя деятельность в области обращения с отходами, относится к числу субъектов, на которых в силу закона возложены обязанности, предусмотренные статьями 11, 18, 19, 14 Федерального закона № 89-ФЗ, Правилами обращения с отходами.

В этой связи довод жалобы о том, что товарищество не ведет деятельность по обращению с отходами и не является субъектом названной деятельности, был обоснованно отклонен судьей при рассмотрении дела со ссылкой также на то, что состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

Выводы, изложенные в постановлении судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл, о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и его состава в действиях ТСН «Пролетарская, 44» тщательным образом аргументированы в судебном решении. Доводы жалобы в этой части признаются несостоятельными, направленными на иную оценку доказательств, которые получили должную оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции.

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, были исследованы.

Вывод о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным и прекращения на этом основании производства по делу признается обоснованным, так как конкретные фактические обстоятельства дела, установленные судьей и исследованные в постановлении, действительно позволяют судить о малозначительности совершенного впервые правонарушения.

Что касается представления об устранении нарушений закона, вынесенного в адрес руководителя Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Марийской межрайонного природоохранной прокуратурой, то оно не относится к числу доказательств по рассматриваемому делу, имеющих преюдициальное значение. Законность возбуждения дела об административном правонарушении должностными лицами административного органа и иные обстоятельства дела оцениваются судьей при рассмотрении дела, что имело место в рассматриваемом случае. Суд не был связан выводами, сделанными в представлении прокурора.

В связи с тем, что обстоятельства дела судом определены правильно, допустимым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, а приведенные в жалобе доводы признаны несостоятельными, оснований для отмены судебного постановления, в том числе по мотиву нарушения судьей норм процессуального права, не имеется. При этом принимается во внимание, что основанием для отмены постановления и направления дела на новое рассмотрение являются только существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких нарушений по делу не допущено.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 15 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества собственников недвижимости «Пролетарская, 44» оставить без изменения, жалобу товарищества собственников недвижимости «Пролетарская, 44» - без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

7п-41/2016

Категория:
Административные
Другие
Товарищество собственников недвижимости "Пролетарская, 44"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
05.05.2016Материалы переданы в производство судье
25.05.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее