Судья Веселкова Т.А. дело № 33а-977/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Пристром И.Г., Машкиной И.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 02 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Иванова В.Н. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2016 года (с учетом определения от 14.12.2016 того же суда об исправлении описки), по которому:
взыскана с Иванова В.Н., <Дата обезличена> г.р., уроженца ... области, проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен>, в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми недоимка по страховым взносам за 2014 -2015 годы в размере ... (...) рубля ... копеек, пени в размере ... (...) рубля ... копеек.
Взыскана с Иванова В.Н., <Дата обезличена> г.р., уроженца ... области, проживающего по адресу: <Адрес обезличен>, госпошлина в доход федерального бюджета в размере ... (...) рублей ... коп.
Заслушав доклад материалов дела судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административного ответчика Андрияш И.В., представителя ГУ-УПФР в г.Сыктывкаре Республики Коми Фроловой Н.В., судебная коллегия
установила:
ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к Иванову В.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам в сумме ... руб. за 2014-2015 годы и пени в размере ... руб.
Представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми в судебном заседании участия не принимал, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения.
Ответчик Иванов В.Н. в суд не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Ивановым В.Н. и его представителем Андрияш И.В. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, со ссылкой на то, что задолженность по страховым взносам у Иванов В.Н. отсутствует.
Административный ответчик Иванов В.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания суда извещен надлежащим образом.
Участвующая в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Андрияш И.В. поддержала доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Фролова Н.В. с доводами жалобы не согласна, просила решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая требования административного искового заявления, суд первой инстанции, исходил из того, что административный ответчик, являющийся плательщиком страховых взносов, в указанный в требованиях срок, не оплатил образовавшуюся задолженность и пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ГУ-УПФ РФ в г. Сыктывкаре РК.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованности требований административного искового заявления, поскольку данный вывод подтверждается материалами дела, основан на правильном применении норм материального и процессуального права.
В силу требований подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, а также согласно пункта 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 названного Федерального закона и пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы.
Таким образом, действующим законодательством на указанных лиц, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, а также в Фонд обязательного медицинского страхования. При этом данная обязанность у названных страхователей возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента его прекращения.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Согласно частям 1, 5, 6 статьи 25 ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ пенями признается установленная указанной статьёй денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Иванов В.Н. зарегистрирован в УПФ в качестве страхователя, статус индивидуального предпринимателя им утрачен 24 июля 2015 года. При этом административным ответчиком, как плательщиком страховых взносов, не исполнена установленная законом обязанность об их уплате за 2014 -2015 годы в установленный законом срок и в установленном законом размере, в связи с чем недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть составила ... руб., пени ... руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть составила-0 руб., пени- 0 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС- ... руб., пени-... руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС-0 руб., пени- 0 руб.
Требования ГУ-УПФР в г.Сыктывкаре Республики Коми №08-1% и №08-8кр от 2.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, направленные Иванову В.Н. по адресу: <Адрес обезличен>, в установленный в требованиях срок – 23.10.2015 года, административным ответчиком не исполнены.
Правильно установив обстоятельства дела, суд на основании приведенных правовых норм, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств оплаты административным ответчиком взыскиваемой суммы, не усмотрев оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате образовавшейся недоимки по страховым взносам за 2014-2015 года и пени, пришёл к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований ГУ - УПФР РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми и о взыскании с Иванова В.Н. недоимки по страховым взносам в сумме ... рубля ... копеек, пени в размере ... рубля ... копеек.
Поскольку исковые требований судом удовлетворены в полном объёме, правомерным является и вывод суда, основанный на положениях статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о взыскании с Иванова В.Н. государственной пошлины.
Вопреки доводам апелляционной жалобы расчёт суммы страховых взносов за 2015год, подлежащих уплате Ивановым В.Н., обоснованно произведён пенсионным органом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Указанной нормой определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчётный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчётного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 названного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу части 4.1. статьи 14 Закона № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по предоставлению в налоговые органы сведений о финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации, как орган контроля, в случае неполучения от налоговых органов соответствующей информации лишено возможности определить величину фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя и исчислить подлежащие уплате страховые взносы.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе о том, что налоговая декларация была подана Ивановым В.Н. 2 сентября 2015 года, в связи с чем, применение при расчете суммы обязательных платежей положений части 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ является необоснованным, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
В соответствии с частью 8 статьи 16 Закона N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В случае прекращения предпринимательской либо иной профессиональной деятельности плательщикам страховых взносов следует представить в налоговый орган сведения о доходах от деятельности, так как право определять величину доходов плательщиков, необходимую для определения фиксированного размера страховых взносов, и передавать сведения о ней из территориальных органов Федеральной налоговой службы России в территориальные органы Пенсионного фонда России принадлежит налоговым органам.
В силу положений статей 216, 227, 229 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения деятельности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, до конца налогового периода (календарного года) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
Согласно информации, направленной Управлением Федеральной налоговой службы по Республики Коми в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.01.2011 №ММВ027-2/5АД-30-33/04сог в адрес административного истца о доходах индивидуальных предпринимателей за 2015год отчетность по Иванову В.Н., утратившему статус предпринимателя 24.07.2015, по состоянию на 08.09.2015 отсутствует.
Таким образом, поскольку в установленные законом сроки после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя административный ответчик страховые взносы не уплатил, сведения о доходах в компетентный орган не представил, в результате чего административный истец не располагал сведениями о доходах от деятельности налогоплательщика за расчетный период, следовательно, административному ответчику правомерно были начислены к уплате страховые взносы за 2015год в повышенном размере.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к неправильному применению правовых норм с учетом фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения, не установлено. Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.Н. и дополнения к ней – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-