Дело №2а-794/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2018 года.
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2018 года.
20 декабря 2018 года г. Судак
Судакский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Иванов М.Г.,
при секретаре – Лихачевой К.О.,
с участием:
представителя административного ответчика – Колыхалина А.С.,
заинтересованного лица – Тимрук В.Н.,
заинтересованного лица – Красовского А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романова Николая Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Алиевой Эльзаре Соиновне, заинтересованные лица - администрация города Судака Республики Крым, Красовский Александр Николаевич, Тимрук Валентина Николаевна, Зубкова Зоя Николаевна, о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации и о приостановлении постановки на кадастровый учет незаконными, -
УСТАНОВИЛ:
Романов Н.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Алиевой Э.С., заинтересованные лица - администрация города Судака Республики Крым, Красовский А.Н., Тимрук В.Н., Зубкова З.Н., о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации и о приостановлении постановки на кадастровый учет незаконными.
Административные исковые требования административный истец мотивирует тем, что 19 июня 2017 года он обратился в МФЦ г. Судак с заявлением о регистрации права на недвижимое имущество. 04 июля 2017 года получил выписку из ЕГРП с указанием принадлежности общая долевая собственность, то есть объект в соответствии с решением суда на учет поставлен не был. 05 июля 2017 года обратился в МФЦ г. Судак с повторным заявлением, дополнительно приложив копию технического паспорта на всё домовладение и копию апелляционного определения РК от 18 мая 2017 г. на что была выдана выписка из ЕГРП аналогичная выписке от 29 июня 2017 года. 24 июля 2017 года истец обратился в МФЦ г. Судак с заявлением в Администрацию города Судака о присвоении объекту адресации адреса и аннулировании старого адреса. 08 августа 2017 года ему возвращен пакет документов с заявлением, в связи с отсутствием кадастровой выписки на долю в домовладении, а также сведений о снятии с кадастрового учета дома, домовладения. 22 августа 2017 г. истец обратился в МФЦ г. Судак с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета и внесении сведений о новом объекте. 05 сентября 2017 года получено решение об отказе во внесении сведений в связи с ранее учтенными сведениями (общая долевая собственность). 06 сентября 2017 года получено уведомление о приостановлении действий по снятию с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с отсутствием в предоставленных документах Акта обследования. После получения отказов, представитель истца обратился к руководителю Колыхалину А.С. за разъяснениями о причинах отказа в регистрации и постановке на кадастровый учет, на даны разъяснения, что необходимо представить технический план выделенного имущества. 30 июня 2018 года истец снова обратился в МФЦ г.Судак с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества предоставив технический план, на что 13 июня 2018 года получил уведомление о приостановлении постановки на кадастровый учет и 16 июля 2018 года получил уведомление о возврате документов на государственную регистрацию без рассмотрения в связи с отсутствием документа об оплате государственной пошлины. 31 июля 2018 года доплатив госпошлину опять обратился 02 августа 2018 года с заявлением о государственной регистрации на недвижимое имущество, на что получил 14 августа 2018 года уведомление о приостановлении государственной регистрации.
Представитель административного ответчика, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований административного истца, поскольку права истце не нарушены, ему необходимо лишь устранить причины послужившие основанием для приостановления государственной регистрации и постановки на кадастровый учет.
Заинтересованные лица – Красовский А.Н. и Тимрук В.Н. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных требований административного истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились об уважительности причин неявки суду не сообщили, о дате, времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьей 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы административного дела, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, полномочия по осуществлению государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав включает в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предоставляет государственному регистратору право приостановить государственную регистрацию прав при несоответствии формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, решением Судакского городского суда Республики Крым от 14 марта 2017 года исковые требования Романова Николая Григорьевича к Красовскому Александру Николаевичу, Тимрук Валентине Николаевне, Зубковой Зое Николаевне о разделе общего домовладения, выделения в натуре ? части домовладения и относящиеся к нему вспомогательные подсобные помещения, присвоении выделенной части домовладения со вспомогательными подсобными помещениями отдельного адреса удовлетворены частично. Решением суда первой инстанции иск удовлетворен частично. Постановлено: произвести реальный раздел жилого дома общей площадью 117,3 кв.м., жилой площадью 65,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на 1/2 и 1/2 доли; выделить в натуре в собственность Романову Н.Г. 1/2 долю указанного жилого дома, а также выделить ответчикам 1/2 долю указанного жилого дома в виде определенных жилых и подсобных помещений с прекращением права общей долевой собственности Романова Н.Г. на жилой дом; присвоить выделенной части жилого дома отдельный адрес: <адрес>; взыскать солидарно с ответчиков Красовского А.Н., Зубковой 3.Н., Тимрук В.Н. в пользу Романова Н.Г. денежную компенсацию за разницу в стоимости идеальных и выделяемых долей жилого дома в размере 60 руб.
18 мая 2017 года Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым решение суда изменено в части отказа Романову Н.Г. во взыскании судебных расходов.
Согласно Выписки из ЕГРН жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 117,3 кв.м, имеет кадастровый №, на основании договора купли-продажи дома принадлежит на праве общей долевой собственности в размере ? доли принадлежит Романову Николаю Григорьевичу (л.д.11-12).
С целью регистрации права на недвижимое имущество 19 июня 2017 года Романов Н.Г. обратился в Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (л.д.13).
Уведомлением от 06 сентября 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщено Романову Н.Г., что в связи с отсутствием в представленных документах Акта обследования, принято решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета (л.д.16-17).
22 августа 2017 года Романов Н.Г. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости (л.д.18).
05 сентября 2017 года решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № отказано во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, поскольку в результате проверки сведений об объекте недвижимости выявлено, что сведения об объекте недвижимости – жилой дом (литера А), расположенном по адресу: <адрес>, внесены в ГКН 07 февраля 2017 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 №. Объекту присвоен кадастровый № (л.д.19).
16 июля 2018 года Романову Н.Г. направлено уведомление о приостановлении осуществления кадастрового учета, так как форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ, что является основанием для принятия решения о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета (л.д.23-24).
14 августа 2018 года уведомлением № о приостановлении государственной регистрации сообщено Романову Н.Г., что в заявлении о государственной регистрации права собственности отсутствуют сведения о кадастровом учете рассматриваемого объекта недвижимости, в связи с чем осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливается до 13 ноября 2018 года (л.д.25)
В силу пункта 2 статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Частью 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" утверждены Требования к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений (далее - Требования).
Из п. 2 раздела Требований следует, что в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13 июля 2018 года Романову Н.Г. сообщено, что представленным им Технический план не соответствует Требованиям к подготовке технического плана здания, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке". Не правильно определен вид кадастровых работ. Объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, внесен в государственный кадастр недвижимости под литерой А и имеет кадастровый №. Если заявленный объект учета образован в результате реконструкции здания, внесенного в ЕГРН как ранее учтенный, рекомендуем подготовить технический план для учета изменений, если объект является самостоятельным, вновь образованным зданием, рекомендуем описать это в заключении кадастрового инженера (элемент «Conclusion»).
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года. Кроме того действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок осуществления технической инвентаризации объектов капитального строительства, составление технического паспорта предусмотрено только по результатам проведенной технической инвентаризации. Составление технического паспорта организацией, не проводившей его техническую инвентаризацию, соответствующими нормативными актами не предусмотрено.
В приложенных документах – технический паспорт, на основании которого подготовлен технический план и который включен в состав Приложения технического плана, выполнен 11.06.2015 года, не может быть использован при подготовке технического плана объекта капитального строительства, следовательно технический план подготовлен на основании документа, несоответствующего действующему законодательству.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Оценивая решения регистрирующего органа на предмет соответствия его нормам действующего законодательства, суд не усматривает нарушений. Решения приняты в пределах полномочий регистрирующего органа, права и свободы административного истца оспариваемыми решениями не нарушены.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд полагает необходим отказать в удовлетворении административных исковых требований Романова Н.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Романова Николая Григорьевича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Алиевой Эльзаре Соиновне, заинтересованные лица – администрация города Судака Республики Крым, Красовский Александр Николаевич, Тимрук Валентина Николаевна, Зубкова Зоя Николаевна, о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации и о приостановлении постановки на кадастровый учет незаконными – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 24 декабря 2018 года.
Председательствующий – судья М.Г. Иванов