дело №2а-356/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Одесское 29 октября 2018 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора незаконным и обязывании оборудовать на территориях общественных кладбищ площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области о признании бездействия по не оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора незаконным и обязывании оборудовать на территориях общественных кладбищ площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора обратился прокурор Одесского района Омской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в деятельности Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области. В ходе проверки установлено, что на территории кладбища Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области отсутствуют площадки для мусоросборников с твердым покрытием, урны для сбора мусора.
По результатам проверки 13.10.2017 года прокуратурой района главе Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено.
Вместе с тем до настоящего времени, администрацией поселения мер по установке урн для сбора мусора, площадок для мусоросборников с твердым покрытием не принято.
Просит признать бездействие Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора незаконным.
Обязать Администрацию Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области оборудовать на территориях общественных кладбищ площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него в суд не поступало.
Суд считает неявку представителя административного ответчика Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области
неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании прокурора и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно п.3, п. 4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
В соответствии с п.1.1 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к
размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Согласно п.1.2 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
В соответствии с п.6.6, п.6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 №84, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Согласно ст.2 Закона Омской области от 24.09.2015 года №1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5,8,13,15,22,26,31,38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Судом установлено, что согласно п.п.19 п.1 ст.3 Устава Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (л.д. 10).
Судом установлено, что по факту нарушений требований законодательства об организации погребения и похоронного дела прокурором Одесского района Омской области 13.10.2017 года Главе Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области было внесено представление, в котором указано требование о принятии мер по устранению допущенных нарушений закона (л.д. 5-7).
Согласно ответа Главы Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на представление прокурора №227 от 28.12.2017 года, на территории Белостокского сельского поселения имеются два кладбища. Кладбища оформлены в собственность поселения, земельные участки переведены из земель сельхозназначения на земли промышленности. Оба кладбища огорожены, кроме изгороди они также обвалованы. Возле ворот имеются металлические бочки для мусора. Водопровод отсутствует, каждое кладбище находится на большом расстоянии от водопроводных сетей, южное – 900 м, восточное – 600 м. Провести водопровод до кладбищ для бюджета поселения стоит больших затрат, метод прокола – 2000 рублей 1 метр, а годовой бюджет поселения составляет 3800 тысяч рублей. Подъездные пути к кладбищам в случае необходимости в зимнее время расчищаются (л.д. 8).
Согласно информации Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области №147 от 10.10.2018 года на территории Белостокского сельского поселения имеется 2 кладбища: №1 – южное. Адрес (местоположение) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с.Белосток. Участок находится примерно в 900 метров от ориентира по направлению на юго-запад. Адрес ориентира: Омская область, Одесский район. На территории данного кладбища площадка для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) отсутствуют, площадка ограждения не имеет; урна для сбора мусора имеется. № 2 – восточное. Адрес (местоположение): Омская область, Одесский район, Белостокское сельское поселение. На территории данного кладбища площадка для мусоросборников с твердым покрытием (асфальтирование, бетонирование) отсутствуют, площадка ограждения не имеет; мусоросборник из бетонных плит - имеется (л.д. 9).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.04.2014 № Белостокскому сельскому поселению Одесского муниципального района Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категория земель: земли промышл., энергетик., трансп., связи, радиовещ., телевид., информат., земли для обеспеч. косм. – для размещения кладбищ, площадь 10847 кв.м. Адрес (местоположение) местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с.Белосток. Участок находится примерно в 900 метров от ориентира по направлению на юго-запад. Адрес ориентира: Омская область, Одесский район. Кадастровый № (л.д. 11).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 29.04.2014 № Белостокскому сельскому поселению Одесского муниципального района Омской области на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, категория земель: земли промышл., энергетик., трансп., связи, радиовещ., телевид., информат., земли для обеспеч. косм. – для размещения кладбищ, площадь 16651 кв.м. Адрес (местоположение): Омская область, Одесский район, Белостокское сельское поселение.. Кадастровый № (л.д. 12).
В судебном заседании установлено, что на территории кладбищ Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области отсутствуют площадки для мусоросборников с твердым покрытием, урны для сбора мусора.
Судом, безусловно установлено, что Администрация Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает мер по оборудованию территории общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Суд считает, что непринятие Администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области должных мер по оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора, нарушает права граждан.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Прокурор Одесского района Омской области Третьяков С.С. предоставил суду доказательства того, что Администрация Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не принимает должные меры по оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Представитель административного ответчика Администрации Белостокского
сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не предоставил суду доказательств того, что Администрацией Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области приняты должные меры по оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Доказательств со стороны административного ответчика того, что на территории общественных кладбищ установлены урны для сбора мусора суду не представлено, представитель ответчика сослался только лишь на указание в письменной информации направленной прокурору Одесского района о том, что имеется урна для сбора мусора на южном кладбище, относительно восточного кладбища о том, что установлена урна для сбора мусора каких либо сведений вообще нет.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд считает, что прокурор Одесского района Омской области законно и обоснованно обратился в суд с административным исковым заявлением, поскольку выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределённого круга лиц, проживающих на территории Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие Администрации Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по не оборудованию территорий общественных кладбищ площадками для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Обязать Администрацию Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области оборудовать на территориях общественных кладбищ площадки для мусоросборников с твердым покрытием и ограждением, а также урнами для сбора мусора.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, административный ответчик Администрация Белостокского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░