Дело № 2а-1268/2018 05 августа 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Русиновой К.Н.,
с участием прокурора Пальминой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Лудиновой Ольги Васильевны к Соломбальской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12, признании действительными подписей избирателей, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12,
установил:
Лудинова О.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12. В обоснование требований указала, что ей отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 на основании пп.5 п.6 ст.46 ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Итоговый протокол был выдан ей с нарушением срока, установленного в п.12 ст.45 ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области», - 29.07.2018. Заключение рабочей группы сделано с ошибками (неверно указан срок сдачи подписей, не приложен ответ отделения Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области, нет его даты и номера о проверке персональных данных, неверно указан процент недействительных подписей, поскольку от 105 подписей 10% составляет 11 подписей). Не зачтены подписи К. и А. Причиной различного правописания букв в этих фамилиях являются особенности её нестабильного почерка, необходимость заполнения подписных листов в необорудованных для этого и плохо освещенных местах. В частности К. поставил подпись в двух разных подписных листах, но буквы его фамилии были написаны по-разному, что позволило членам Соломбальской территориальной избирательной комиссии трактовать их неверно. Аналогично неправильно трактовано написание фамилии «Антушова», подпись которой в ее собственном паспорте выглядит также как и запись фамилии в подписном листе. Несмотря на то, что в ведомости отмечено отсутствие недостоверных подписей, в итоговом протоколе и решении ОИК 11 подписей признаны недостоверными, что будет опубликовано в СМИ и введет в заблуждение жителей 12 избирательного округа и нанесет вред деловой репутации истца. Просила признать незаконным и отменить постановление об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12.
Административный истец и ее представитель в судебном заседании исковые требования уточнили, просили также признать действительными подписи гражданина Каргапольцева и гражданки Антушовой, обязать Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска зарегистрировать Лудинову О.В. кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12. На уточнённых исковых требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Соломбальской территориальной избирательной комиссии Кирьянова Т.Н. с требованиями не согласилась, полагала, что постановление об отказе Лудиновой О.В. в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 вынесено без нарушений требований закона.
10.07.2018 истцом были поданы документы о выдвижении в качестве кандидата в депутаты, подписные листы были, а также флеш-карта с данными избирателей, заполненная Лудиновой О.В., сданы 20.07.2018. При проверке подписных листов у рабочей группы возникли спорные вопросы, касающиеся сведений об избирателях, которые расходились с данными системы ГАС «Выборы». Указанные обстоятельства подтверждены информацией из Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области, которым выявлено несоответствие в указании сведений об избирателях, представленных в подписных листах. Согласно итоговому протоколу, составленному избирательной комиссией 28.07.2018, достоверными и действительными были признаны 95 подписи из 105 представленных, то есть установлено недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, что является основанием для отказа в его регистрации по пп.5 п.6 ст.46 Областного закона № 268-13-ОЗ.
Представитель избирательной комиссии МО «Город Архангельск» Березина Е.Н. поддержала доводы представителя административного ответчика. Полагала, что нарушений прав Лудиновой О.В. ответчиком Соломбальской территориальной избирательной комиссии не допущено.
Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя избирательной комиссии МО «Город Архангельск», заключение прокурора, полагавшего, что требования не подлежат удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Как следует из ст.93 Закона Архангельской области от 08.11.2006 N 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» (далее Закон № 268-13-ОЗ) обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закона № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушениями требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Законом, иным законом.
Судом установлено, что Постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Город Архангельск" от 24.04.2018 N 6/20 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 возложено на Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Город Архангельск" от 02.07.2018 № 10/40 заверен список кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва в количестве 5 человек, выдвинутых в установленном порядке избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» по одномандатным избирательным округам, в число которых вошла кандидат по одномандатному избирательному округу №12 – Лудинова О.В.
Как установлено п.1 ст.35.1 Закона № 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с п.1 ст.37 Закона № 67-ФЗ, п.3 ст.41 Закона № 268-13-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Пунктом 8 ст.37 Закона № 268-13-ОЗ форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.11 ст.37 Закона № 67-ФЗ, п.7 ст.41 Закона № 268-13-ОЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
В силу п.1 ст.38 Закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Как следует из п.4 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ проверке подлежат 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных в этом случае посредством случайной выборки (жребия). Если для регистрации кандидата, списка кандидатов требуется представить менее 200 подписей, проверке подлежат все представленные подписи.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Город Архангельск" от 24.04.2018 N 6/19 установлено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва, выдвинутых в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам, и количество подписей, которое вправе представить кандидат в свою поддержку.
Согласно приложению к Постановлению количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу №12, составило 96 подписей из 105 подписей, которые вправе представить кандидат.
10.07.2018 Лудинова О.В. представила документы, необходимые для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением «Архангельское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко».
20.07.2018 Лудиновой О.В. Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска были представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку её выдвижения в количестве 105 подписей.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (п.3 ст.38 Закона № 67-ФЗ).
Как следует из п.1 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего закона.
Согласно п.6.1 ст.38 Закона № 67-ФЗ, п.5 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу пп. «в» п.6.4 ст.38 Закона № 67-ФЗ, пп.3 п.9 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.7 ст.38 Закона № 67-ФЗ, п.12 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации принимается избирательной комиссия муниципального образования (окружной избирательной комиссия) в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по единому избирательному округу, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу (п.1 ст.46 Закона № 268-13-ОЗ).
Приняв решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия указанного решения выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, копию этого решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа в регистрации, исключения кандидата из списка кандидатов (п.5 ст.46 Закона № 268-13-ОЗ).
В соответствии с пп. «д» п. 24 ст.38 Закона № 67-ФЗ, пп.5 п.6 ст.46 Закона № 268-13-ОЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28.07.2018 фактически представлено 105 подписей избирателей, проверено 105 (100%) подписей. Из числа проверенных недостоверными (недействительными) признаны 11 подписей (10,5% от общего количества подписей, отобранных для проверки).
Из Заключения рабочей группы окружной избирательной комиссии следует, что порядок выдвижения кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 Лудиновой О.В. соответствует требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и областного закона «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области». Усматриваются основания для отказа в регистрации кандидатом Лудиновой О.В. ввиду обнаружения среди проверяемых 10,5% недостоверных и недействительных подписей.
На основании постановления Соломбальской территориальной избирательной комиссии от 30.07.2018 №62/214 Лудиновой О.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 в связи с выявлением более 10% недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Проверяя доводы административного истца о том, что подписи К.Ю.Ю., А.Т.И. являются достоверными, суд приходит к следующему.
Из анализа норм пп. «в» п.6.4 ст.38 Закона № 67-ФЗ, пп.3 п.9 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ, в соответствии с которыми недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, следует, что обстоятельствами подлежащими доказыванию являются достоверность сведений, представленных избирателями.
Представленные Лудиновой О.В. в Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска для проверки подписные листы содержат сведения об избирателях А.Т.И. (лист 18), К.Ю.Ю. (лист 24).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, рабочей группой по проверке подписных листов в составе членов избирательной комиссии с учетом использования системы ГАС «Выборы» выявлено неправильное указание фамилий избирателей (Каргопольцев вместо Каргапольцев, Антушева вместо Антушова). При этом, указанные сведения из подписных листов также были представлены Лудиновой О.В. в Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска в машинописном виде на флэш-карте, что фамилии указанных лиц были занесены неверно.
Согласно информации, направленной председателю Соломбальской территориальной избирательной комиссии города Архангельска начальником Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области, по результатам проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Лудиновой О.В., выявлено несоответствие в указании сведений избирателей, в том числе Антушовой и Каргапольцева.
Допрошенный в судебном заседании специалист П.Е.П., имеющая экспертную специальность на право производства почерковедческих экспертиз, предупрежденная судом об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, в судебном заседании пояснила, что фактическое написание букв в фамилиях Каргапольцева и Антушовой читается как Каргопольцев и Антушева. При этом явно прослеживается законченность в написании буквы «о» в фамилии Каргопольцев, что не даёт оснований полагать, что данная буква читается по иному, поскольку отсутствует необходимый элемент для написания буквы «а». Написание буквы «е» в фамилии Антушева не вызывает сомнений в том, что это иная буква, поскольку данная буква прописана чётко.
Таким образом, сведения об избирателях А.Т.И., К.Ю.Ю., указанные в подписных листах, представленных Лудиновой О.В. в Соломбальскую территориальную избирательную комиссию города Архангельска, нельзя признать достоверными.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку нарушений требований закона при вынесении постановления Соломбальской территориальной избирательной комиссией не допущено, основания, по которым данные подписи были признаны недействительными, предусмотрены пп. «в» п.6.4 ст.38 Закона № 67-ФЗ, пп.3 п.9 ст.45 Закона № 268-13-ОЗ, сроки и порядок вынесения оспариваемого постановления соблюдены.
Требования административного истца о признании действительными подписи гражданина Каргапольцева и гражданки Антушовой также не подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком не оспаривается собственноручное внесение подписей в подписные листы указанными лицами и их действительность по указанному основанию. Основанием для признания их недействительными послужило указание в подписном листе сведений об указанных избирателях, не соответствующие действительности.
Довод административного истца о нарушении срока выдачи итогового протокола не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку не влечёт юридических последствий, которые повлияли бы на принятие решения избирательной комиссией.
По тем же основаниям при наличии неоспоримых доказательств предоставления недостоверных сведений об избирателях не влекут отмену оспариваемого постановления Соломбальской территориальной избирательной комиссии техническая ошибка в указании срока сдачи подписей избирателей в заключении рабочей группы, отсутствие в приложении к итоговому протоколу о результатах проверки ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Лудиновой Ольги Васильевны к Соломбальской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене постановления об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12, признании действительными подписей избирателей, обязании зарегистрировать кандидатом в депутаты Архангельской городской Думы двадцать седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №12 отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 6 августа 2018 года.
Судья И.В. Уткина