Дело № 2-631/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Ванееве В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 12 ноября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Худинец Е.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки и признании права на получение мер социальной поддержки,
установил:
Худинец Е.В. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ более 10 лет осуществляла педагогическую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, после чего работала в организациях, не связанных с педагогической деятельностью. С ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя МДОУ «<данные изъяты> детский сад «<данные изъяты>». Поскольку она более 10 лет осуществляла педагогическую деятельность, и в последний период получала меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, считает, что указанные меры должны быть ей сохранены. Обратившись в орган социальной защиты, истица получила отказ в предоставлении указанных мер социальной поддержки, который считает необоснованным. Просила суд признать за ней право на получение указанных мер социальной поддержки.
В судебном заседании Худинец Е.В. требования иска и доводы в его обоснование поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Митин А.А. иск не признал, пояснив, что на момент назначения трудовой пенсии по старости, истица не осуществляла педагогическую деятельность, и мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг не пользовалась. Указанные обстоятельства не позволяют сохранить за истцом право на получение мер социальной поддержки. Просит в иске отказать.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы пенсионного дела истицы и личного дела получателя мер социальной поддержки, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что Худинец Е.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в ясли-саду № Печорского леспромхоза Объединения «Печорлес» <адрес> (в ДД.ММ.ГГГГ году ясли-сад передан Мылвинскому сельскому совету <адрес>). В указанный период Худинец Е.В. пользовалась натуральными льготами, предусмотренными действовавшим на тот момент законодательством для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
После увольнения с педагогической должности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в разных организациях и учреждениях на не педагогических должностях. Соответственно и никакими мерами социальной поддержки, предусмотренными для педагогических работников, она не пользовалась.
По информации пенсионного органа ДД.ММ.ГГГГ истице назначена трудовая пенсия по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ДД.ММ.ГГГГ истица была вновь принята на работу в МДОУ «<данные изъяты> детский сад «<данные изъяты>» на должность воспитателя и уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период Худинец Е.В. вновь пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, установленными для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Худинец Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в <адрес>, по которой оплачивает коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту, вывозу мусора.
Приведенные выше обстоятельства подтверждены записями трудовой книжки истицы, материалами пенсионного дела истицы, сведениями органов местного самоуправления и ОУФМС в Удорском районе, счетами ресурсоснабжающих организаций по оплате жилищно-коммунальных услуг, и не оспаривались сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ Худинец Е.В. обратилась в орган социальной защиты с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Решением ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» от ДД.ММ.ГГГГ в признании права на меры социальной поддержки, установленные для лиц, прекративших педагогическую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях, проживающих в сельских населенных пунктах и имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, истице отказано. Основанием к отказу в предоставлении мер социальной поддержки указано прекращение истицей педагогической деятельность до назначения трудовой пенсии по старости. Не согласившись с принятым решением, истица обратилась в суд.
Согласно Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должности воспитателя дошкольных образовательных учреждений – детских садов всех наименований, в том числе ясли-садов относится к педагогической деятельности.
Данные Списки применяются и в настоящее время после введения в действие нового нормативного регулирования по досрочному назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
Аналогичные положения содержал ранее действовавший Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, утративший силу с 03.11.2002.
Ранее предоставление мер социальной поддержки (льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было регламентировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255, согласно которому за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437 и от 24.01.1985 № 85, Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 № 203 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных нормативно-правовых актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратившего силу с 01.09.2013 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», но действовавшего на период рассматриваемых правоотношений).
Согласно статье 55 пункту 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (утратившего силу с 01.09.2013, но действовавшего на период рассматриваемых правоотношений) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанные меры социальной поддержки педагогическим работникам сохранены и после введения нового правового регулирования в сфере образования в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Пункт 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми» устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию и текущему ремонту.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона.
Данная правовая норма в редакции Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ устанавливала, что при выходе на пенсию право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг имели педагогические работники, проработавшие не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проживающие в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, которые в период осуществления педагогической деятельности пользовались мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Статья 2 Закона Республики Коми от 22.02.2011 № 14-РЗ распространила его действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Закон Республики Коми от 29.04.2011 N 46-РЗ внес изменения в редакцию абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной защите населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 10.05.2011.
Согласно внесенным в закон изменениям, сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, распространяется на педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 25.01.2012 абзац 8 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ признан соответствующим Конституции Республики Коми.
Как на день назначения Худинец Е.В. трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент обращения Худинец Е.В. в орган социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ новая редакция статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», вступившая в силу с 10.05.2011, действовала. Поскольку правоотношения сторон возникли после внесения названных изменений, положения измененной редакции Закона, при разрешении вопроса о наличии у заявителя права на предоставление мер социальной поддержки подлежат применению с 10.05.2011.
Новая редакция нормы закона исключила право на сохранение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для тех педагогических работников, которые вышли на пенсию после прекращения педагогической деятельности, в том числе с работы, не связанной с педагогической деятельностью. На день назначения трудовой пенсии по старости, истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в различных организациях на должностях продавца, вахтера, контролера цеха отгрузки, заведующей складом, кладовщика. Работу по педагогической должности, дающую ей право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 18 Закона Республики Коми № 55-РЗ, она в указанный период не выполняла. Поэтому законных оснований для удовлетворения иска Худинец Е.В. в указанной части не имеется.
Доводы истицы о наличии оснований для сохранения ей мер социальной поддержки по тому основанию, что после назначения трудовой пенсии по старости, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она вновь осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в МДОУ «<данные изъяты> детский сад «<данные изъяты>», и получала в этот период меры социальной поддержки, суд находит необоснованными. Приведенные истицей обстоятельства не имеют правового значения. На день назначения истице трудовой пенсии по старости, как того требуют положения нового правила, введенного с ДД.ММ.ГГГГ редакцией абзаца 8 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ, Худинец Е.В. мерами социальной поддержки не пользовалась, поскольку не осуществляла педагогической деятельности. Соответственно и права на сохранение мер социальной поддержки она не получила. Последующее трудоустройство истицы на педагогическую должность не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для сохранения за ней мер социальной поддержки.
В части иска о признании права на получение мер социальной поддержки по тому основанию, что истица была уволена с педагогической должности в связи с сокращением численности работников образовательного учреждения, необходимо указать следующее.
Часть 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ Законом Республики Коми от 02.05.2012 N 26-РЗ была дополнена 9 абзацем, согласно которому установленные данной частью меры социальной поддержки распространяются на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, проработавших в образовательных учреждениях, находящихся в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, не менее 10 лет, и уволенных в связи с ликвидацией образовательного учреждения, сокращением численности или штата работников образовательного учреждения до назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), которым выплачивается пенсия, назначенная в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", при условии, что на момент увольнения они имели право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки.
Указанная норма в редакции Закона Республики Коми от 07.10.2013 N 95-РЗ по структуре нормативного регулирования осталась неизменной, только вместо «образовательных учреждений» были предусмотрены «образовательные организации».
На момент обращения Худинец Е.В. в орган социальной защиты ДД.ММ.ГГГГ введенный абзац части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» уже действовал, поскольку вступил в законную силу с 15.05.2012 (в течение 10 дней после официального опубликования от 05.05.2012). Поскольку обращение истицы было после введения этого абзаца, т.е. правоотношения сторон возникли после внесения названных дополнений, то вновь введенные положения Закона, при разрешении вопроса о наличии у заявителя права на предоставление мер социальной поддержки по указанному основанию, подлежат применению с 15.05.2012.
Судом установлено, что Худинец Е.В., проживая в поселке городского типа, имея стаж педагогической работы не менее 10 лет в муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, ДД.ММ.ГГГГ была уволена в связи с сокращением штата работников образовательного учреждения, на основании пункта 1 статьи 33 КЗоТ РФ. Однако ни трудовая пенсия по старости (назначена только ДД.ММ.ГГГГ), ни пенсия в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", как того требуют положения абзаца 9 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ, истице на день увольнения не назначались и не выплачивались. Указанные обстоятельства не позволяют отнести истицу к той категории лиц, которым могут быть сохранены меры социальной поддержки по приведенным основаниям.
Поскольку у истицы отсутствует право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", отказ учреждения социальной защиты населения в предоставлении указанных мер социальной поддержки суд находит законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Худинец Е.В. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки незаконным и признании права на получение мер социальной поддержки, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Удорский районный суд.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 13 ноября 2015 года в Удорском районном суде.