Дело № 2-899/2015 ***
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 октября 2015 года г. Торжок
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Беловой Л.С.,
с участием представителей истца Пахомовой В.Н.- Волниной О.Е., Игнатова А.В.,
представителя ответчика - муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго» - Снегирева Ю.В., действующего на основании доверенности № 1527 от 13 ноября 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пахомовой Валентины Николаевны к муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Пахомова В.Н. с учетом изменений, представленных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию города Торжка «Горэнерго» о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации (процентов) за несвоевременную выплату заработной платы, компенсации морального вреда, указав следующее.
Между МП «Торжокские городские электрические сети» (МУП города Торжка «Горэнерго») и нею заключен трудовой договор №*** от 01.08.2006, согласно которому она принята на работу на должность оператора газовой котельной.
Полагает, что работодатель не исполняет обязанность по оплате сверхурочной работы в полном объеме, исходя из Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, которое, по ее мнению, применяется на предприятии в настоящее время (обязанность по его применению установлена решением суда), а также из статьи 152 Трудового Кодекса Российской Федерации и Положения об оплате труда и премированию на предприятии.
На основании статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее в двойном размере.
Согласно Положению об оплате труда и премировании работников МУП города Торжка «Горэнерго» операторам газовой котельной 3 разряда устанавливается доплата к окладу в размере 200 рублей.
В соответствии с информационными письмами Общественной организации – Профессиональный Союз Работников Жизнеобеспечения - минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе в организациях теплоснабжения, коим является МУП города Торжка «Горэнерго», с 01 января 2015 года составляет 7860 рублей, с 01 апреля 2015 года - 8442 рубля, с 01 июля 2015 года - 8526 рублей, следовательно, ее оклад с 01.01.2015 должен составлять 8060 рублей, с 01.04.2015 - 8642 рубля, с 01 июля 2015 года - 8726 рублей.
Однако администрацией предприятия указанная индексация в нарушение условий Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы не применяется, вследствие чего у предприятия в отношении нее образовалась задолженность по заработной плате.
Просит в судебном порядке взыскать с МУП г.Торжка «Горэнерго» образовавшуюся задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате в размере 32508 рублей 87 копеек (4243,65+2325,84+8160,46+3268,00+4457,70+6932,77+3120,45), денежную компенсацию (проценты) в порядке статьи 236 ТК РФ в сумме 1344 рубля 79 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы в размере 10 000 рублей, исходя из следующего расчета:
Базовая ставка рабочего первого разряда в первом квартале 2015 г. составила 7 860 руб. 7 860 + 200 (рублевая надбавка к III разряду) = 8060 рублей - оклад оператора газовой котельной третьего разряда в первом квартале 2015 года.
Норма рабочего времени - январь 2015 года -120 часов
8 060 : 120 = 67,17 руб/час.
67.17 * 188 = 12 627,96 руб. (по табелю)
12 627,96 * 4% = 505,12 руб. (вредность)
(67,17 * 62) * 40% = 1 665,82 руб. (ночные)
12 627,96 * 30% = 3 788,39 руб. (стаж)
67,17 * 48 = 3 224, 16 руб. (праздничные)
(12 627,96 +505,12 + 1 665,82 + 3 224,16) * 25% = 4 505,77 руб. (премия)
18 023,06 + 3 788,39 + 4 505,77 = 26 317,22 - 22 073,57 (по расчетному листку) = 4 243 рублей 65 копеек.
Норма рабочего времени- февраль 2015 года-152 часа
8 060 : 152 = 53,03 руб/час.
53,03 * 168 = 8 909,04 руб. (по табелю)
8 909,04 * 4% = 356,36 руб. (вредность)
(53,03 * 56) * 40% = 1 187,87 руб. (ночные)
8 909,04 * 30% = 2 672,71 руб. (стаж)
(8 909,04 + 356,36 + 1 187,87) * 25% = 2 613, 32 руб. (премия)
10 453,27 + 2 672,71 + 2 613,32 = 15 739,30 - 13 413,46 (по расчетному листку) = 2 325 рублей 84 копеек.
Норма рабочего времени - март 2015 года -168 часов
8 060 : 168 = 47,98 руб/час.
47,98 * 180 = 8 636,40 руб. (по табелю)
8 636,40 * 4% = 345,46 руб. (вредность)
(47,98 * 64) * 40% = 1 228,29 руб. (ночные)
8 636,40 * 30% = 2 590,92 руб. (стаж)
47,98 * 12 = 575,76 руб. (праздничные)
((56,06:2)*2) + 56,06*94) = 5 325, 70 руб. (оплата сверхурочных часов)
(8 636,40 +345,46 + 1 228,29 + 575,76 + 5 325, 70) * 25% = 4 027,90 руб. (премия)
(16 111,61 + 2 590,92 + 4 027,90) - 14 569,97 (по расчетному листку) = 8 160 рублей 46 копеек.
Базовая ставка рабочего первого разряда во втором квартале 2015 г. составила 8 442 руб. (8 442 + 200) (рублевая надбавка к III разряду) = 8 642 рубля - оклад оператора газовой котельной третьего разряда в первом квартале 2015 года.
Норма рабочего времени - апрель 2015 года -175 часов
8 642 : 175 = 49,38 руб./час.
49,38 * 184 = 9 085,92 руб. (по табелю)
9 085,92 * 4% = 363,44 руб. (вредность)
(49,38 *58) * 40% = 1 145,62 руб. (ночные)
9 085,92 * 30% = 2 725,78 руб. (стаж)
9 085,92 + 363,44 + 1 145,62 = 10 594,98 * 25% = 2 648,75 руб. (премия)
10 594,98 + 2 725,78 + 2 648,75 = 15 969,51 - 12 701,51 (по расчетному листку) = 3 268 рубля 00 копеек.
Норма рабочего времени – май 2015 года - 143 часа
8 642 : 143 = 60,43 руб./час.
60.43 * 188 = 11360,84 руб. (по табелю)
11360,84 * 4% = 454,43 руб. (вредность)
( 60,43 * 62) * 40% = 1498,66 руб. (ночные)
60.43 * 16 = 966,88 руб. (праздничные)
11360,84 * 30% = 3408,25 руб. (стаж)
(11360,84 + 1498,66 +966,88) * 25%= 3 570,20 руб. (премия)
14280,81 + 3 408,25 + 3 570,20 = 21 259,26 – 16 801,56 (по расчетному листку) = 4 457 рублей 70 копеек.
Норма рабочего времени – июнь 2015 – 167 часов
8 642 : 167 = 51,75 руб./час
51,75 *180=9315,00 руб. (по табелю)
9315,00 *4%=372,60 (вредность)
51,75*64*40%=1324,80 руб. (ночные)
51.75*12=621,00 руб. (праздничные)
9315,00 *30% = 2794,50 руб. (стаж)
((53,85:2)*2 часа)+53,85 руб. * 65 час.) = 3554,10 руб. (оплата сверхурочных часов)
(9315,00 +372,60+1324,80+621,00+3554,10)*25%=3796,88 руб. (премия)
15187,50+2794,50+3796,88=21778,88-14846,11 (по расчетному листку)= 6932,77 руб.
Базовая ставка рабочего первого разряда в третьем квартале 2015 года составила 8526 рублей, (8526+200) (рублевая надбавка к третьему разряду) = 8726 рублей – оклад в 3-м квартале 2015 года.
Норма рабочего времени – июль 2015 года – 184 часа
8726:184=47,42 руб./час
47,42*184=8725,28 руб.(по табелю)
8725,28 *4%=349,01руб. (вредность)
47,42 *58*40%=1100,14 руб.(ночные)
47,42*100*30%=1422,60 руб. (за увеличенный объем)
8725,28 *30%=2181,32 руб.(стаж)
(8725,28 +349,01+1100,14+1422,60)*25%=2899,26 руб.(премия)
16677,61-13557,16 (по расчетному листку)=3 120,45 руб.
Расчет выплат за сверхурочные часы в первом квартале 2015 года.
Норма рабочего времени в первом квартале 2015 года составила 440 часов (январь – 120 часов, февраль – 152 часа, март – 168 часов)
В январе отработано 188 часов (по табелю) – 120 часов = 68 часов – переработка. В феврале отработано 168 часов (по табелю) – 152 часа = 16 часов – переработка. В марте отработано 180 часов (по табелю) – 168 часов = 12 часов – переработка. В первом квартале 2015 года переработка составила – 96 часов. 8060 : 120 = 67,17 руб./час. (часовая ставка в январе). 8060 : 152 = 53,03 руб. /час. (часовая ставка в феврале). 8060 : 168 = 47,98 руб. /час. (часовая ставка в марте). (67,17 + 53,03 + 47,98) = 168,18 : 3 = 56,06 руб. /час. (среднеквартальная часовая ставка).
Задолженность за первый квартал 2015 года составила 5 325 рублей 70 копеек из расчета: ((56,06 руб. : 2) * 2 часа) + 56,06 руб. * 94 часов)).
Расчет сверхурочных во втором квартале 2015 года.
Норма рабочего времени в первом квартале 2015 года составила 485 часов (апрель – 175 часов, май – 143 часа, июнь – 167 часов). В апреле отработано 184 часа (по табелю) – 175 часов = 9 часов – переработка. В мае отработано 188 часа (по табелю) – 143 часа = 45 часов – переработка. В июне отработано 180 часов (по табелю) – 167 часов = 13 часов – переработка. Во втором квартале 2015 года переработка составила – 67 часов. 8642 : 175 = 49,38 руб./час. (часовая ставка в апреле). 8642 : 143 = 60,43 руб. /час. (часовая ставка в мае). 8642 : 167 = 51,75 руб. /час. (часовая ставка в июне). 161,56 : 3 = 53,85 руб. /час. (среднеквартальная часовая ставка).
Задолженность за второй квартал 2015 года составила 3554 рублей 10 копеек из расчета: ((53,85 руб. : 2) * 2 часа) + 53,85 руб. * 65 часов)).
Размер денежной компенсации в соответствии со статьей 236 ТК РФ исчислен по формуле: сумма задолженности *8,25%*1/300* количество дней просрочки (с 10 февраля по 10 октября 2015 года).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Тверская областная организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Общероссийский Профсоюз работников жизнеобеспечения, Региональная энергетическая комиссия Тверской области, муниципальное образование город Торжок в лице комитета по управлению имуществом г.Торжка, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий».
В судебном заседании истец Пахомова В.Н., будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителей Волниной О.Е. и Игнатова А.В.
Представитель Волнина О.Е. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала, в обоснование привела доводы, указанные в иске, указала, что на предприятии должно применяться ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы, весь 2014 год работодатель исполнял положения ОТС, что свидетельствует о его присоединении к соглашению. В Федеральном законе «О теплоснабжении» указано, что тарифы формируются с учетом ОТС, то есть применение ОТС обязательно. Об этом свидетельствует и письмо РЭК Тверской области, согласно которому фонд заработной платы сформирован в соответствии с ОТС. В ОТС имеется список предприятий, на которые оно распространяется, ответчик относится к указанным предприятиям в сфере ЖКХ. Положение об оплате труда и премировании, Коллективный договор имеет ссылки на ОТС. Обосновывая расчет по неначисленной заработной плате, указала, что работодателем в нарушение п. 6.1, раздела 4 Положения об оплате труда и премировании не насчитывается премия на ночные и праздничные дни. В расчетах истца премия рассчитана из размера 25%, исходя из ранее сложившегося порядка (ранее всегда насчитывали премию 25%, с приходом нового руководителя размер премии уменьшился). Указала, что незаконно рассчитываются и сверхурочные, при расчете которых «минусуются» праздничные дни. Рекомендации, применяемые ответчиком, противоречат ст.152 ТК РФ.
Представитель Игнатов А.В. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал и пояснил суду, что в положении о премировании имеется ссылка на отраслевое тарифное соглашение. Поскольку заработная плата работников начисляется по данному положению, на предприятии признается действие отраслевого тарифного соглашения, доказательством является факт, что в течение 2014 года ежеквартально проводилась индексация заработной платы работников на основании данных об изменении (индексации) минимальной месячной ставки рабочих первого разряда. О применении отраслевого соглашения на предприятии также свидетельствует приказ №17 от 04 февраля 2015 года «О введении штатного расписания». На сообщении от профсоюзной организации, переданной посредством факсимильной связи, имеется входящий номер МУП «ГОЭНЕРГО», стоит резолюция руководства предприятия «ПЭО подготовить приказ, кадры дополнительное соглашение к трудовому договору, бухгалтерии произвести выплаты по новым размерам». МУП «ГОРЭНЕРГО» ежеквартально информировалось об изменении минимальной тарифной ставки. Никаких отказных материалов МУП «ГОРЭНЕРГО» не направлялось. Опубликование соглашения является лишь правом, а не обязанностью уполномоченного органа, о чем свидетельствует определение Верховного суда от 06.06.2014 года №72-КГ14-1 по кассационной жалобе Чеборксаровой И.В. Отраслевое тарифное соглашение было официально опубликовано. В отраслевом тарифном соглашении в ч.2 п.1.7 указано, что в случае отсутствия в организации коллективного договора, настоящее соглашение имеет прямое действие. В соглашении в п. 1.11 указано, что оно вступает в силу с 01 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года включительно. В статье 48 ТК РФ указано, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. В п.10.3 ОТС указано, что организации, на которые не распространяются нормы настоящего соглашения, вправе присоединиться к нему. Полагает, что МУП «ГОРЭНЕРГО» по умолчанию присоединилось к отраслевому тарифному соглашению. Полагает, что работодатель неправомерно исключает количество рабочих часов, отработанных в праздничные дни, из общего количества сверхурочных часов. Данные виды работ имеют совершенно разные основания для оплаты и не могут быть объединены в единое целое. Статья 5 ТК РФ не содержит ссылки на рекомендации, на которые указывает ответчик. В статье 13 Трудового кодекса указано, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ действуют на всей территории Российской Федерации и город Торжок в данном случае не исключение. Также в статье 12 ТК РФ предусмотрено, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе. В соответствии со ст. 40 ТК РФ при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. В связи с затягиванием процедуры ведения коллективных переговоров работодателем не был соблюден трехмесячный срок. Следовательно, протокол разногласий, составленный работодателем, не имеет юридической силы и не должен вообще учитываться в суде. В ст. 2 ТК РФ указано, что основными принципами регулирования трудовых отношений являются обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; а также обязанность сторон трудового договор соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ответом РЭК Тверской области в тариф, утвержденный данным уполномоченным органом, уже заложено применение отраслевого тарифного соглашения в части составляющей заработной платы работников. Кроме того, при установлении тарифа в расчет заработной платы включено 40% премии (а не 10%, что применяет ответчик в настоящее время). Следовательно, применение норм отраслевого тарифного соглашения является для ответчика обязательным. Что касается порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, такой порядок вообще применяться не должен, как не соответствующий реальному положению дел. Указанное в приказе №260 от 12.04.2007 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации не существует как таковое. Сайт, указанный в данном приказе www.minzdravsoc.ru, не существует и не функционирует. То есть те государственные органы, которые указаны в качестве исполнителей, уже не существуют и априори не могут выполнить предписанные действия. Полагает, что в данном случае применима ст.6 ГК РФ (применение гражданского законодательства по аналогии).
Представитель ответчика – МУП города Торжка «Горэнерго» - Снегирев Ю.В. заявленные исковые требования не признал и показал суду, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях в должности оператора газовой котельной 3 разряда. Согласно штатному расписанию истцу установлен должностной оклад в размере 7694 рубля. Истец не согласен с указанным, считая, что с января 2015 года ответчик обязан установить оклад в соответствии с Отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы). ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждено 09.09.2013 Минрегионом России, общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№11, ноябрь 2013), газете «Солидарность» (№47,18-25.12.2013) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01.11.2013. В соответствии с ОТС его действие распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в приложении №1, в случае присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться к нему (п.п.1.3,10.3 ОТС). Пунктом 1.7 Соглашения предусмотрено, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. МУП города Торжка «Горэнерго» членом Общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей «Союз коммунальных предприятий» не является и к Соглашению не присоединялось, поэтому действие ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы на работников данного предприятия, в том числе и на истца, не распространяется. В силу части седьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007 ( в редакции от 09.04.2012), изданным в соответствии со ст.48 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению. В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития российской Федерации и опубликования в журнале «Охрана и экономика труда», а также для опубликования в журнале «Промышленник России» и газете «Солидарность». После опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства стороны соглашения вправе предложить министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему. Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется и направляется для официального опубликования в «Российскую газету». Предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы не было официально опубликовано, вследствие чего действие Соглашения не может считаться распространенным на ответчика и его работников. Оплата сверхурочных часов установлена статьей 152 Трудового кодекса РФ, может содержаться в локальных нормативных актах, трудовом договоре. В соответствии с Положением по оплате труда и премировании работников, Правил внутреннего трудового распорядка предприятия, оплата труда операторам газовой котельной установлена в виде базовой месячной тарифной ставки, доплаты за вредные условия труда, доплаты за работу в ночное время, за работу в выходные и праздничные дни, оплату труда за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа). В п.4.7 Положения указано, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) оплачивается за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда). При суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа сверх нормального числа часов в учетный период. Согласно абз.1 п.5 п.5.2 Правил для операторов газовой котельной предприятия учетный период рабочего времени установлен три месяца. В спорный период при суммированном учете рабочего времени оператор газовой котельной Пахомова В.Н. работала сверхурочно. При расчете сверхурочной оплаты труда при суммированном учете рабочего времени Пахомовой В.Н. работодателем применены положения п.5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 года №162/12-55, согласно которому в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенным на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверхустановленного для этого периода нормы рабочего времени. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством – в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном – остальные часы сверхурочной работы. Указанное положение рекомендаций не противоречит действующему законодательству, что отражено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2012. Иной порядок расчета локальными актами МУП г.Торжка «Горэнерго» не установлен. Кроме того, Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 №465/П-21 утверждено разъяснение «О компенсации за работу в праздничные дни» №13/П-21, в соответствии с пунктом 4 которого при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда: во время отдыха. Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании статьи 152 ТК РФ, так и ст.153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. На этом основании решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. №ГКПИ 05-1341 данный пункт разъяснений признан действующим и не противоречащим действующему законодательству. Что касается неначисления премии на нерабочие праздничные дни, то и здесь нет никаких нарушений, ибо «праздничные часы» включены в оклад (общее число отработанных часов), на который начислена премия. Истец ссылается на методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 №81, однако они не противоречат их (ответчика) расчетам. Ссылка представителей истца о нарушении Положения об оплате труда и премировании работников от 12.07.2013 некорректна, так как подпункт 1 п.2 Положения не может быть применен к оплате труда оператора газовой котельной с момента окончания действия ОТС в ЖКХ на период с 01.01.2011 по 01.01.2014, то есть с 02.01.2014, в новом ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы понятий «базовая месячная ставка с учетом коэффициента 1.4» вообще нет. Доводы представителей истца, что работодатель фактически присоединился к ОТС, не соответствуют действующему законодательству, так как такого способа присоединения к соглашению не установлено, как не установлено и обязанности ежеквартально повышать оклады работникам. Полагает, что со стороны работодателя каких-либо нарушений не допущено, работодатель правильно применял при расчете зарплаты истца его оклад, установленный штатным расписанием и в дополнительном соглашении от 30.10.2014.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Тверская областная организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Общероссийский Профсоюз работников жизнеобеспечения, Региональная энергетическая комиссия Тверской области, муниципальное образование город Торжок в лице комитета по управлению имуществом г.Торжка, Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном разбирательстве не приняли, в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Из письменного отзыва РЭК Тверской области на заявленные требования следует, что анализ положений ч. 1 ст. 8, ст.11,130,134 ТК РФ, пунктов 2.3.2.4 ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы свидетельствует, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности устанавливается согласно Приложению №2 к ОТС, уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в РФ. Если в коллективных договорах и региональных соглашениях предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки, то ее размер может быть установлен в рекомендациями Союза коммунальных предприятий и Профсоюза жизнеобеспечения. При формировании тарифов для МУП г.Торжка «Горэнерго» расчет заработной платы для предприятия произведен с учетом коллективного договора на 2011-2014 г.г., в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075. Средняя заработная плата, заложенная для рабочих МУП города Торжка «Горэнерго», с 01.07.2015 по 31.12.2015 г.г., составила 14 631,19 руб. (при этом минимальная ставка определена в 7056 руб.*1,05% (индекс потребительских цен на 2015 год).
В письменном отзыве представитель третьего лица Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения указал, что МУП «Горэнерго» обязано (вынуждено) применять ОТС в ЖКХ, поскольку согласно ст.7 Федерального закона ФЗ-190 «О теплоснабжении» фонд заработной платы на энергопредприятиях формируется в соответствии с ОТС. В противном случае тарифы по энергоснабжению признаются недействительными.В соответствии пунктом 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 №1075, при определении расходов на оплату труда, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно ОТС, коллективным договорам. Эти же требования изложены в письме Федеральной службы по тарифам от 06.03.2014 №СЗ-2809/5. По данным Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (письмо от 08.09.2015 №2274) фонд заработной платы для МУП «Горэнерго» на 2015 год установлен в соответствии с ОТС в ЖКХ РФ на 2014-2016 годы. Трудовой Кодекс РФ предусматривает (ст.11, ст.12, ст.43, ст.48) порядок распространения коллективных договоров, отраслевых тарифных соглашений, согласно которому действие этих нормативных актов, если они зарегистрированы, распространяются на всех работников. В ряде статей предусмотрена индексация заработной платы (ст.10, 134 и др.). Эти нормы содержатся и в ОТС в ЖКХ РФ. Трудовой Кодекс определяет в ст.8, ст.48 порядок принятия нормативных актов, который включает ОТС, коллективные договоры, согласования с профорганизациями. «Положение по оплате труда и премировании работников», утверждённое директором предприятия в 2013 году, действует до настоящего времени в полном объёме, так как иных актов, изменяющих это положение, нет. В Положении имеются неоднократные ссылки на ОТС - отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ Российской Федерации. Документ является локальным нормативным актом, обязательным для исполнения всеми работниками предприятия. Таким образом, учитывая, что заработная плата работников в настоящее время начисляется по данному положению, основанному на нормах ОТС, действие отраслевого тарифного соглашения не подвергается сомнению. Доказательством применения отраслевого тарифного соглашения на предприятии является и тот факт, что в течение 2014 года ежеквартально проводилась индексация заработной платы работников предприятия на основании данных об изменении (индексации) минимальной месячной ставки рабочих первого разряда, направляемых Общероссийским профсоюзом жизнеобеспечения первичным профорганизациям. Никаких отказных материалов ни в какие органы, в том числе присылавшие эти уведомления, МУП «ГОРЭНЕРГО» не направляло. Опубликование в СМИ самого ОТС и обращения Министра к работодателям отрасли о присоединении к ОТС является лишь правом, а не обязанностью уполномоченного органа. При этом ОТС опубликовано в журнале «Ваше право», на сайтах Минтруда России, Росструда, Профсоюза жизнеобеспечения, ООО «Союза коммунальных предприятий», правовой системы «Консультант плюс». Отраслевое тарифное соглашение было опубликовано также в изданиях «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» № 11, в ноябре 2013 года и газете «Солидарность» № 14, 18 – 25.12.2013 года. Согласно определению Верховного суда от 06.06.2014 года № 72-КГ14-1 по кассационной жалобе Чеборксаровой И.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 августа 2013 года дело по иску Чеборксаровой И.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об установлении месячной тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, возложении обязанности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, взыскании недоначисленной заработной платы опубликование соглашения в качестве обязательного признака к присоединению не обязательно. Тем не менее, оно обязательно к применению. Отмечает, что согласно выводам Верховного Суда Соглашение, которым были внесены изменения в ОТС, прошло уведомительную регистрацию. Вместе с тем, при необходимости определения факта распространения ОТС в предыдущем периоде, необходимо учитывать, что предложение о присоединении к отраслевому тарифному соглашению, в соответствии со статьёй 48 Трудового Кодекса РФ, было направлено письмом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 20 сентября 2011 года № 22-5/10/2-9333. Данное письмо было опубликовано в Российской газете», журнале «Ваше право», «Бюллетене трудового и социального законодательства». Указанные действия по опубликованию предложения к присоединению к отраслевому тарифному соглашению судами признаны достаточными и правомерными. Возражения работодателя об отсутствии коллективного договора в период с 01.01.15 по 01.07.15 не имеют значения. Согласно ст.11, ст.12, ст.43 Трудового кодекса РФ на период разработки и утверждения нового коллективного договора действует предыдущий коллективный договор. В самом отраслевом тарифном соглашении в ч. 2 п. 1.7 указано, что в случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие. В соглашении в п. 1.11 указано, что оно вступает в силу с 1 января 2014 года и действует по 31 декабря 2016 года включительно. В статье 48 ТК РФ указано, что соглашение вступает с силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. В соответствии со ст. 40 ТК РФ при не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. По имеющейся информации в связи с затягиванием процедуры ведения коллективных переговоров работодателем не был соблюдён трёхмесячный срок. Следовательно, протокол разногласий, составленный работодателем, не имеет юридической силы и не должен учитываться в суде. Размер начисляемой премии работникам в настоящее время составляет 10 %. Ранее он составлял порядка 25 %. Здесь противоречие статье 3 ТК РФ, запрещающей дискриминации в сфере труда. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Никаких иных дополнительных указаний по иному толкованию данной статьи не предусмотрено. Ст. 153 Трудового Кодекса указывает на размер оплаты работнику при его работе в выходной или нерабочий праздничный день (оплачивается не менее чем в двойном размере). Данные виды работ имеют совершенно разные основания для оплаты и не могут быть объединены в единое целое. Работодатель неправомерно исключил количество рабочих часов, отработанных в праздничные дни, из общего количества сверхурочных часов. Согласно статье 5 ТК РФ регламентировано регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. В указанной статье ссылки на рекомендации нет. Трудовой кодекс имеет главенствующую роль над рекомендациями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего иди должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работников устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с требованиями статей 22,136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные трудовым договором и локальными правовыми актами, не реже, чем каждые полмесяца.
Согласно Уставу муниципального унитарного предприятия города Торжка «Горэнерго», утвержденному Комитетом по управлению имуществом города Торжка №40 от 14.04.2009 года, настоящий устав является новой редакцией устава МП «Торжокские городские электрические сети».
Судом установлено, что истец в соответствии с трудовым договором №1-23 от 01.08.2006 состоит в трудовых отношениях с ответчиком - МУП г. Торжка «Горэнерго», занимает должность оператора газовой котельной 3 разряда. Дополнительным соглашением к трудовому договору №1-23 от 01.08.2006 от 30.10.2014 ей установлен должностной оклад 7694 рубля в месяц, по результатам проведенной аттестации рабочих мест установлена надбавка 4% от должностного оклада. Указанное также следует из выписки из штатного расписания, утвержденного приказом организации от 29.10.2014 №123.
Истец, полагая, что заработная плата выплачивается ей не в полном размере, обратилась в суд с настоящим иском, обосновывая требования размером месячной тарифной ставки, установленной на федеральном уровне Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 года, заключенным Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения.
Разрешая заявленные требования в указанной части, суд исходит из следующего.
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2014-2016 годы (далее ОТС, ОТС в ЖКХ) со сроком действия с 01.01.2014 по 31.12.2016 утверждено 09.09.2013 Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, опубликовано в «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ» (№11 ноябрь 2013г.), газете «Солидарность» (N 47, 18 - 25.12.2013) и размещено на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ 01.11.2013.
В соответствии с п.1.2 Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли. В соответствии с Соглашением его действие распространяется на организации жилищно-коммунального хозяйства, указанные в Приложении №1, в случае присоединения к соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Организации, на которые не распространяются нормы Соглашения, вправе присоединиться у нему (п.п.1.3,10.3 ОТС).
Из п. п. 1.7 Соглашения следует, что оно является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.
В соответствии с п. п. 2.3 и Приложением N 2 Соглашения минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда) в организации коммунального теплоснабжения установлена в размере 7056 рублей.
Согласно пункту 2.1. Соглашения система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в Организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.
П.2.4 Соглашения предусмотрено, что минимальная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Если в коллективных договорах предусмотрено индексирование минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда поквартально, то ее размер может быть установлен в соответствии с рекомендациями Союза коммунальных предприятий и профсоюза жизнеобеспечения.
В п.2.5. Соглашения указано, что организации самостоятельно устанавливают систему премирования работников.
Пунктом 10.5 Соглашения предусмотрено, что в случае применения Соглашения в не присоединившихся к нему организациях, а также в организациях, где регулирующие органы используют и устанавливают при формировании фонда оплаты труда в тарифах на жилищно-коммунальные услуги минимальную месячную тарифную ставку рабочего первого разряда, определяемую Соглашением, работодатель несет ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и Союза коммунальных предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу части седьмой статьи 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время это министр здравоохранения и социального развития РФ), имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007 (в редакции от 09.04.2012), изданным в соответствии со ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержден Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению.
В соответствии с этим Приказом Федеральная служба по труду и занятости в течение 3-х календарных дней со дня регистрации соглашения (изменений и дополнений к нему) направляет текст соглашения и сведения о его регистрации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) и опубликования в журнале "Охрана и экономика труда", а также для опубликования в журнале "Промышленник России" и газете "Солидарность".
После опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
Предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно Приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для официального опубликования в "Российскую газету".
Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования данного предложения в Минздравсоцразвития России работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном статьей 48 (ч. 8) Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Из ответа Общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей «Союз коммунальных предприятий» следует, что МУП города Торжка «Горэнерго» членом ОООР «Союз коммунальных предприятий» не является, официального опубликования предложения работодателям присоединиться к ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы не было, действие ОТС распространяется только на организации, которые вступили в члены ОООР «Союз коммунальных предприятий» и имеют профсоюзную организацию. Действие ОТС в ЖКХ на 2014-2016 годы на работников МУП города Торжка «Горэнерго» не распространяется.
Анализ представленных суду доказательств свидетельствует о том, что предложение Минздравсоцразвития России работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства РФ о присоединении к ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2014 - 2016 годы не было официально опубликовано, как того требует Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2007.
При таких обстоятельствах, учитывая, что МУП города Торжка «Горэнерго» не является членом Общероссийского Отраслевого Объединения Работодателей "Союз коммунальных предприятий", не участвовало в заключении ОТС в ЖКХ на 2014 - 2016 г., а предложение о присоединении к нему не было официально опубликовано, и ответчик к Соглашению не присоединялся, действие данного соглашения не может считаться распространенным на данного работодателя и его работников, вследствие чего исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 152 ТК РФ сверхурочная работка оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последние часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии с действующими на предприятии Положением по оплате труда и премировании работников (далее Положение), Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия (далее Правила), оплата труда операторам газовой котельной установлена в виде базовой месячной тарифной ставки, доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа). В п. 4.7 Положения указано, что работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа) оплачивается первые два часа в полуторном размере, за последующие часы – в двойном размере (двойной часовой тарифной части оплаты труда). При суммированном учете рабочего времени сверхурочной признается работа сверх нормального числа часов в учетный период. Согласно абз. 1 п. 5 п. 5.2 Правил для операторов газовой котельной предприятия учетный период рабочего времени установлен три месяца.
Из материалов дела усматривается, что за 1,2 кварталы 2015 года при суммарном учете рабочего времени квартал истец работал сверхурочно соответственно 96 часов и 67 часов. Данные обстоятельства никем не оспариваются.
При расчете сверхурочной оплаты труда истцу при суммарном учете рабочего времени работодателем применены положения п.п. 5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные постановлением Госкомтруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1985 года №162 (далее Рекомендации), согласно которому в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормальным рабочим днем, переведенным на режим ГРВ, почасовой учет работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), то есть сверхурочными считаются только часы, переработанные сверху установленного для этого периода нормы рабочего времени. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством – в полуторном размере первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном – остальные часы сверхурочной работы.
Указанное положение Рекомендаций не противоречит действующему законодательству, что отражено в решении Верховного Суда РФ от 15 октября 2012 года №АКПИ12-1068. Иной порядок расчета сверхурочных часов локальными нормативными актами МУП г. Торжка «Горэнерго» не установлен и работодателем не применялся. При этом каких-либо нарушений в части оплаты сверхурочной работы в отношении работника допущено не было.
Кроме того, Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 №465/П-21 утверждено разъяснение «О компенсации за работу в праздничные дни» №13/П-21, в соответствии с пунктом 4 которого при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Как при сверхурочной работе, так и при работе в выходные и нерабочие праздничные дни работник будет осуществлять свою трудовую деятельность в абсолютно тождественных условиях труда - во время отдыха. Поскольку правовая природа сверхурочной работы и работы в выходные и нерабочие праздничные дни едина, оплата в повышенном размере одновременно как на основании статьи 152 ТК РФ, так и ст.153 ТК РФ будет являться необоснованной и чрезмерной. На этом основании решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. №ГКПИ 05-1341 данный пункт разъяснений признан действующим и не противоречащим действующему законодательству.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для возложения на работодателя обязанности по доначислению истцу заработной платы в виде оплаты сверхурочной работы по расчету истца.
Обосновывая представленный расчет по неначисленной в спорный период времени заработной плате, представитель истца Волнина О.Е. указала, что работодателем неправильно в нарушение Положения об оплате труда и премировании работников, действующем на предприятии, начислена премия, в расчет которой не включаются доплаты за работу в ночное время и праздничные дни. Полагала, что незаконно снижен и размер премии (с 25% (как было ранее) до 10%).
В ходе судебного разбирательства работодатель признал нарушение в части неначисления премии на доплату за работу в ночные часы и выплатил истцу задолженность по заработной плате в указанной части, а также денежную компенсацию в порядке статьи 236 ТК РФ. Начисление премии на доплату в праздничные дни не признает, считая, что уже и так оплатил работнику за труд в праздничный день.
Вместе с тем, из буквального прочтения Положения по оплате труда и премировании работников усматривается следующее.
Пунктом 6.1 Положения предусмотрено, что премия в текущем месяце может быть начислена при наличии прибыли в организации на основании приказа директора в размере, установленном директором МУП г.Торжка «Горэнерго», в зависимости от личного вклада работник в производственную и административно-хозяйственную деятельность предприятия. Размер стимулирующих выплат максимальным размером не ограничивается.
В пункте 6.2 Положения указано, что премия начисляется на должностной оклад за фактически отработанное время, с учетом доплат и надбавок, в соответствии с действующим законодательством.
Разделом 3 Положения регламентировано, что заработная плата работников состоит из должностного оклада, указанного в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием, доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного характера, премии.
Кроме того, Положение содержит раздел 4 «Доплаты, надбавки и другие выплаты». В указанный раздел включен пункт 4.5, содержащий нормы об оплате труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
В силу части 1 статьи 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников путём выдачи премии.
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ поощрять работников за добросовестный эффективный труд (в том числе выплачивать премию) является правом работодателя.
Ежемесячными приказами директора МУП города Торжка «Горэнерго» в спорный период времени операторам котельных и аппаратчикам ХВО по итогам работы за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2015 года приказано выплатить премию в размере 10%.
С учётом изложенного, в заявленных требованиях истца в части взыскания задолженности по заработной плате, исходя из расчета премии в размере 25%, следует отказать, ибо начисление истцу ежемесячной премии в размере 10% соответствует Положению об оплате труда и премировании работников МУП г. Торжка «Горэнерго», действующему на предприятии, и является правомерным.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Анализ вышеуказанных правовых норм в своей совокупности свидетельствует о необоснованном невключении работодателем при расчете премии доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, вследствие чего исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению, в пользу истца надлежит взыскать задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате путем расчета премии в спорный период времени на доплату за работу в выходные и праздничные дни исходя из имеющихся в деле расчетных листков, графиков и табелей учета рабочего времени, а также денежную компенсацию в соответствии со е статьей 236 ТК РФ, а именно: за январь 2015 года - в размере 307,76 рублей (3077,6 *10%), за март 2015 года – 54,96 рублей (549,58 *10%), май 2015 года – 86,09 рублей (860,86*10%), июнь 2015 года – 55,29 рублей (552,86*10%), а всего 504,10 рублей, денежную компенсацию, рассчитанную по формуле (невыплаченная сумма заработной платы х ставку рефинансирования Банка РФ)/ 300 х количество дней просрочки), в размере 27,12 рублей ((307,76 *8,25%*1/300*239)+(54,96*8,25%*1/300*180)+(86,09*8,25%*1/300*119)+(55,29*8,25%*1/300*89)).
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено, что ответчиком допущены нарушения прав истца на выплату в полном объёме и в установленные сроки заработной платы, на ответчика возлагается обязанность компенсации морального вреда истцу.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику физических и нравственных страданий, степень вины работодателя, а также принимает во внимание требования о разумности и справедливости. В пользу истца надлежит взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере пятьсот рублей.
В соответствии с частью первой статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований, к которым, в том числе, относятся и расходы по оплате услуг представителя, взыскиваемые в соответствии с положениями статьи 100 ГПК РФ в разумных пределах.
С учетом требований о разумности и справедливости, категории спора требования истца о взыскании расходов по оплате услуг представителя подлежат удовлетворению в размере 1000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден на основании п.п. 1 п. 1 ст. 333.36. НК РФ, подлежит взысканию с ответчика. Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины суд исчисляет в соответствии с требованиями ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 504 (░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 10 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░ ░░░░░ 27 (░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 12 ░░░░░░; ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 500 (░░░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 1000 (░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 (░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
***
***
***