Судья: Сурков В.П. гр. дело № 33-9857/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 октября 2014 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Сказочкина В.Н.,
судей: Сивохина Д.А. (докладчик) и Лазаревой М.А.,
при секретаре: Ивановой О.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 31 июля 2014 года, которым постановлено:
«Заявление Струкова И.А. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента управления имуществом г.о.Самара в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26 на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Обязать Департамент управления имуществом г.о.Самара утвердить схему расположения земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26 на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Отменить решение министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26.
Обязать министерство имущественных отношений Самарской области возобновить рассмотрение заявления Струкова И.А. от 16 января 2012 года о предоставлении за выкуп земельного участка находящегося под гаражом №26 по адресу: <адрес>, ГСТ-515 площадью 18 кв.м».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Струкова И.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Струков И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента управления имуществом г.о.Самара (далее – Департамент), оформленного письмом от 22 октября 2014 года №15-07-10/48502, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18,00 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26 на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и возложении на Департамент обязанности по утверждению указанной схемы.
В обоснование своего заявления указал, что 18 февраля 2013 года обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 18 кв.м под принадлежащим ему на праве собственности гаражом, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-551.
Решением от 2 мая 2012 года Министерство в удовлетворении заявления отказало, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях перспективного направления улиц на территории общего пользования.
Данное решение признано незаконным и отменено решением Октябрьского районного суда г.Самары от 20 сентября 2012 года.
По просьбе Департамента управления имуществом г.о.Самара им за свой счет была изготовлена схема земельного участка 17 сентября 2013 года и предоставлена в Департамент.
В ответ на обращение от 30 апреля 2014 года по вопросу несвоевременного рассмотрения своего заявления 20 мая 2014 года им было получено уведомление Министерства об отказе в предоставлении земельного участка от 2 декабря 2013 года №12-1/0076/12 и заключение Департамента от 24 октября 2013 года №15-07-10/48502 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Причиной отказа в утверждении схемы послужило заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 29 марта 2013 года №38-Д05-01-01/1343, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
В ходе рассмотрения дела Струков И.А. требования уточнил и просил:
признать незаконным отказ Департамента в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> ГСТ-515 гараж №26 на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26 на кадастровом плане (карте) соответствующей территории;
отменить решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка площадью 18 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ-515 гараж №26 и обязать Министерство возобновить рассмотрение заявления Струкова И.А. от 16 января 2012 года о предоставлении за выкуп земельного участка находящегося под гаражом №26 по адресу: <адрес>, ГСТ-515 площадью 18 кв.м (л.д. 24).
В судебном заседании Струков И.А. поддержал уточненные требования, представители Департамента и Министерства возражали против их удовлетворения, последний просил применить последствия пропуска Струковым И.А. срока обращения в суд.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 83-85).
В апелляционной жалобе представитель Департамента просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права (л.д. 86-89).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ предусмотрено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
В силу абз.1, 3 п. 2.4. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.06 N 74, Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Как установлено материалами дела заявитель является собственником гаража №26, расположенного по адресу: <адрес>, ГСТ- 551, площадью 18 кв. м.
С целью приватизации земельного участка под гаражом, он обратился в министерство имущественных отношений Самарской области.
02.05.2012 года министерство отказало в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в красных линиях перспективного направления улиц, на территории общего пользования.
Решением Октябрьского районного суда города Самары от 20.09.2012 года, вступившим в законную силу, решение об отказе в предоставлении земельного участка признано незаконным и на министерство возложена обязанность по возобновлению рассмотрения заявления.
20.05.2014 года Струков И.А. получил сообщение из министерства имущественных отношений Самарской области от 16.05.2014 года №12-1/0076/12, к которому прилагались уведомление об отказе в предоставлении земельного участка министерством имущественных отношений Самарской области от 02.12.2013 года №12-1/0076/12 в связи с наличием заключения уполномоченного органа о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, а также отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, в связи с тем, что согласно заключению департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 29.03.2013 года №38-Д05-01-01/1343 испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования.
Судом первой инстанции установлено, что постановлением Администрации города Самары от 28.06.1993 года №980 выделен земельный участок для строительства гаражей, в том числе спорный земельный участок, принадлежащий заявителю.
Постановлением Администрации Ленинского района от 17.07.1996 года №1167 введён в эксплуатацию объект недвижимости - гараж №26, расположенный по адресу: <адрес>, ГСТ-551, площадью 18 кв. м.
22.11.2005 года указанный объект недвижимости приобретён Струковым И.А. по договору купли-продажи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
26.04.2001 года Постановлением Самарской городской Думы №61 утверждены «Правила застройки и землепользования в городе Самара», согласно п.1.ст.6 которых, объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их ведения в действие, могут существовать и использоваться без их ведения в соответствие с настоящими правилами.
Также установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен только принадлежащей Струкову И.А. гараж. Объектов общего пользования не имеется.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не соответствие видам разрешенного использования земельных участков, установленных для данной территориальной зоны в данном случае не может ограничивать право заявителя на оформление права собственности, поскольку, действующее законодательство предусматривает сохранение за гражданами всех прав в отношении спорного земельного участка в тех размерах и границах, как они фактически сложились.
Разрешая заявленные Струковым И.А. требования по признанию незаконным отказа департамента управления имуществом в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования заявителя являются законными и обоснованными. Оснований для отказа Струкову И.А. в получении утвержденной схемы расположения спорного земельного участка с целью его последующей приватизации не установлено.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 31 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -