Дело № 2а-401/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.г.т. Анна 17 июля 2019 года
Воронежская область
Аннинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Пысенкова Д.Н.,
при секретаре судебного заседания Седовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Аннинского района Воронежской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Аннинского района Воронежской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, указывая, что прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Решением Совета народных депутатов Аннинского муниципального района от 26 декабря 2016 года № 49 переданы Хлебородненскому сельскому поселению Аннинского муниципального района полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующее решение от 29 декабря 2016 № 45 принято также Советом народных депутатов Хлебородненского сельского поселения. Заключено соглашение, срок действия которого определён с 01 января 2017 года до 31 декабря 2019 года.
Исходя из положения ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 по требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (далее – Стандарт). Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Требования Стандарта распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов.
Пунктом 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, зарегистрированной в Минюсте России 24 мая 2013 года № 28505 (далее – Классификация работ) к числу работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, отнесена разработка проектов организации дорожного движения.
В соответствии с п. 6.2.1 Стандарта дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, которые должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В этой связи, 05 июня 2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области внесено соответствующее представление № 2-1-2017 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и муниципальном контроле.
В ответе администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 26 июня 2017 года № 128.1 на указанное представление сообщено, что работа в указанном представлении будет проведена.
Вместе с тем, при повторной проверке установлено, что по состоянию на 18 июня 2019 года схема дислокации дорожных знаков так и не была разработана.
В связи с чем, просил суд признать бездействие администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, заключающееся в непринятии мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков, незаконным. Обязать администрацию Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области разработать схему дислокации дорожных знаков в Хлебородненском сельском поселении Аннинского муниципального района Воронежской области. Указанные нарушения устранить в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебное заседании прокурор не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно предоставленному заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие, полностью поддержав заявленные требования.
Представитель административного ответчика - администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно предоставленному заявлению требования прокурора полностью признает, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Воронежской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ), ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Решением Совета народных депутатов Аннинского муниципального района от 26 декабря 2016 года № 49 переданы Хлебородненскому сельскому поселению Аннинского муниципального района полномочия в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответствующее решение от 29 декабря 2016 № 45 принято также Советом народных депутатов Хлебородненского сельского поселения. Заключено соглашение, срок действия которого определён с 01 января 2017 года до 31 декабря 2019 года.
Исходя из положения ст. 17 Закона № 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 по требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (далее – Стандарт). Все требования Стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Требования Стандарта распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов.
Пунктом 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402, зарегистрированной в Минюсте России 24 мая 2013 года № 28505 (далее – Классификация работ) к числу работ по содержанию автомобильных дорог, в том числе, отнесена разработка проектов организации дорожного движения.
В соответствии с п. 6.2.1 Стандарта дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, которые должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Во исполнение Закона № 196-ФЗ и в целях использования единого подхода по применению положений государственных стандартов в области безопасности дорожного движения утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденный совместным письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02 августа 2006 года № 13/6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07 августа 2006 года № 01-29/5313 (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1.1 Порядка проект организации дорожного движения разрабатывается на основании п. 2 ст. 21 Закона № 196-ФЗ.
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что заказчиком проекта организации дорожного движения являются для муниципальных автомобильных дорог - органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами.
В соответствии с п.п. 3.2, 4.2, 4.4 Порядка проект организации дорожного движения должен содержать схемы расположения технических средств организации дорожного движения, включающие в себя дорожные знаки, а также должен содержать адресные ведомости размещения дорожных знаков.
Проект организации дорожного движения подлежит согласованию с соответствующим подразделением Госавтоинспекции МВД России, проект утверждается заказчиком, изменения к проекту должны быть согласованы с подразделением ГИБДД (п.п. 5, 6, 8 Порядка).
Исходя из системного толкования указанных норм, в отношении дорог местного значения органы местного самоуправления обязаны разработать проект организации дорожного движения, включающий в себя схему (дислокацию) дорожных знаков, однако до настоящего времени администрацией поселения проект организации дорожного движения не разработан, схема дислокации дорожных знаков отсутствует.
05 июня 2017 года прокуратурой района в адрес главы администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области внесено соответствующее представление № 2-1-2017 об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и муниципальном контроле.
Частями 1, 2 статьи 24 Закона «О прокуратуре РФ» предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В ответе администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области от 26 июня 2017 года № 128.1 на указанное представление сообщено, что работа в указанном представлении будет проведена.
Вместе с тем, при повторной проверке установлено, что по состоянию на 18 июня 2019 года схема дислокации дорожных знаков так и не была разработана.
Бездействие администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, заключающееся в неразработке схемы дислокации дорожных знаков, нарушает принцип безопасности дорожного движения, сформулированный в ст. 3 Закона № 196-ФЗ, а именно приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, а также отрицательно влияет на обеспечение безопасности дорожного движения на территории сельского поселения.
Согласно ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Нарушение требований, установленных природоохранным законодательством, отрицательно влияет на благоприятную окружающую среду, способствует ухудшению санитарно-эпидемиологического положения в поселении и ставит под угрозу здоровье неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Аннинского района Воронежской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области, заключающееся в непринятии мер по разработке схемы дислокации дорожных знаков, незаконным.
Обязать администрацию Хлебородненского сельского поселения Аннинского муниципального района Воронежской области разработать схему дислокации дорожных знаков в Хлебородненском сельском поселении Аннинского муниципального района Воронежской области.
Указанные нарушения устранить в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Аннинский районный суд в течение месяца.
Судья Д.Н. Пысенков