Дело в суде первой инстанции № 2а-5699/2019.
Дело № 33а-7189/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.
судей: Куратова А.А., Унтевской Е.Л.,
при секретаре: Авраменко А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 октября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Валетова С. Н., Валетовой Ю. В., Романовой Г. В., Третьякова С. К. к администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика администрации г. Хабаровска на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2019 года,
заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения административных истцов Валетовой Ю.В., Романовой Г.В., представителя истцов - Варфоломеевой Г.П, представителя администрации города Хабаровска Каун О.А.,
УСТАНОВИЛА:
Валетов С.Н., Валетова Ю.В., Романова Г.В., Третьяков С.К. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Хабаровска о признании незаконным решения межведомственной комиссии, ссылаясь на то, что Валетова С.Н., Валетова Ю.В. являются нанимателями жилого помещения №, Третьяков С.К. и Романова Г.В. собственниками жилых помещений № и № соответственно в доме, расположенном по <адрес>. Жилой дом относится к муниципальной собственности.
19.05.2017 истцы обратились к ответчику с коллективным заявлением о том, что деревянный жилой дом имеет видимые повреждения несущих конструкций и утрату надлежащей прочности, поскольку здание перекошено, фундамент частично поврежден, нижний брус из-за стоячих грунтовых вод сгнил, частично строение вросло в землю, завалинки разрушены, целостность кровли, потолков, стен, полов разрушена, косяки перекошены, в подъезде стены осыпаны до дранки, отсутствует пол, лестницы нуждаются в замене, печное отопление находится в аварийном состоянии.
Расположение дома между крупными магистралями – проспектом и железной дорогой не удовлетворяет санитарно-эпидемиологическим требованиям по уровню загрязнении, шума, вибрации, является угрожающим для здоровья жителей дома.
Из переписки с органами местного самоуправления установлено, что дом в Адресную программу Хабаровского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г. не включен.
С целью установления технических характеристик состояния дома истцы обратились в ООО «Эком-коттедж», в соответствии с которым заключение указывает на недопустимое состояние строительных конструкций здания жилого дома в целом, характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей. Реконструкция жилого дома нецелесообразна.
18.02.2019 заключением межведомственной комиссии дом признан аварийным подлежащим реконструкции, а не сносу. Считают, что выводы комиссии не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов в части обоснования заключением специалистов о нарушениях санитарных и эпидемиологических правил, а также норм пожарной безопасности.
27.02.2019 истцы обратились в адрес ответчика с требованием признать дом аварийным и подлежащим сносу. Постановлением № от 15.03.2019 вынесенным и.о. Мэра города решение межведомственной комиссии не отменено, срок расселения жилого дома установлен до 2027 г. Считают, что дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна и требует принятия незамедлительных мер.
Просили признать незаконным постановление № от 15.03.2019, заключение от 18.02.2019 №, обязать межведомственную комиссию повторно рассмотреть вопрос о проведении оценки соответствия жилого дома <адрес> требования, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2019 года требования административных истцов удовлетворены.
Признаны незаконными постановление № от 15.03.2019 администрации г. Хабаровска «О признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, и определении сроков отселения жильцов», заключение межведомственной комиссии от 18.02.2019 № о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Возложена обязанность на администрацию г. Хабаровска устранить нарушение закона, рассмотреть повторно на заседании городской межведомственной комиссии вопрос о признании жилого помещения пригодны (непригодным) для постоянного проживания – жилого дома <адрес> в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что администрация города на основании заключения межведомственной комиссии приняла решение о проведении реконструкции данного дома в рамках своей компетенции с учетом фактического состояния дома, возможностей бюджета и социально-экономических потребностей муниципального образования.
Административным ответчиком не нарушены права и законные интересы административных истцов на переселение из жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным или подлежащим реконструкции, в благоустроенные жилые помещения, отвечающие установленным требованиям.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов Варфоломеева Г.П. указывает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в ходе судебного заседания, и не являются основанием для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 Положения от 28.01.2006 года № 47 уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В силу положений пунктов 33, 34 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
В соответствии с пунктом 43 Положения, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние.
При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого дома.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкции жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 44 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов, установленных в настоящем Положении требованиям в соответствии со ст. 47 Положения.
Из материалов дела следует, что Третьяков С.К. Романова Г.П. являются собственниками жилых помещений 4, 5 в доме <адрес>, что подтверждается Договором на передачу квартиры в собственность от 15.08.1996 Третьякову С.К., свидетельством о государственной регистрации права Романовой Г.В. №.
Факт того, что Валетова Ю.В., Валетов С.Н. являются нанимателями жилого помещения <адрес> подтверждается ответом Управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска от 28.06.2011 № не оспаривается сторонами.
С целью установления технических характеристик жилого дома истцы обратились в организацию для оценки состояния дома. В соответствии с заключением специалиста ООО «Эком-коттедж» на ноябрь 2018 г. жилой дом <адрес>, является непригодным для проживания, угрожает жизни и здоровью жильцов.
Капитальный ремонт жилого дома <адрес>, экономически нецелесообразен. Техническое состояние дома в целом характеризуется снижением несущей способности, эксплуатационных характеристик, полным несоответствием минимальным требованиям санитарно-гигиенических и комфортных условий среды проживания, при которых существует опасность для проживания людей и оценивается как аварийное состояние конструкций.
Заключением межведомственной комиссии о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции № от 18.02.2019 принято решение о признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
15.03.2019 администрацией г. Хабаровска принято постановление № «О признании многоквартирного дома <адрес> авариным и подлежащим реконструкции и определении сроков отселения жильцов», в соответствии с которым Управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска поручено организовать работу по проведению реконструкции дома, отселению жильцов в жилые помещения маневренного фонда до начала производства работ по капитальному ремонту в срок до 2027 г. в установленном законом порядке. Управлению жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска поручено заключить с гражданами, подлежащими отселению, договоры найма жилых помещений маневренного фонда на время проведения капитального ремонта.
27.03.2019 истцы обратились к административному ответчику с заявлением об оценке жилого помещения, рассмотрении городской межведомственной комиссией вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.
Заявление административных истцов администрацией г. Хабаровска рассмотрено, 27.03.2019 административному истцу дан ответ о том, что 18.02.2019 уже принято решение городской межведомственной комиссией о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Заключение о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции, в котором расположены квартиры административных истцов, принято 18.02.2019. Из заключения следует, что физический износ здания по состоянию на 2002 г. составляет 72 %.
На дату принятия заключения установлена категория технического состояния здания: фундамент – аварийное; стены – недопустимое; перекрытия – аварийное; крыша – ограниченно работоспособное; система внутреннего водоснабжения – неудовлетворительное; система печного отопления – неудовлетворительное.
При необходимости дальнейшей безопасной эксплуатации здания следует разработать и выполнить проект капитального ремонта здания с учетом следующих мероприятий: капитальный ремонт конструкций фундамента с устройством пристенного дренажа и ливневой системы; частичная замена деревянных брусьев внешних стен с их утеплением; частичная замена перекрытий; замена утеплителя по чердачному перекрытию; капитальный ремонт полов; капитальный ремонт деревянных конструкций крыши с ремонтом кровли; замена элементов системы электроснабжения; капитальный ремонт системы печного отопления; проведение противогрибковых мероприятий; обработка деревянных элементов здания огнезащитным покрытием.
По результатам обследования жилого дома <адрес> специалистами Хабаровского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» установлено, что жилой дом V степени огнестойкости. Указанный жилой дом и квартиры в доме соответствуют требуемой степени огнестойкости. Условия обеспечения эвакуации проживающих граждан, в случае пожара в доме, не выполняются.
Для обеспечения условий эвакуации необходимо электропроводку в подъезде выполнить скрытым способе (п. 4.4.4 СП 1.13130-2009 «Системы противопожарной защиты Эвакуационные пути и выходы»); высоту перил выполнить 1, 2 м (п. 4.3.4. СП 1.13130-2009 «Систем противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»); высоту ступеней лестницы выполнить не более 0,22 м, равномерно в пределах лестничного марша, ширину проступи ступеней выполнить менее 0, 25 м, равномерно, (п. 4.4.2., п. 4.3.4. СП 1.13130-2009 «Система противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы»); ширину входной двери в подъезд, двери из тамбура в подъезд выполнить не менее 1,05 м (фактически 0,72 и 0,85 м) (п. 4.2.5., п. 5.4.19. СП 1.13130-2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»).
В результате обследования, проведенного специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» установлено, что в квартирах № межкомнатные перегородки перекошены, полы деформированы. На стенах и потолках имеются трещины и щели. В результате течи кровли на потолках произошло отслоение штукатурки.
В подъезде жилого дома побелка загрязнена, нарушена штукатурка, имеются трещины и щели. Все вышеизложенное является нарушением п. 9.1., п. 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Для группы жилых домов установлен надворный туалет на два отделения. На момент обследования выгребная яма надворного туалета переполнена, надземная часть туалета залита нечистотам, уборка надземной части туалетов не проводится. Прилегающая территория содержится неудовлетворительно (замусорена), что является нарушением n. 2.3., п. 2.3.5. СанПиН 42-128-4690- 88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Печи в нерабочем состоянии.
По результатам обследования, проведенного специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» установлено, что жилом дом <адрес> не соответствует требованиям п. 9.1, п. 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; п. 2.3., п. 2.3.5. СанПиН42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест».
Доказательств выполнения ремонтных работ административным ответчиком не представлено и на них администрация г. Хабаровска не ссылается.
Вместе с тем, согласно Заключению специалиста ООО «Эком-коттедж» на ноябрь 2018 г., жилой дом <адрес>, является непригодным для проживания, угрожает жизни и здоровью жильцов. Капитальный ремонт жилого дома <адрес>, экономически нецелесообразен.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заключение межведомственной комиссии № от 18.02.2019 не содержит мотивированных выводов и технических обоснований допустимости проведения реконструкции спорного жилого дома, при том, что выявлены дефекты и повреждения, нарушающие нормальную эксплуатацию здания, начиная с фундамента дома. Установлен высокий уровень физического износа конструктивных элементов здания. Жилой дом не соответствует требованиям п. 9.1, п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» п. 2.3, 2.3.5.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Вместе с тем, заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции, также является предметом судебной проверки.
В частности, не предрешая вопроса по существу, судом указано, что выводы специализированных организаций о крайне ненадлежащем (аварийном, недопустимом, грозящем обрушением) состоянии дома, основных конструкций, включая и фундамент, и нецелесообразности проведения капитального ремонта, при принятии решения межведомственной комиссией проигнорированы, решение о необходимости проведения капитального ремонта никак не мотивировано.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции и повторяют позицию изложенную представителем административного ответчика в суде первой инстанции.
Судебная коллегия не может признать их состоятельными, так как отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора. Приведенные выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального закона, подлежащих применению к возникшим правоотношениям сторон, не противоречат материалам дела и ответчиком не опровергнуты.
Нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судебной коллегией не установлено.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 08 июля 2019 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Хабаровска оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: И.А. Коноплева
Судьи: А.А. Куратов
Е.Л. Унтевская