ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 05 февраля 2015 года по делу N 33- 1383/15
Судья: Торшина С.А.
05 февраля 2015 года город Волгоград Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Марчукова А.В., Петрушенко Ф.П.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Волгоградского гарнизона к Королёвой Татьяне Анатольевне о возмещении материального ущерба,
по апелляционному представлению военного прокурора Волгоградского гарнизона – Сосницкого И.В. на решение Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 13 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., Судебная коллегия
установила:
Военный прокурор Волгоградского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице Пограничного управления ФСБ России по Волгоградской области обратился с иском к Королевой Т.А. о возмещении материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указал, что Королева Т.А. проходит военную службу в УФСБ России по Волгоградской области в звании капитана.
В соответствии с решением жилищной комиссии УФСБ России по Волгоградской области от 05.09.2012 г. Королевой Т.А. на состав семьи один человек было предоставлено жилое помещение по договору социального найма от 27.09.2012 г. в виде изолированной однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 44,9 кв.м., собственником которого являлась Российская Федерация в лице ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Волгоградской области».
30.12.2013 г. между Королевой Т.А. и ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Волгоградской области» был заключен договор безвозмездной передачи указанного жилого помещения в собственность Королевой Т.А.
Однако, в ходе проведенной проверки было установлено, что в собственность ответчика было передано жилое помещение общей площадью превышающей норму предоставления, предусмотренную Законом «О статусе военнослужащих». Полагал, что в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 г. № 942, а также положениями ст.ст. 1102 и 1105 ГК РФ за излишне предоставленную жилую площадь с ответчика подлежит взысканию сумма неосновательного обогащения в размере 379 430 рублей 58 копеек, из расчета стоимости 1 кв.м. квартиры.
На основании изложенного, просил взыскать с Королевой Т.А. в пользу Российской Федерации в лице Пограничного управления ФСБ России по Волгоградской области (в/ч 2021) ущерб в размере 379430 рублей 58 копеек.
Решением Краснооктябрьского районного суда г.Волгограда от 13 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований военного прокурора Волгоградского гарнизона было отказано.
В апелляционном представлении военный прокурор Волгоградского гарнизона оспаривает законность и обоснованность решения суда, как постановленное с нарушением норм материального права, просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме. Полагает, что судом неверно истолкованы положения ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, а также Постановления Правительства РФ от 24.10.2013 г. № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно абз.3 ч.1 ст.15 Федерального закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
Согласно абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при предоставлении гражданам, указанным в абз. 12 п. 1 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от 24.10.2013 г. № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», при изъявлении военнослужащим желания получить жилое помещение, указанное в п. 4 настоящих Правил, с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
В соответствии с п. 7 Правил, оплата общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, осуществляется военнослужащим в течение 20 рабочих дней со дня подписания им соглашения.
Согласно п. 13 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в п. 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке № 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению № 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в п.п. «и» п. 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в тех случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм (п. 1 и 3 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Предусмотренное абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств.
Как следует из материалов дела, Королева Т.А. проходит военную службу по контракту в УФСБ России по Волгоградской области в звании капитана.
01.07.2012 г. между Пограничным управлением ФСБ России по Волгоградской области и Королевой Т.А. был заключен договор социального найма жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
На основании решения жилищной комиссии УФСБ России по Волгоградской области от 05.09.2012 г. Королевой Т.А. предоставлена вышеуказанная квартира, общей площадью 44,9 кв.м., жилой 21,4 кв.м. на состав семьи 1 человек.
30.12.2013 г. между ФГКУ «Пограничное управление ФСБ России по Волгоградской области» и Королевой Т.А. был заключен договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан, по условиям которого, указанное жилое помещение на безвозмездной основе было передано в собственность ответчика.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Королевой Т.А. стоимости общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, поскольку основанием для взыскания такой стоимости является согласие военнослужащего, выраженное в письменном виде до решения вопроса о предоставлении жилого помещения.
Однако из решения жилищной комиссии УФСБ России по Волгоградской области от 05.09.2012 г., договора социального найма от 01.07.2012 г., договора приватизации от 30.12.2013 г. не следует, что стороны согласовали условие о предоставлении в собственность ответчика жилого помещения сверх нормы, предусмотренной ст. 15.1 Закона РФ «О статусе военнослужащих», а также согласие Королевой Т.А. принять такое помещение и оплатить за счет собственных денежных средств площадь жилого помещения, предоставленной сверх нормы.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения являются несостоятельными, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 24.10.2013 г. № 942, Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280, Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2014 г. № 8, основанием для взыскания стоимости излишне предоставленной площади жилого помещения, является согласие военнослужащего на такую оплату за счет собственных средств, выраженное в письменном виде до решения вопроса о предоставлении жилого помещения.
Однако, в ходе рассмотрения дела было установлено, что при решении вопроса о предоставлении ответчику жилого помещения по договору социального найма и последующей передаче его в собственность бесплатно, стороны не оговаривали его предоставление под условием оплаты Королевой Т.А. излишне предоставленной площади, при заключении договора ответчик не принимала на себя обязательств по оплате стоимости излишне предоставленной площади жилого помещения.
Более того, действующее законодательство не предусматривает взыскание стоимости общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления после передачи такого жилого помещения в собственность военнослужащего.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждёнными материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 13 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление военного прокурора Волгоградского гарнизона – Сосницкого И.В., без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда В.М.Колганова
05.02.2015 года
\